Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Религии Индии › Религии Индии: Буддизм

Карма 5092
13.06.2008
Существует распространенное заблуждение, что Индия – буддистская страна. Но это далеко не так. Буддистов в Индии – менее 1% населения (ок. 8 млн. чел. на 2008 г.).

Основателем Буддизма является Сиддхарта Гаутама. Он родился в царской семье в 6 в. до н.э., но оставил всё и ушел в лес совершать аскезы и предаваться медитации. Спустя некоторое время Сиддхарта разочаровался в этих практиках и стал следовать т.н. Срединному Пути, то есть пути умеренной жизни без чрезвычайной аскезы и без излишеств. Считается, что Сиддхарта достиг просветления в местечке Бодхгая (штат Бихар), сидя под деревом в медитации. После этого события его стали именовать Буддой, т.е. «Просветленный». Первую свою проповедь Будда прочитал в местечке Сарнатх около г. Варанаси. Закончил свой жизненный путь он в Кушинагаре (недалеко от г. Горакхпур).

Достигнув просветления, Будда стал активно проповедовать Дхарму, то есть метод постепенного избавления от привязанностей и достижения Нирваны (полного освобождения). Со временем вокруг него образовалась коммуна (санга) монахов и мирян. Учение Будды завоевало сердца многих правителей того времени, благодаря протекции которых и проповеди странствующих монахов буддизм стал быстро распространяться Индии и всему Востоку – от Средней Азии до Японии.

В мире существует два основных направления буддизма – Махаяна (Великая Колесница) и Хинаяна (Малая Колесница) или Тхеравада. В Индии получила распространения Махаяна, которая включает в себя поклонение буддам милосердия – бодхисаттвам и более ритуалистична, чем Хинаяна. К Махаяне относится и школа тибетского буддизма или Ваджраяна (Алмазная Колесница). Главная цель Хинаяны – личное освобождение, тогда как высший идеал Махаяны – забота о спасении всех живых существ из Самсары (круговорота перерождений).

Учение буддизма основано на сутрах – кратких трактатах, составленных по изречениям Будды и его последователей.

Завоевав многие соседние страны и регионы, буддизм постепенно, к 13 в. н.э. сошел на нет в Индии, снова уступив первенство индуизму. В настоящее время «буддистскими» являются только штаты Сикким и Аруначал-Прадеш. Большое количество буддистов живет в регионе Ладакх в штате Джамму и Кашмир на границе с Тибетом. Также, Индия стала пристанищем для десятков тысяч тибетских беженцов, которые в основном селятся в районе г. Маклеод-гандж (Дхарамсала) в штате Химачал-Прадеш, где находится резиденция лидера тибетских буддистов – Далай-ламы.
Noka  ж
Карма 178
13.06.2008
Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Гаутамы Шакьямуни.

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Буддизм — не столько религия, сколько мировоззрение, философия и способ жизни.

Буддизм наиболее распространён в Тибете, Бирме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии.

На территории России буддизм был распространён от Кавказа до Сахалина. Сегодня это основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии.

Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тхераваду, так называемые Великую колесницу и Учение старейшин.

Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — безграничной любви ко всем без исключения живым существам, и проистекающем из него понятием Бодхисаттвы — готовности отказаться от индивидуального достижения нирваны с целью спасения всех живых существ.

К Махаяне относится тибетский буддизм, китайский буддизм и несколько отдельных буддийских школ.

Последователи Махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственно Махаяну) и Малую Колесницу («Хинаяну»), которую называют также Колесницей Шраваков и Пратьекабудд. Само название «Хинаяна» (санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая колесница») было введено методически для обозначения буддистов, ограниченных только стремлением к индивидуальному спасению, и применялось в исторической полемике с другими школами раннего буддизма и с целью объяснения понятия бодхичитты.

Тхеравада — единственная сохранившаяся из школ Никая (раннего буддизма), применение по отношению к ней термина «Хинаяна» невежливо и некорректно. Тхеравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает.

В тибетском буддизме вводится также понятие Ваджраяна (Алмазная колесница или тантрический буддизм). Иногда её считают отдельной, третьей колесницей, иногда — одной из школ Махаяны. Характерной чертой Ваджраяны является тантра.

Эта ветвь распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурят-Монголию, Тыву и Калмыкию.

www.buddhist.ru
Карма 4
27.09.2010
Кстати, ни разу не доводилось сталкиваться с людьми, которые бы считали, что Индия - буддистская страна. Знаю даже одну женщину, которая до общения со мной, искренне думала и не сомневалась в том, что буддизм возник в Китае.

Очень интересен вопрос о причинах, вызвавших упадок. буддизма в Индии. Взлет его был вызван во многом становлением высокими духовными постулатами (ахимсой, отказом от жестоких жертвоприношений, философской глубиной) и тем фактом, что старые, основанные на ведах верования, уже перестали удовлетворять интеллектуальным запросам индийцев, сознание которых к временам Будды стало намного более развитым по сравнению с былыми эпохами. Однако это не единственные причины - когда над индийский субконтинентом правила династия маурьев, в которых огнем и мечом воедины были спаяны регионы с совершенно разным народонаселением, языками, верованиями, менталитетом, и не находящиеся между собой в некоторой степени культурного родства, нужна была идеология, которая бы могла послужить единым культурным ядром для империи, унифицирующим верованиями и стирающим межплеменные различия. И на эту роль очень хорошо подходил буддизм. Политическая целесообразность - одна из основных причин, по которым маурьи поддерживали буддийские общины на территории своей империи. Однако при воцарении данастии гуптов уже приближалась другия эпоха - средневековья. И в Индии наметилась тенденция к феодальной раздробленности. В таких условиях местные царьки были кровно заинтересованы не в стирании, а в усугублении локальных различий. Да и сама религия вед все века, прошедшие с зарождения буддизма, эволюционировала - возник всем нам известный индуизм. Так же свою лепту в исчезновение буддизма из Индии внелси мусульманские захватчики, покорившие Индию в начале второго тысячелетия нашей эры.
Карма 149
12.10.2010
Moony

Moony
В мире существует два основных направления буддизма – Махаяна (Великая Колесница) и Ваджраяна (Алмазная Колесница) или Тхеравада. В Индии получила распространения Махаяна, которая включает в себя поклонение буддам милосердия – бодхисаттвам и более ритуалистична, чем Ваджраяна. Главная цель Ваджраяны – личное освобождение, тогда как высший идеал Махаяны – забота о спасении всех живых существ из Самсары (круговорота перерождений).

Муни, что-то Вы здесь напутали. Ваджраяна вовсе не то же самое, что Тхеравада. И главная цель Ваджраяны уж никак не личное освобождение. Это присуще больше Хинаяне.

Под двумя основными направлениями буддизма Вы, наверное, имели ввиду Хинаяна и Махаяна. Ваджраяна (Тантрический буддизм) тоже относится к Махаяна, просто считается, что каждое направление - Хинаяна, Махаяна, Ваджраяна - это не иначе как этапы развития и эволюции буддизма.

Что касается Тхеравада, то я привыкла считать (из книг и от учителей), что это самая известная школа буддизма всё-таки внутри традиции Хинаяна, распространенная в юго-востоке Азии, в таких странах как Шри Ланка, Камбоджа, Лаос, Тайландия. Не знаю. Я не специалист. Опять же от своих учителей ваджраяны усвоила, что ни в коем случае нельзя относиться к Хинаяне свысока и пренебрежительно. Хинаяна как в историческом, так и в практическом смысле является первой и необходимой ступенью развития. Нельзя прыгнуть в Ваджраяну (спасать других), не пройдя уровень Хинаяны (научиться спасать себя). Считается, что смысл Хинаяны - личное освобождение, но опять же человек, практикующий внутри этой традиции и достигший высокого уровня развития, самым естественным образом будет заботиться и помогать другим, если и не в других жизнях, так в этой обязательно. Что уже не мало.

В буддизме часто используют следующую метафору для определения трех уровней "ян":

Сравнивают основные негативные эмоции с ядовитым растением. Так вот, представьте, что это ядовитое растение является воплощением пяти негативных эмоций (желание, гнев, неведение, зависть и гордыня), что порождают страдания.

На первом этапе (Хинаяна) нам придется заниматься тем, что вырывать эти ядовитые сорняки и сажать на их место соответствующие добродетели.

На втором этапе (Махаяна) мы оберегаем растение, огораживаем его, чтоб предупредить об опасности себя и других. Наша задача на этом этапе - это выработать противоядие, заключающееся в постижении пустоты (непостоянства и взаимозависимости феноменов).

И наконец, третий этап (Ваджраяна) заключается в том, чтобы развить иммунитет к яду через разумное поедание этого растения и таким образом трансформировать яды ума в нектар нашей истинной природы. То есть, перестав отвергать наши неврозы, мы начинаем проявляем к себе и другим большее сострадание и понимание и, таким образом, можем более эффективно помогать другим.
Карма 5092
13.10.2010
Aspirina

Спасибо, поправил путаницу с названиями.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое на Форуме