Гражданская авиация. Индия располагает 120 аэропортами, в том числе 5 международными, 87 внутренними и 28 военными.
Руководство страны рассматривает программу модернизации в 2006-2009 гг. 35 аэропортов страны общей стоимостью 10 млрд. долл. США. В 2006 г. начаты работы по модернизации международных аэропортов в г.г. Нью Дели и Мумбаи (обслуживают более 60% всего пассажиропотока), которые в дальнейшем планируется приватизировать.
В 2005 г. принято решение, разрешающее FDI в этот сектор в размере до 74%. В ряде случаев Правительство Индии может разрешить иностранному партнеру 100%-ное финансирование отдельного проекта. Модернизацию аэропортов планируется провести на самом высоком техническом уровне, что потребует привлечение инвестиций на сумму более 6,6 млрд. долл. США. Около 40 аэропортов планируется передать в управление правительствам штатов, что позволит им активизировать создание местных авиакомпаний и открытие новых внутренних авиалиний.
Перед гражданской авиацией Индии стоит задача кардинального улучшения авиасообщения между штатами, особенно в северо-восточном направлении, где использование самолетов Boeing и Airbus экономически невыгодно. Индийские авиакомпании остро нуждаются в самолетах вместимостью от 50 до 100 пассажиров.
Морской транспорт. Индия обладает морской береговой линией протяженностью более 6 тыс. км и находится на пересечении основных торговых морских путей. Около 85% импортируемых Индией товаров доставляется иностранными судами. В перевозке экспортных товаров доминируют индийские компании.
Объем переработанных грузов основными портами Индии стабильно растет. В 2005/06 фин. году индийские порты обработали более 400 млн. т грузов, 75% которых приходится на основные порты. По оценкам экспертов, потенциальные возможности портов страны составляют около 580 млн. т грузов в год. За последний год рост перевозок через них составил более 10%.
Средний срок обработки судов в портах Индии составляет 3,5 суток. Средний объем ежедневно обрабатываемых грузов в индийских портах вырос до 9,1 тыс. т.
Железнодорожный транспорт. В Индии создана одна из крупнейших в мире железнодорожных сетей общей протяженностью более 109 тыс. км. Ежедневно по железным дорогам перевозится 17,7 млн. пассажиров и 1,5 млн. т грузов. Подвижной парк Министерства железных дорог Индии насчитывает 7,7 тыс. магистральных локомотивов, 44,8 тыс. маневровых тепловозов и 214,8 тыс. вагонов. Индийские железные дороги объединяют около 7 тыс. станций. Помимо железнодорожного полотна, железнодорожная сеть Индии включает около 120 тыс. мостов и железнодорожных переходов.
Индийские железные дороги осуществляют ряд проектов, основными из которых являются "Золотой квадрат" и "Портовые связи", а также возведение мостов большой грузоподъемности. Реализация проектов осуществляется под руководством государственной корпорации Rail Vikas Nigam Ltd. (RVNL).
В 2001 г. был создан Специальный фонд железнодорожной безопасности (Special Railway Safety Fund) в размере 4 млрд. долл. США. За счет его средств восстановлено около 16,5 тыс. км путей и 1,3 тыс. мостов. До конца 2005 г. планировалось осуществить ремонт еще 8,5 тыс. км путей и 1,4 тыс. мостов.
Правительством Индии подготовлен пятилетний план модернизации железнодорожного транспорта (Integrated Modernization Plan) на период до 2010 г., который предусматривает финансовые вложения в размере 5,5 млрд. долл. США. Планом предусматривается:
· строительство скоростных пассажирских и грузовых участков железной дороги, которые должны связать крупные города, бизнес-центры между собой и с основными портами страны;
· модернизация и компьютеризация систем управления и обеспечения безопасности движения;
· строительство новых железнодорожных мостов;
· обновление колеи железнодорожных путей;
· обновление подвижного состава.
Метро. Первое метро в Индии было построено в г. Калькутте в 70-80-х годах XX века при техническом содействии советских специалистов.
В 1998 г. Правительство Индии приступило к реализации проекта строительства метро в г. Нью Дели. Строительство осуществляется в две фазы. Первая фаза, которая должна быть завершена в середине 2006 г., предусматривает строительство 58 станций и трех веток метро общей протяженностью 72,5 км. К концу 2005/06 фин. года построено 56 км путей и 50 станций. Вторая фаза развития метрополитена должна завершиться к 2010 г. Предполагается проложить около 80 км путей по трем новым веткам. Стоимость проекта оценивается в 1,9 млрд. долл. США. Финансирование планируется осуществлять на паритетных началах из федерального и муниципального бюджетов.
www.vneshmarket.ru