«Слово и изображение символичны, если они подразумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное значение. Они имеют более широкий «бессознательный» аспект, который всякий раз точно не определен или объяснить его нельзя».
Карл Густав Юнг, «Человек и его символы».
В 1995 г. произошёл инцидент в Калифорнии, когда небольшая группа антифашистов попыталась принудить городские власти заменить 930 фонарных столбов, установленных в 1924—1926 гг. Причина: чугунные постаменты опоясывает орнамент из 17 свастик. Местному Историческому обществу пришлось с документами на руках доказывать, что столбы, закупленные в своё время в Огайо, не имеют никакого отношения к нацистам и, следовательно, никак не могут оскорблять чьи-либо чувства. Свастичный дизайн был основан как на классическом искусстве, так и на местных традициях индейцев навахо, для которых свастика издавна служила благоприятным знаком.
А вот картинка из глубокого детства. В отсутствие родителей мне велели затопить печь. Дело это было непростое — газеты, дрова, потом уголь, да понемножку, да чтобы тяга была, но не слишком. Я сделал все как надо, кроме тяги, из-за чего сквозь щели дверок потянулась копоть и быстро осела, закоптив белый кафель печки доверху. За печкой еще нужно было присматривать, отойти нельзя, и я провел пальцем по копоти. Линия получилась красивой, контрастной, дымчато-волнующей. Перечеркнул ее другой, такой же. Получилось что-то вроде свастики.
Я вспомнил советские фильмы про войну, многочисленные горящие немецкие танки, бок коптящей печки был очень на них похож. Усугубляя сходство, я попытался нарисовать свастику отчетливее. Не помню, сколько времени прошло, распахнулись двери, вошла мать. Реакция была мгновенной: я с ходу получил серию оглушительных затрещин.
Пожалуй, заурядная история, за исключением одного момента. Я не помню, как изрисовал свастиками ВСЮ печку. До самого потолка. Помню начало, «киношный» мотив и финал. Остальное — не помню. Собственно, об этом беспамятстве и речь. Полагаю, что в разные времена этому воздействию подвергались различные люди, социальные группы и даже целые народы. Рискну предположить также, что пентаграмма, она же пятиконечная звезда, и другие мистические символы древности воздействовали и воздействуют на людей аналогично.
Это одно из самых мощных средств визуального воздействия в мировой культуре. С графической точки зрения это универсальный логотип. Символ различим с любой дистанции, при любом масштабе изображения. Вращающийся квадрат, образуемый свастикой, создает иллюзию движения, ее края словно взрезают любую поверхность, на которой она появляется. В 1874 году Генрих Шлиман открыл изображения свастики во время раскопок гомеровской Трои. Позднее он проследил эволюцию изображения в цивилизациях Микен, Вавилона, Тибета, Греции, Ашанти (Золотой Берег Африки), Газы, Лапландии, Парагвая и Малой Азии. В галло-романский период свастика (гаммадион) изображалась на алтарях друидических культов. В Англии и Шотландии она известна как филфот (fylfot) и также часто применялась в религиозных ритуалах (следы кельтского влияния).
В сознании большинства европейцев свастика связана исключительно с германским национал-социализмом. Но единственное объяснение свастики в этом контексте находится в «Майн Кампф»: «…наш флаг олицетворяет программу наших действий. Красный цвет олицетворяет социальные идеи нашего движения. Белый цвет — идею национализма. В свастике заложена идея борьбы за победу арийцев и творческого труда, который всегда был и будет антисемитским». Объяснение довольно примитивное даже по тем временам, и не объяснение даже, а заурядный антисемитский клич. Достаточно сказать, что в Средневековье свастика никогда не противопоставлялась шестиконечной звезде как якобы специфическому символу иудаизма. На миниатюре к «Песнопениям Святой Марии» Альфонсо Сабейского свастика и две шестиконечные звезды изображены рядом с еврейским ростовщиком. До Второй мировой войны свастичная мозаика украшала синагогу в Хартфорде (Коннектикут). Это тем более странно, если учесть, что за спиной Гитлера стояли неординарные религиозные мистики.
Например, Карл Хаусхофер, будучи военным атташе в Японии, побывал в Гималаях и Тибете, где в 1905 году встретил своего главного духовного учителя — ламу Георгия Гурджиева. Хаусхофер учился у тибетских лам и у адептов японского тайного общества «Зеленый Дракон». Когда Гитлер ещё сидел в тюрьме, самым частым его визитёром был именно Хаусхофер. В мистическое общество «Туле», предшественницу партии Гитлера, входил другой его духовный наставник, Дитрих Эккарт. Один из семи основателей нацистской партии. Ему приписывают слова, сказанные на смертном одре: «Следуйте за Гитлером. Он будет плясать, но только под мою мелодию! Я посвятил его в «Тайное Учение», открыл ему центры видения и дал средства общения с Силами. Не скорбите обо мне: я оказал влияние на историю большее, чем любой из немцев». В «Туле» входили такие будущие вожди нацизма, как Розенберг и Гесс. Путь и идеологию общества «Туле» («место возвращения») вряд ли получится узнать полностью и правдиво. В частности, утверждается, что адепты общества почитали Солнце, которое противопоставлялось Луне — символу семитских народов. В «Туле» соединились две эзотерические традиции: движение, пришедшее из Гипербореи, и традиции Центральной Азии. У обоих этих движений одинаковый символ — левосторонняя свастика. Символом этой организации стала свастика с мечом и венком. Общество «Аненербе» из 50 научно-исследовательских институтов по изучению древней индоевропейской истории и культуры занималось в том числе внедрением в Германии рунических символов и свастики. Значит, у Гитлера были основания не рассказывать о магии свастики? Кстати, он категорически не любил этот термин, употребляя исключительно слово «хакенкройц» (крест с крючьями).
Нобелевский лауреат 1981 года Элиас Канетти лингвистический анализ этого слова соединяет с психологическим и антропологическим. Канетти видит двойное воздействие свастики — воздействие знака и воздействие слова. В знаке есть момент вращательного движения, словно две изломанные виселицы угрожают колесованием, мрачно и жестоко напоминая о переломанных членах тех, кого казнили таким способом. А слово Hakenkreuz унаследовало от христианского креста мрачность и кровавость распятия.
Появление свастики целый ряд исследователей связывают с Древней Индией. Во-первых, свастика считается символическим обозначением палочек для добывания огня, что указывает на её связь с огненным божеством Агни. Во-вторых, свастика видится связанной с Гарудой, птицей из космоса, персонификацией кометы, летящей по направлению к Земле. Всемирно известный астроном Карл Саган в своей книге «Комета» выдвинул гипотезу, что комета приблизилась к Земле в древности на такое расстояние, что исходящие из неё струи газа, изогнутые под воздействием вращения, были видны невооруженным глазом. В «Комете» Саган приводит копию древнего китайского текста, который показывает разнообразие хвостов комет, в основном простые хвосты, но на последнем изображении ядро кометы нарисовано с четырьмя исходящими из неё загнутыми лучами, изображая свастику.
В-третьих, существует точка зрения, что древнеиндийским мудрецам удалось познать структуру атома углерода. Беспорядочное движение электронов приводит к образованию «облаков», которые в атоме углерода расположены в виде тетраэдра. Хотя электроны движутся хаотично, исследования подтверждают, что в электронных облаках существуют зоны, в которых электроны бывают чаще. Эти зоны имеют вид спирали вокруг каждого из облаков, имеющих каплеобразную форму. Символы, которыми древнеиндийские мудрецы обозначали эти спирали, назывались Аумкара и Свастика.
Следовательно, эта символика наполнена не только глубоким эзотерическим, мистическим содержанием, она прежде всего пробуждает подсознательную память, которая четко запечатлела эти знаки-символы еще в те времена, когда они выбивались жрецами на камнях. Многие подростки и сегодня бессознательно рисуют свастику на школьных партах и стенах домов, не вкладывая в это политический смысл. Им просто приятно изображать этот простой и гармоничный знак, как приятно рисовать ребенку солнышко на асфальте. В самом деле, свастика — это прежде всего знак солнца, который присутствует в разном виде у всех народов.
Подростком, рисующим свастику, движет подсознательное. Он как бы бессознательно совершает мистический обряд, который дает выход какой-то неведомой силе. И не зря молодежные политизированные движения разделяются на тех, кто рисует свастику, и тех, кто рисует пятиконечные звезды в разнообразном исполнении. Пятиконечная звезда (пентаграмма) — также древнейший символ, в том числе и разрушения. В генетической памяти тех, кого бессознательно тянет к ее начертанию, присутствует «след» тех народов, которые ей поклонялись как своему мистическому символу.
Дети активно рисуют этот знак и другие символы примерно до 9-летнего возраста, но к 12 годам эта тенденция пропадает. Это связано с разочарованием в адекватном объяснении символов, которого дети ожидают. Есть инстинктивное ощущение того, что символы значат больше, чем о них рассказывают взрослые. А когда они наталкиваются на жесткий запрет, доверие к миру взрослых резко снижается. Не стоит с перепугу наказывать их за «запретные» рисунки. Не желая вступать в конфликт, дети подсознательно обходят эту сферу, пока в них не начинает проявляться подростковая оппозиционность к нездоровому обществу, которая часто остаётся на всю жизнь. Тогда они могут нарисовать свастику вполне осмысленно.
Олег ПОКАЛЬЧУК
www.zerkalo-nedeli.com