Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Религии Индии › Васту: Фэншуй по-индийски

Карма 5092
3.12.2006
Человек всегда старался максимально улучшить условия своей жизни. Постоянно совершенствуются способы передвижения, общения, да и всего, что связанно с активностью человека. Потребность в оптимизации нашей жизни породила множество наук. Одна из них занимается вопросами правильного устройства дома. Говоря проще, как сделать так, чтобы в доме было уютно, чтобы он приносил радость и покой своему обитателю, или же настраивал на активную деятельность в той части дома, где это необходимо. Эта наука имеет глубокие корни и известна нам под многими именами. Всем известно китайское слово ФЕН-ШУЙ. В древней Индии была своя наука - "Васту", о которой сегодня и пойдет речь. Но помните, на каких бы философских или религиозных понятиях ни базировались бы древние знания, цель у них одна - улучшить жизнь человека.

Уже пять тысяч лет назад в Индии люди задумались о том, как правильно обустроить свой дом в соответствии с законами природы. Считается, что в доме построенном по правилам Васту, человек будет чувствовать себя комфортнее, здоровее и т. д. Правила этой науки подходят любому, независимо от принадлежности к какой-либо нации и вероисповедания человека.

Архитектура - сакральная форма выражения, намек на божественную деятельность, которая, добровольно ограничивая себя в пространстве и времени, открывает нам Вселенную. Именно благодаря такому ограничению и возникает бытие. По этой причине художественная деятельность подразумевает дисциплину и самопожертвование, единственные качества, которые способны освободить искусство от эгоизма и сделать его глубочайшим выражением Самости. Произведение искусства не столько проявление индивидуального таланта художника, сколько воплощение им мелодии, донесшейся к нему из божественного хора и пропущенной через его индивидуальное восприятие.

Отсюда следует, что акту творения должна предшествовать духовная подготовка. Она включает аскетическую практику, чтение священных текстов, медитацию, прозрение и впитывание в себя той истины, которую надлежит передать. Почти всегда архитектором является брахман, член высшего жреческого сословия индуистского общества, главное дело которого состоит в передаче знания. Функция художника в некотором роде священна, так как он взывает к божественному началу, приглашая его воплотиться в камне.

Храм, таким образом, является аватарой, нисхождением бога на землю и зримым воплощением сакрального, вызванным к жизни верой покровителя и эзотерическим знанием исполнителя. Все архитектурные операции направлены на превращение обыденного - используемых материалов, самого процесса строительства - в священную материю. А храм, которой создан из нее в соответствии с правилами ремесла, становится мистическим космическим телом божественного.

Архитектура, следовательно, есть по преимуществу выражение метафизического содержания индуистской культуры: индуистский храм - это даршана (зрелище священного), и каждая мельчайшая его деталь представляет часть божества и исполнена глубокого религиозного и символического значения. Чрезвычайно существенно присутствие рядом с храмом воды, лучше всего перед ним или слева.

Перед началом строительства земля должна быть вспахана двенадцатью плугами с двенадцатью быками. Этот акт имеет космическое значение и понимается как движение солнца через двенадцать знаков зодиака. После того как земля засеяна и созрел урожай, на поле выпускают пастись коров с телятами, благотворное присутствие которых очищает землю. Корова, как символ заботливой и щедрой природы, почитается особо священной, а то, что получают от нее - молоко, простокваша, гхи (очищенное масло), моча и навоз, - широко используется в ежедневных ритуалах: молоко и масло в подношениях богам, сухой навоз - в качестве топлива, а моча - как дезинфицирующая и предохраняющая от опасностей жидкость.

Параметры конструкции и ее надежность определяются системой сложных расчетов, в которых больше значения придается остаткам, нежели целым числам. Считается, что именно остаток порождает бытие: если ничего не остается, ничто не может и возникнуть. Не случайно, что, когда Вселенная завершает очередной цикл своего существования и, пребывая в глухом мраке космической ночи, ждет своего нового возрождения, бог Вишну, воплощающий благой аспект божественного и принцип поддержания жизни, спит на змее по имени Шеша (Остаток), символизирующем жизненную энергию природы, оставшуюся от предыдущего цикла и ждущую своего возрождения на заре нового существования.

Наиболее важным фактором Васту считает расположение как самого здания, так и отдельных его помещений относительно сторон света. Считается, что энергия разных сторон света по разному влияет на организм человека. Самые главные направления: восток и север.

Так же в Васту говорится о том, что весь мир состоит из пяти основных элементов: воды, земли, воздуха, неба и огня. Эти элементы соответствуют своим направлениям. Весь секрет, как и в каких пропорциях уравновесить эти элементы, чтобы пребывать в гармонии с природой. Прежде всего надо распределить свой дом по сторонам света.

Северо-восточный угол - самый важный - угол воды. В Индии здесь располагают помещения религиозного назначения, так же и духовную деятельность человека рекомендуется осуществлять именно в этой части здания.

Еще северо-восток считается направлением знания. Свой рабочий стол следует поставить так, что бы сидеть лицом к этому направлению, от этого предполагается лучший эффект в получении и запоминании новых знаний, и большая работоспособность. По рекомендациям Васту в северо-восточной части здания можно расположить кабинет для работы или чтения.

Северо-восточный угол следует держать в чистоте, не заставлять тяжелыми предметами интерьера, дабы не загораживать путь благотворной энергии солнца. Ванную комнату лучше всего расположить на востоке. Спальню можно обустроить в северной, южной или юго-западной части дома. Спать лучше головой на запад или юг.

Юго-восток принадлежит огню. Все приборы, заменившие огонь, и дающие нам тепло и свет лучше расположить здесь. Это самое благоприятное место для кухни. Готовить пищу древняя наука рекомендует обратясь лицом к востоку. Стол рекомендуется простой формы, квадратный или прямоугольный. Принимать пищу следует лицом к востоку или западу.

Север - зона богатства! Сейф для хранения денег и документов идеально поставить в северной комнате. Драгоценности же или золото лучше хранить в южной или западной части дома. Северо-западная часть жилища, часть воздуха. Юго-западный угол считается обителью духов.

Алтарь - наиболее древний элемент сакральной индуистской архитектуры, и связанная с ним символика используется и при строительстве храма. Согласно воззрениям Вед, существование космоса обеспечивается взаимодействием бесчисленных сил, и человек может привлечь к себе положительную энергию и отвратить воздействие отрицательной посредством ритуала. Этого можно было добиться жертвой животных в прошлом и приношением даров в храм в более поздние времена.

Когда ритуальная площадка обозначена посредством пахоты или ограды, на ней воздвигается столб, к которому привязывают жертвенное животное. Столб символизирует центр космоса, вокруг которого упорядочение расположены миры, таким образом столб означает божественный космический порядок. Он связывает землю и небо и снабжен перекладинами, по которым взбираются жрец и заказчик жертвоприношения, что означает их ритуальное восхождение от обыденного к сакральному, возможное лишь тогда, когдa ритуал осознан и исполнен правильно. Память об этом ритуале инициации, истинный смысл которого забыт, жива до сих пор в фольклорной забаве, участники которой пытаются залезть по намазанному жиром столбу наверх, где подвешены призы. Эти призы, предназначенные тем, кто добрался до них, заменяют теперь ту духовную награду, которая в древности состояла в осознании того, что является освобождением и спасением.

Жертвенный столб также связан и с символикой дерева, очень важной для индийской культуры. Дерево - символ жизни и плодородия. Будучи укорененным в земле и тянущимся к небу, оно указывает на духовный путь, которому надлежит следовать. С глубокой древности в Индии верили в то, что деревья населены духами-охранителями, якшами и их подругами якшини, и не случайно, что Будда достиг просветления под деревом пипал. Жертвенный столб сохранился в храме в качестве отдельно стоящей колонны недалеко от входа в святилище. Теперь он используется в качестве храмового флагштока. При исполнении ведийского ритуала вокруг столба располагают алтари различной формы и назначения. Круглый, гархапатья, помещается в западной части и связан с земным миром; квадратный, ахаванья, - на востоке и символизирует мир небесный; дакшинагни в форме полумесяца ассоциируется с пространством между небом и землей.

Форма круга вызывает представление о неразделимом единстве Абсолюта и его проявлении в виде энергичного, оплодотворяющего Неба. Кочевники любят круг, поскольку он олицетворяет бесконечное движение в самой основе бытия. Когда кочевое племя останавливается, круг становится символом будущего, которое, на уровне макрокосма, находит себе место в постоянном процессе гибели и возрождения Вселенной. На уровне микрокосма он представляет сансару, бесчисленные перерождения человека в соответствии с законом кармы.

Карма означает "деяние", которое является причиной всего происходящего во Вселенной как общая деятельность всех живых существ, определяющая развитие внешнего мира; в человеке - как сумма его поступков. Карма заточает душу человека цепью рождений и смертей, и каждая его жизнь, полная желаний и заблуждений, определяется прошлыми жизнями и определяет будущую. В этом случае круг означает эту цепь, которую следует разрушить, границу, которую следует перейти.

Оседлое население тяготеет к квадратным формам. Квадрат связан с землей и символизирует вечное бытие, универсальный Закон, божественное в его противопоставлении земному, сакральное - обыденному. Индуистская архитектура стремится к совмещению форм, к превращению первой во вторую.

Этот процесс "квадратуры круга" символизирует бытие, подчиняющееся законам Абсолюта. Сооружение алтаря, а затем храма имело целью воспроизведение того совершенства, которое предшествовало возникновению мира, восстановление Единого из множества частей, на которые оно было расчленено.

Этот архитектурный ритуал был вдохновлен Ригведой, наиболее важной из четырех Вед, в частности, мифом о жертвоприношении Пуруши, гигантского человека, которого боги избрали в качестве жертвы. Вся Вселенная и все сословия людей произошли из различных частей тела этого человека. Этот ритуал на микрокосмическом уровне представляет божественный макрокосмический ритуал нисхождения Единого во множественное, и именно в нем заложен исток страдания как космоса, так и человека. Возникновение мира возможно лишь с появлений полюсов и противоположностей, поэтому существование представляет собой конфликт между жизнью и смертью.

Именно поэтому и жертвоприношение, и создание сакрального пространства завершаются, когда воспроизведено нерасчленимое Единое, которое объединяет и преодолевает все противоположности и которое приводит душу обратно к Богу. При сооружении огненного алтаря от края к центру закладка определенного ритуально значимого количества кирпичей в соответствии с установленными правилами подразумевает такое воспроизведение. Пустое пространство в центре алтаря, называемое "пупом", является символом пустоты и непознаваемого Абсолюта.

Когда, согласно одному из мифов, некие силы стали препятствовать нормальному функционированию Вселенной и боги закрыли ее своими телами, каждый свою часть, хаотическое ее пульсирование прекратилось, и, благодаря вмешательству сиятельных, божественных существ, девов, был восстановлен порядок, придавший бытию форму.

Выразителем беспорядка, антибожественной натуры материи является асура, демон, который изображается в человеческом обличье. Его фигура втискивается в ваступурушамандалу, квадратную решетку, которая лежит в основе плана храмового строения. Асура, подчинившийся стхапати, жрецу-архитектору, возглавляющему группу строителей, переименовывается в ваступурушу, т. е. "пурушу места для жилья", основу постройки.

Процесс строительства имеет определенную символическую трансформацию: демон со стиснутыми телом и лицом - символ безволия, но в то же время пластичности - становится Пурушей, совершенным человеком с лицом, обращенным к небу: проникающая в материю божественная сущность наделяет ее сакральной формой.

Пуруша насыщает ваступурушамандалу жизненной энергией; прана, "дыхание", оживляющее макро- и микрокосм, протекает по всем жизненно важным точкам плана храма. Эти "нервные узлы", называемые мармами, весьма уязвимы и потому в местах их расположения нельзя располагать стены, столбы или двери. Если такое случается, происходит опасное падение уровня энергии, угрожающее жизням архитектора и заказчика строительства. Несомненна аналогия мистического тела храма, состоящего из пяти космических элементов, человеческому телу. Квадратная платформа, стоящая на земле, соответствует ногам и коленям; стены, которые считаются связанными с водой, - бедрам; покрытие внутреннего святилища соответствует огню и треугольнику на теле, расположенному между чреслами и сердцем; фигура в виде сосуда для воды, венчающая святилище, - воздуху и части тела между сердцем и глазами; башня, символ эфира и пространства, приравнивается к пространству между бровями и макушкой головы. Таким образом, храм есть тело бога и его адептов.

То, как происходит переосмысление и сакрализация элементов храма, наглядно демонстрирует процесс его планировки. Сначала в центре подготовленной площадки воздвигается шест как идеальная ось, вокруг которой воздвигается здание, словно вьется каменная спираль, символ расширения и восхождения. Затем к шесту привязывают двойную веревку, которая служит циркулем для начертания окружности. Места ее пересечения с тенью от шеста при определенных положениях солнца фиксируются как точки, отмечающие направления на запад и восток. Они соединяются прямой линией, а затем используются как центры новых окружностей, радиус которых равен диаметру первого (т. е. линии запад-восток). Точки пересечения этих больших окружностей совпадают с направлениями на север и на юг и также соединяются линией. Две линии образуют крест, который является символом расширения Абсолюта по четырем сторонам света.

Используя точки пересечения линии север-юг с начальной окружностью в качестве центров, а саму линию как радиус, чертят еще две окружности. Пересечения четырех окружностей по линиям сторон света образуют четыре угла квадрата, что и означает приведение круга к квадрату, символизирующее переход с обыденного уровня на сакральный. Земля преображена и сакрализована: закрепленная четырьмя точками сторон света, они же точки соприкосновения с небом, она превращена в небесную невесту. Позиция шеста и крест, получившийся в результате описанных процедур, определяют первый тип плана-диаграммы храма, именуемый мандука, который базируется на модуле из центральных квадратов, разделенных на 64 малых квадрата. Если же начать построение с квадрата, наложенного на первый круг, и разместить по его сторонам еще 8 квадратов, получится второй основной тип плана - парамашайика, построенный на модуле из 9 квадратов, разделенных на 81 малый квадрат.

Хотя, в обоих случаях подразумевается символика восхождения от скрытого к явленному, путем приведения Единого к множественности, через стороны света, эти два плана представляют различные уровни понимания и духовного просветления.

Мандука, основанная на 4 квадратах, происходит из бинду, точки, которая является символом тайны бытия, поскольку лишена размеров и невидима, но в то же время лежит в основе размеров видимого. Она, таким образом, содержит неопределенно большое в неопределенно малом; из нее рождается пространство и она создает границы тем, что формирует линии и другие геометрические формы; она же выражает принцип времени, состоящего из мгновений. Она есть семя, из которого вытекает Вселенная и капля спермы, из которой рождается человек-микрокосм; она есть та вибрация, которая разделила первородные частицы в своего рода изначальном взрыве", судорога желания, которое раскалывает единство космического Сознания и создает деление на субъекты и объекты; она - объединение противоположных полюсов, мужского и женского, адепта и Бога. Поскольку ее сущность - отсутствие меры, бинду символизирует чистое бытие, то есть то, что человек не может ни измерить, ни определить категориями времени и пространства. План-диаграмма, основанный на точке, рассматривался жрецами как идеальный, так как именно они, брахманы, хранители духовных ценностей, высшее сословие индийского общества, могли понять тонкое, эзотерическое значение этого символа во вселенском контексте.

План-диаграмма, основанный на 9 квадратах, парамашайика, имеет началом квадрат, символ Абсолюта в его явленной и, следовательно, более грубой форме. Поскольку квадрат обладает уравновешенной и симметричной формой, он вызывает в представлении образ плотности, твердости, стабильности; он соотносится с землей и мирским пространством. Такой план более подходит сословию воинов, чья власть носит временный характер. Это сословие занимает следующий, более низкий уровень индийского общества, и предполагается, что его члены способны понимать значение символов лишь в более очевидном, микрокосмическом плане. Оба данных плана подвергаются дальнейшему развитию, приводящему к созданию новых диаграмм, используемых в качестве основы для закладки разных типов храмов.

Если план-диаграмма выражает переход от Единого к множественности, или, иначе говоря, проявление Единого, то возможен и иной, обратный путь - свертывание космического многообразия в божественное Единство. Он символизируется совмещением противоположностей - пространства и времени, солнца и луны, мужского и женского начал.

Четыре квадрата мандуки, наложенные на крест, образованный точками сторон света, найденными путем фиксации положений солнца, соотносятся с членением времени, но также и с редуцированным пространством, что дает взаимоналожение и слияние земного пространства с небесным временем в пределах одного символического комплекса. В другой диаграмме 8 квадратов, окружающих центральный квадрат, связаны с 4 основными и 4 промежуточными направлениями компаса; но поскольку эти направления связаны с путем солнца, пространство и время опять-таки представлены в Единстве.

Это же можно сказать о солнце и луне. 12 квадратов мандуки, окружающие 4 центральных, соотносятся с 12 знаками зодиака и, следовательно, с солнцем. Ее 28 рамочных квадратов посвящены 28 накшатрам, лунным домам. 8 квадратов парамашайики, окружающие центральный квадрат, связаны не только с основными направлениями в пространстве, но также с солнцем, луной, 5 планетами (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн) и Раху, демоном затмения. Следующая рамка, состоящая из 16 квадратов, соотносится с фазами луны, 32 квадрата внешней рамки включают 28 лунных домов и 4 квадрата, относящихся либо к основным странам света, либо к равноденствию и солнцестоянию. Таким образом, солнце и луна вновь оказываются соотнесенными.

ТИТХИ (лунный день)

Когда умножают высоту (дома) на 9 и затем делят на 30, остаток называется титхи. Эта формула указывает на лунный день благоприятный для начала строительства. Ятитхи - это примерно одна тридцатая того времени, которое требуется Луне для совершения полного оборота вокруг Земли. Продолжительность разных титхи несколько отличается по астрономическим причинам. Лунный месяц делится на две половины - "темную" (кршипа), когда луна на ущербе, и "светлую" (тукла), когда луна прибывает. В каждом из этих полумесяцев содержится но 15 гнитхи, и каждая из них имеет свое особое название. Итак, остаток при делении указывает нам на номер лунного дня. Вот значения разных титхи:

Остаток Результат

1 Неблагоприятен

2 Благоприятен

3 Благоприятен

4 Неблагоприятен

5 Благоприятен

6 Умеренный

7 Благоприятен

8 Неблагоприятен

9 Неблагоприятен

10 Благоприятен

11 Неблагоприятен

12 Благоприятен

13 Благоприятен

14 Неблагоприятен

15 Неблагоприятен

16 Благоприятен

Брахмастхана

С древних времен в Индии дворцы и простые жилые дома (шалы) строились таким образом, чтобы к их центральной части размещался внутренний двор или пристроен зал для религиозных и прочих торжественных целей. Эта центральная часть дома или участка называется Брахмастхана, или просто Брахма. Если дом или участок в плане имеет форму правильного квадрата. Брахмастхани - это район вокруг пупка Ваступуруши (божества земельного участка). В "Ирихат-самхите" сказано; "Хозяин дома, который стремится к счастью, должен весьма заботливо оберегать Брихму. Грязь и отбросы в этом месте принесут большой вред хозяину. Вот еще один рисунок из старинного трактата по васту, на котором показаны Пуруша и Брахмастхани.

У Ваступуруши тоже есть свои мармы (энергетические центры), и необходимо очень ответственно относиться к строительству здания, чтобы "не травмировать" эти части его тела. Это в первую очередь точки, в которых вышеупомянутые линии пересекают Брахмастхани. центры тех квадратов, через которые проходят диагонали. Считается, что если эти уязвимые точки дома травмированны, то у хозяина могут возникнуть проблемы в соответствующих частях его тела.

Слияние мужского и женского начал отчетливо выражено в характерном индуистском образе - литайони. Линга, фаллический символ бога Шивы, имеет много интерпретаций: это - зримая форма космической оси, вокруг которой вращаются все миры; в случае, когда камень закруглен и сверху и снизу (что означает его несвязанность ни с какой точкой обыденного мира), линга представляет космическое яйцо, из которого, когда оно было разбито, излились небо и земля и все, что живет между ними. Линге, являющемуся центром мира, поклоняются как органу прокреации, но в то же время он мыслится и как эмблема обуздания страстей, знак аскезы, указывающий на идею концентрации и достижения сокровенного.

Когда линга подается как источник всего сущего, то его иногда помещают под сосуд с капающей водой или в наполненный водой резервуар, чем подразумевается рождение Вселенной из вод Мирового океана после воспламенения их лона - ведь линга является символом света и огня. Овальная подставка, на которой размещается линга, - это йони, генитальный символ Богини, известный с глубокой древности. Сочетание линга и йони представляет пару Шива-Шакти, - великого бога вместе с женской ипостасью его энергии. Это синтез динамики и статики, принципов огня и воды.

В храме же его внешняя форма, изобилующая изображениями и украшениями, вызывает представление о пракрити, "природе" и многочисленных манифестациях Вселенной в ее бесконечной игре с будущим, тогда как внутренняя часть храма, его святилище, окруженное, как правило, голыми стенами, соотносится с Пурушей, духовным принципом, чистым Бытием и Сознанием.

Сайт: Знать.Ру
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики