В Индии существует хорошо отлаженный и десятилетиями отшлифованный механизм взаимодействия государства и частнокорпоративного сектора. Частью этого механизма является Плановая комиссия Индии, рассматривающаяся даже противниками государственного интервенционизма как интеллектуальный "локомотив" модернизации.
Основополагающим правовым документом, устанавливающим "правила игры" в сфере национального предпринимательства в Индии, является Companies Act 1956 года. Более ста индийских компаний относятся к разряду гигантов с активами от 800 млн. рупий и более. Ядро монополистического сектора - супер-корпорации с активами свыше 2 млрд. рупий каждая ($1 приблизительно равен 45 рупиям).
Большая часть крупных корпоративных структур в Индии сохраняют названия "домов" и носят имена своих основателей (Тата, Бирла, Баджадж, Шри Рам и др.). Как правило, это "центры силы", активно влияющие на разработку правительственной экономической политики. Начиная с 70-х годов ХХ века, предпринимательскую аристократию старых "домов" стали теснить новые корпорации, возникшие в русле государственного протекционизма.
В некорпоративном секторе индийского предпринимательства наиболее важный сегмент - малый бизнес. Официальной статистикой малый бизнес выделен в специальную категорию - small scale industries (SSI). Вопросами SSI в Индии занимается специальное Министерство малого промышленного бизнеса. Критерием отнесения к малому бизнесу является максимально разрешенный для "малых" уровень инвестиций в основной капитал предприятия, то есть в машины и оборудование (в настоящее время - 30 млн. рупий).
Сегодня статистика насчитывает 3 млн. предприятий малого бизнеса, на которых занято около 80 % всех наемных работников всей индийской промышленности. За предприятиями категории "малых промышленных" законодательно закреплены 822 производства, выпускающие продукцию более 7500 наименований. 35% стоимости этой продукции - экспорт. 749 видов продукции в исключительном порядке резервируются за малым бизнесом государственным заказом. Малым предприятиям предоставлено также исключительное право продажи государству 358 видов товаров и 812 наименований продукции. В практику малого бизнеса введена "система кластеров", предусматривающая существование региональных зон, которые специализируются по выпуску какого-то одного вида продукции.
В Индии существует разветвленная сеть предпринимательских организаций федерального и регионального уровней. Главными контрагентами государства, без которых в Индии не мыслятся разработка и проведение экономической политики, являются Федерация индийских торговых и промышленных палат - ФИТПП (FICCI) и Объединенные торговые и промышленные палаты Индии - ОТППИ (ACCII). ФИТПП и ОТППИ, например, активно включаются в разработку государственных пятилетних планов Индии еще задолго до того, как эти планы начинают верстаться в государственных органах.
ФИТПП представляет одновременно промышленность, торговлю и сферу услуг. За исключением текстильной и джутовой промышленности, отраслевые центры которых состоят в ОТППИ, а также нескольких компаний по производству удобрений, ФИТПП охватывает все сектора индийской экономки. ОТППИ выступает как защитник региональных интересов крупного капитала.
Центрами влияния являются также предпринимательские группировки регионально-этнического или религиозного характера. Например, Калькуттская группировка, которую возглавляют богатые марвари (этническая общность), Бомбейская, Южно-Индийская, Гуджаратская, Пенджабская и другие группировки.
В Индии разрешен свободный вывоз прибыли из страны, подписаны договора об отмене двойного налогообложения с 45 государствами мира. Осуществляются беспошлинный импорт составляющих для экспортных производств (например, компьютерного оборудования для экспортируемого программного обеспечения), ввоз товаров по сниженным таможенным пошлинам, выборочное освобождение компаний от подоходного налога вплоть до 2010 года. На пять лет предоставлены налоговые послабления компаниям, работающим в области развития инфраструктуры портов, аэропортов, санитарных предприятий, телекоммуникаций, геологоразведки.
В результате этой политики за последние десять лет в страну поступило $30 млрд. иностранных инвестиций, и эта сумма имеет тенденцию к увеличению.
Несмотря на благоприятный режим для импортеров и инвесторов, государство сохраняет за собой право регулировать и ограничивать эту сферу деятельности. Создание предприятий со 100-процентным иностранным капиталом запрещено. Иностранцам в Индии не может принадлежать более 40% акций компаний. Иностранному капиталу полностью закрыт путь в такие сферы, как сельское хозяйство, жилищное строительство, недвижимое имущество, печатные СМИ, оборона, стратегические отрасли. В производстве двигателей иностранные фирмы обязаны использовать местные компоненты, а импорт комплектующих разрешается им на основе показателей экспорта на предыдущий год.
Иностранным инвестированием в Индии занимается целая сеть организаций. В Интернете есть директория Government of India.Directory, где представлены все государственные учреждения в области внешнеэкономической деятельности. Основные из них:
* Министерство торговли и промышленности (Ministry of Commerce and Industry);
* Министерство по делам компаний (Ministry of Company Affairs);
* Министерство Финансов( Ministry of Finance), при котором существуют Совет по содействию иностранным инвестициям (Foreign Investments Promotion Board) и Индийский Центр инвестиций (Indian Investments Center);
* Министерство малого промышленного бизнеса (Ministry of Small Scale Industries).
Источник: Материалы Международного экономического форума
"Россия и Индия: стратегическое партнерство в XXI веке"