Амбика решила дождаться темноты, чтобы бежать из дома мужа. Ей едва исполнилось 12 лет, когда ее выдали замуж за 23-летнего мужчину. Он очень хотел на ней жениться, даже не зная ее. Он овладел ею, даже не спросив, не страшно ли ей, хочет ли она этого, любит ли она его. Этому древнему индийскому обычаю следуют не только в сельских районах, но и во многих городах и во всех кастах, от бедных далитов до браминов.
Амбика знала об этом и, вероятно, не смогла бы бежать без помощника, которому бы она доверяла. Этим помощником оказался ее дед Даршан, только он попытался воспрепятствовать женитьбе своей внучки. Именно он утешал ее, когда родители заставили ее жить с человеком, которого она никогда не видела, и помог ей найти силы сделать то, что она в конце концов и сделала.
Так, Амбика в этот вечер нарушила древнюю традицию дочернего послушания. Не думая о проклятии общества и родителей, видевших в этом замужестве способ избавиться от лишнего рта. В то же время, они были уверены, что делают ее счастливой. Она попыталась с ними поговорить. Но они не поверили ей даже тогда, когда во время церемонии обхода священного костра девочка заплакала. Ее посадили в грузовик и отправили в деревню, где жил ее муж. Она приехала туда уставшая и потерявшая всякую надежду. С женихом была достигнута договоренность о том, что между супругами не будет сексуальных отношений до совершеннолетия Амбики. Но муж не захотел соблюдать договоренность, и у Амбики не было никаких сомнений относительно того, как ей поступать. Она решила бежать.
Девочка-жена не взяла с собой ничего, кроме своего сари. До дома своего деда она добиралась два дня. Благодаря ему и его защите от собственных родителей и гнева семьи мужа, она смогла обратиться в комиссию по правам человека в Пенджабе. Адвокат Ятиндер Гилль с согласия ее и ее деда, предъявил мужу не только обвинение в нарушении законодательства о браке, в соответствии с которым женщины могут вступать в брак лишь по достижении 18-летнего возраста, но и в похищении и изнасиловании.
Таким образом Амбика, сама того не желая, стала символом восстания против самого спорного обычая в великой Индии. Подобных историй в стране тысячи. Не так давно Национальная комиссия по делам женщин Индии развернула кампанию против ранних браков, прежде всего, в таких штатах, как Раджастан, Мадия-Прадеж, Каттисгар, Бихар, Орисса и Уттар-Прадеж, где, как свидетельствуют результаты переписи населения, больше половины девушек в возрасте от 15 до 19 лет уже замужем, и "брачные контракты" подписываются их родителями, когда девочкам исполняется всего один год.
Нынешнее законодательство за ранние браки предусматривает наказание в виде штрафа в размере 150 евро и тюремного заключения сроком от одного до полутора месяцев. Но закон легко обойти. Не существует обязательного требования о регистрации церковных браков. Очень часто свадьбы проходят в рамках коллективных церемоний, в которых принимают участие целые деревни и округа. Это происходит в те дни по индуистскому календарю, которые считаются наиболее благоприятными для вступления в брак. В один из таких дней, 21 апреля этого года, в маленьком штате Шаттисгар в брак вступили шесть или восемь тысяч пар, в основном, малолетних: рекорд был поставлен в местечке Ради, где г-н Нетра Лал нашел жен для пяти сыновей, самому младшему из которых, Раму Гопа, едва исполнилось четыре года, а его жене Тагие было меньше трех лет.
В случаях с женитьбой таких маленьких детей девочка-жена лишь на время направляется в родительский дом мужа, а потом до достижения совершеннолетия возвращается к себе. Но иногда эти дети, как например, Амбика, вынуждены покинуть своих родителей и жить у незнакомых людей на положении маленьких рабынь. Тех, кому повезло, используют в качестве рабочей силы, но чаще всего, они погибают при странных обстоятельствах. И тогда их мужья получают возможность вновь жениться и получить приданное новой жены.
Согласно некоторым историческим источникам, традиция женитьбы маленьких детей возникла больше тысячи лет назад, когда мусульмане захватили Индию и стали насиловать девушек, не трогая тех, у кого были мужья. Индийцы начали выдавать замуж девочек практически сразу же после рождения.
Данные последней переписи населения указывают на то, что эта традиция сильна там, где складываются самые плохие социально-экономические условия, и где правят законы, не меняющимся веками. Например там, где принято выплачивать жениху приданное. Здесь у родителей есть только две возможности: или заплатить деньги, или убить свою дочь. Поэтому не случайно, что в тех штатах, где отмечается наибольшее число замужеств в детском возрасте, также самый высокий уровень смертности среди девочек.
Чтобы понять, насколько трудно искоренить традицию ранних браков, достаточно бегло ознакомиться с индийской хроникой. На прошлой неделе высокопоставленный чиновник правительства штата Бихар был арестован за то, что в его резиденции прошла церемония коллективного вступления в брак малолетних. Сегодня индийское общество все более активно выступает против подобной практики. Некоторые оптимисты полагают, что придание гласности таким делам, как дело Амбики, когда-нибудь пробьет брешь в общественном сознании, как это уже произошло в таких крупных городах, как Керала, Гоа и Манипур, где менее 15% семейных пар - дети, не достигшие совершеннолетия.
Источник статьи: Ино-пресса