Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Религии Индии › Премсумараг – кодекс поведения сикха

Карма 5086
3.12.2006
Премсумараг «Путь любви» - кодекс поведения сикха и правила устройства сикхской общины – относится исследователями к началу 18-го века. Автор этого раннего прозаического произведения на панджаби неизвестен. Некоторые приписывают авторство 10-му гуру Гобинду Сингху[1], однако наиболее вероятной представляется аргументированная точка зрения Бхаи Рандхира Сингха, изложенная в его предисловии к первому полному изданию текста «Премсумараг» в 1953 г[2]. По его мнению, разделяемому и другими историками сикхизма[3], автором текста, созданного, очевидно, вскоре после казни Банды Бахадура[4], является один из юных сподвижников Гуру Гобинда Сингха. Суриндер Сингх Кохли, автор «Истории панджабской литературы», относит наиболее раннюю из немногих известных рукописей этого памятника к 1718 г[5].

«Премсумараг» написан как обращение Бога к Гуру Гобинду Сингху незадолго до образования сикхской общины - хальсы. В нем подробно говорится о том, какой должна быть община и как должен вести себя каждый ее член. Член хальсы должен верить только в Единого Бога и не признавать никаких иных богов и никаких учителей, кроме десяти сикхских гуру. Ему не следует поститься, совершать паломничества к святым местам, верить в предписания астрологов. Отношение к другим религиям должно быть терпимым при ясном осознании превосходства сикхизма как единственной истинной веры.

«Премсумарг» подробно описывает ритуалы жизненного цикла и обряд вступления в хальсу, а также «мирские» обязанности сикха.

Сикх не должен жить подаяниями и не должен находиться у кого-либо в услужении (caakrii karnii). Запрещается мелочная торговля в лавке (taraazukashii manaa hai. dukaan baiThnaa manaa hai). Лучшим занятием называется совершение крупных торговых сделок (sabh ton uttam kirat saudaagarii hai). На втором месте стоит земледелие и ремесло. Заработанное рекомендуется разделить на пять частей: первая - от 1/40 до 1/10 отдается гуру, вторая родителям, третья общине, четвертая тратится на собственные нужды, которые конкретизируются как одежда (pushaak), еда (khuraak) и благовония (khushboii); пятую часть следует сохранить «на черный день». Не следует тратить больше, чем зарабатываешь. Даются и некоторые другие этические рекомендации: не следует много смеяться, болтать и осуждать кого-либо, проявлять нерешительность. Не следует причинять другим зла, иначе позже сам испытаешь горе. Следует дружить с людьми более достойными, чем ты сам.

Подробно описывается распорядок дня сикха. Он должен вставать до рассвета (amrit vele), справив большую нужду, вымыть руки ...справив малую нужду, три раза вымыть руки («намылив» глиной), потом вымыть ноги ниже колен. Затем следует почистить зубы, прополоскать рот, совершить омовение и тщательно вымыть волосы. При омовении использовать 7 гарви (gaRvii ) воды.[6] После омовения предписывается читать молитвы из «Ади Грантха». Есть следует, когда рассветет. Утром - лепешки (роти) и похлебку из бобовых (daal)[7]. Днем - дал, рис, мясо, фрукты и овощи. Роти второй раз есть не следует. Есть надо только тогда, когда хочется, завершать трапезу немного голодным. Не следует есть часто и в неурочное время. Сикх не должен есть в одиночестве. Если это происходит, у него должно быть немного еды для первого гостя, будь то сикх, хинду или мусульманин. Предпочтительно есть мясо животного, убитого одним ударом (jhaTkaa), однако если такое мясо недоступно, можно есть и мясо животных, убитых по исламскому обычаю (halaal).

Сикх не должен стричь волосы и должен носить тюрбан. В ушах можно носить жемчужные серьги, разрешается иметь и другие мужские украшения. Каждые 2-4 дня следует отдавать одежду в стирку и если есть возможность, пользоваться благовониями.

Спать надо под пологом. Того, кто спит на кровати без полога, может поразить паралич. Если спящий встает ночью по большой или малой нужде или еще с какой-нибудь целью, то вставать нужно медленно, закрыв глаза куском материи. Если этого не сделать, то тело человека, во все поры которого проникла ночная влага, может поразить паралич. Не следует также спать раздетым, даже под пологом. Есть такой зверек/насекомое? (jaanvar) который прикрепляется к пологу. Он питается дыханием спящего. Яд этого зверька, проникая в человеческое тело, вызывает паралич. Те, кто долго спит, просыпаются утром с чувством усталости. Причина этой усталости – ночная влага и яд зверька.

Рекомендуется спать 4,5 часа, на женской половине проводить 1,5 часа днем и 4,5 часа ночью, всего 6 часов. Член хальсы должен по крайней мере 4-5 раз в день читать вслух отрывки из священной книги сикхов «Ади Грантх», а также сочинения Гуру Гобинда Сингха. Чтению стихов (в одиночестве или в обществе других сикхов) следует уделять не менее часа в день, можно и больше. Если днем или ночью остается свободное время, следует посвятить его медитации о Едином Боге.

В доме должно быть специальное место для еды, возле дома – небольшой сад, фонтан, туалет, конюшня. Все помещения следует содержать в чистоте, на полы по возможности стелить ковры.

Доступ в общину открыт для всех желающих. Связи внутри сикхской общины должны быть для сикха важнее родственных связей. После вступления в общину каждый становится членом той же касты, что и Гуру Гобинд Сингх – касты кхатриев Содхи. При этом не разрешается принимать пищу из рук сикхов, которые принадлежали до обращения к «низким» индуистским кастам метельщиков (cuuhRaa), кожевников (camiaar) и др. Однако представители этих каст, вступившие в хальсу, могут участвовать в совместных трапезах (лангар).

Сикхская женщина (замужняя, незамужняя или вдова) должна наравне с мужчиной соблюдать все религиозные предписания, включая ритуал вступления в общину. Разрешаются межкастовые браки и повторное замужество вдов. Сикхской девушке рекомендуется выходить замуж за сикха, сикхский юноша может жениться и на девушке-хинду и на мусульманке, при этом жене сикха следует вступить в сикхскую общину. Основной сферой деятельности женщин считается сохранение домашнего очага, в обществе ей предлагается появляться, закрыв лицо. Женщина считается ниже мужчины, так как обладает слабым интеллектом и не способна самостоятельно справиться со своими сексуальными желаниями.

Автор «Премсумараг» создает также идеальную модель сикхского государства. Вся полнота власти принадлежит в нем верховному правителю, (mahaaraajaa или paadshaah) который управляет с помощью министра и советников. Одна из главных обязанностей правителя – обеспечить справедливый суд. Автор трактата предлагает свое понимание справедливости: «правитель не должен присваивать себе то, что не принадлежит ему по праву и не должен позволять это другим. Он не должен безучастно взирать на страдания своих подданных». Предлагается взимать небольшие налоги с подданных, а также организовывать в каждом городе и деревне пункты, надзирающие за тем, чтобы ни один сикх не остался без пищи, одежды и работы, а также помогающие неимущим семьям устроить брак дочери.

Государство разделено на округа (tahsiil), каждый из которых делится на 21 район (pargana). Округ управляется губернатором (faujdaar-e-umdah) и министрами (diivaan). За порядком наблюдет начальник полиции города или деревенский староста (kotvaal).

Панджаби, записываемый шрифтом гурмукхи, провозглашается официальным языком государства. «Ади Грантх» и кодекс поведения сикха преподается сикхским детям в школе наряду с другими предметами.

Со времени создания «Премсумарг» кодекс поведения сикха много раз менялся. Многие наставления, связанные с организацией быта, сейчас мало кому известны и неприменимы, другие могли бы стать объектом критики современной сикхской общины (например, такие, как допустимость браков с мусульманами, рекомендация женщинам закрывать лицо или разрешение есть мясо животных, убитых по мусульманскому обычаю).

Трудно сказать, существовали ли сикхи, реализовавшие идеальную модель поведения, изложенную в «Премсумарг». Этот текст интересен как источник, дающий представление о религиозных, политических, этических взглядах и предрассудках образованного сикха начала 18. в.

Современные сикхи придерживаются правил (Рахит марьяда), установленных в 1936 году Комитетом по управлению гурдварами (Шромани гурдвара прабандхак комити) – высшей религиозной организацией сикхов, находящейся в Амритсаре. «Рахит марьяда» дает определение сикха, рекомендации по устройству общины и сикхского храма – гурдвары, описывет обряды жизненного цикла[8]. Строгость соблюдения правил поведения, предписанных «Рахит марьяда», зависит от многих факторов: профессии, уровня образования, семейных традиций, возраста, кастовой принадлежности. Например, кхатрий, остригший волосы, обычно считается «патита» - «упавшим», «оступившимся», в то время как джат в силу обстоятельств может позволить себе подобное отступление от правил и продолжает считаться полноправным и уважаемым членом общины.

Л.В. Хохлова

(кафедра индийской филологии)

Примечания

[1]Отсутствуют свидетельства близких к Гуру очевидцев, которые бы упоминали, что Гуру намеревался создать наставления по поводу распорядка дня сикха и мелких деталей быта. Напротив, известно, что Гуру Гобинд Сингх вообще не считал, что все сикхи должны пройти обряд посвящения в хальсу и многие близкие к нему сикхи не проходили обряда посвящения, см. Singh, Gopal. A History of the Sikh People (1469 – 1978). New Delhi, World Sikh University Press, 1979 : 291-292.

[2] Bhai Randhir Singh (ed), Prem Sumaarag, Amritsar, Sikh History Society, 1953.

[3] J. S. Grewal. A Theory of Sikh Social Order. From Guru Nanak to Maharaja Ranjit Singh’, essays in Sikh history. Amritsar, Guru Nanak Dev University, 1972.

[4] предводитель мятежных сикхов Бхаи Бахадур был казнен в 1916 г.

[5] Kohlii, Surinder Singh. Panjaabii Saahit daa Itihaas, Ludhiana, Lahore book shop, 1955: 216.

[6] один гарви равен 7 «серам» воды. Под «сером» имеется в виду от 600 г. до 1 л. воды

[7] roTii-daal обозначает также «грубую пищу», «простую еду»

[8] R.S. Wahiwala. The Sikh Code of Conduct. Fundamental Issues in Sikh Studies. Chandigarh, Institute of Sikh Studies:229-237

http://iaas.msu.ru
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики