Боги – вот персонажи, которые останутся в творчестве всегда. Кришну, Радху, Раму, Ханумана, Яшоду, Ситу и Шиву простой человек может увидеть на подмостках сцены. Богиня Бхавати, культ которой широко практикуется в Керале, в дни фестиваля Тирайаттам впервые перед людским взором появляется в своей форме Прасанна-рупи. На ней серебряная диадема из маленьких голов змей, украшенная красными цветочками. Ее наряд состоит из красной широкополой рубахи с длинными рукавами и широкой юбки с бордюром. Искусно вырезанное золотое ожерелье, тяжелые серебряные браслеты на руках и ногах и гирлянда из белых цветов дополняют наряд. У нее длинные шелковистые волосы.
Без подобных атрибутов не обойтись. Лилы, в основе которых сценки из «Рамаяны» и «Махабхараты» - это грандиозные представления, которые длятся порой целый месяц. В отсутствие декораций торжественность, праздничность и сходство с героями придают актерам незаменимые костюмы, грим и маски. В Тирайаттам днем, пока идут приготовления к вечернему выходу Богини, публику развлекают ее военачальники. Актеры, изображающие их, носят белые маски из дерева с черными и красными украшениями. Вместо зубов в таких масках маленькие ракушки каури. Вместе с маской используется огромный полукруглый головной убор, украшенный бахромой из перьев павлина.
После первоначального своего появления в форме Прасанна-рупи, Бхавати преображается и предстает перед преданными в облике Валия Тамбуратти, когда ее лицо выкрашено красным, широко открытые глаза обрамляют черные круги, а изо рта выступает пара серебряных клыков. На данном фестивале присутствует и Путхия Бхавати, Богиня Факела. Это колоритная демоническая фигура, головной убор которой обрамлен зажженными свечами, а к ее талии прикреплены двенадцать пылающих факелов. Наряд этой дамы изготовлен из тонких пальмовых листьев, уложенных многослойной бахромой, которая полностью закрывает лицо. Своим танцем она отгоняет злых духов.
Главные персонажи Кришананттам – танцевальной драмы в жанре Катхакали - Кришна, Вишну, Арджуна, Прадьюмна и Анируддха, Банасура предстают перед зрителями в ярких масках и гриме. Искусство грима Катхакали глубоко созвучно с чувствами и настроениями, связанными с ним, и культивируется не только с великим тщанием и заботой, но почти как ритуал. В Кришнаттам присутствуют благородные герои и цари – пачча – их грим светло-зеленый, брови стилизуются черной краской, глаза подводятся и удлиняются линией черного цвета, акцентируя движения и выражения глаз. Губы окрашиваются в малиновый, а на лбу рисуется тилака. Затем по краю лица слоями наносится паста из риса и известняка – чутти. Эта конструкция имеет довольно необычные очертания и похожа на выступающую непослушную бороду. Лица Баларамы и Шивы окрашены в желтоватый цвет в обрамлении чутти. Другие менее важные персонажи используют легкий грим минукку с окраской буфф. Это легкий грим для женских персонажей, богинь, нимф, героинь и преображенных демониц. Очаровательные Мохини, женское обличье бога Вишну, которое он принял, чтобы ослабить титанов, и Урваши, Царица Небес – вот идеальные типы Минукка. Глаза подведены в форме лепестка лотоса, а бровям придается красивый изгиб. Губы ровно подводятся красным, на щеки, лоб и подбородок наносятся узоры из белых точек. Лицо посыпают слюдяным порошком, приятно мерцающим при мягком освещении. Преображенные демоницы называются Ракшаси Майя Сундари («иллюзия красоты»), они тоже относятся к типу Минукка, с добавлением клыков, спрятанных во рту, чтобы продемонстрировать свою демоническую природу в гневном состоянии.
Главные женские персонажи Радха, Яшода, и Сатьябхама носят бледно-зеленый грим с белым обрамлением чутти, а другие женские персонажи, такие как Гопи, имеют грим минукку, более подходящий для женских ролей. Так, например, в молитвенных песне и танце Тодаям, который исполняется мальчиками в наряде гопи, используется грим в стиле минукку с мотивами лозы и цветов в виде белых точек на лице. На голове у них серебряная лента, на макушке узел из искусственных волос, а длинные шелковистые волосы украшены фестонами из белых помпонов, сделанных из перьев павлина.
Некоторые персонажи носят маски, вырезанные из дерева и богато украшенные. В первой сцене первой пьесы, Аватара, появляется господь Брахма в виде фигуры с маской из 4 лиц, в ответ на мольбы Бхумидеви, богини Земли. Бакасура, огромная птица, посланная раджой Камса чтобы убить младенца Кришну, одета в птичью маску со щелкающим клювом. Великанша Путана – также фигура в маске типа черной кари из Катхакали, украшенной мотивами полумесяца на щеках. Мурасура, демонический враг Кришны, носит пятиликую маску, украшенную узором катти из Катхакали. КАТТИ (нож) – это более сложная форма зеленого грима с красными и белыми мотивами, характеризующая Раджас, или человеческие проявления демонической натуры. Белая граница Чутти формируется в более затейливом стиле. На лбу над бровями рисуют красные развилки, обведенные белым, которые опускаются на переносицу. На носу рисуют овал в красных и белых тонах, а на кончик носа и на лоб крепятся белые шарики (Чуттипавву). Главная особенность грима Катти – это фантастический мотив красных усов, обведенных белой пастой и закручивающихся на щеках. Горло окрашивается в розовый цвет, а пара клыков из слоновой кости надевается под верхнюю губу, и обнажается в гневе или бешенстве. Равана, царь демонов Ланки – это известный персонаж типа Катти.
Когда грим завершен, лоб обвязывается красной войлочной повязкой (Чуттинатта) с закругленным краем и белой каймой, образуя верхнюю границу маски.
Единственный демон с «красной бородой» (Чоканна Тади) - это Наракасура, заклятый враг Кришны. Верхняя часть лица окрашивается в черный, а нижняя – в красный цвет. Рот тонко подведен черным, а на лбу и носу нарисованы красные и белые узоры. От носа и нижней губы вверх отходят два ряда белых блесток. Они делаются из тонких шипов белой кожуры, приклеенных к полосам из белой пасты. Белые шарики прикрепляют на лоб и нос. Во рту большие клыки из слоновой кости. Красная борода поднимается высоко по сторонам лица.
Есть еще два обезьяньих персонажа в масках, добрая белая обезьяна, и злобная черная. Белая борода (Велуппу Тади) обозначает высший тип персонажа-обезьяны, это особый грим для Ханумана и Вивида – черно-красно-белый. Верхняя часть лица окрашивается в черный, а нижняя часть и кончик носа – в красный. Декоративные линии из белой пасты проходят диагонально от каждой стороны носа, закручиваясь на щеках. На лбу, носу и подбородке рисуют красные и белые узоры. По краю лица проходит обрамление из белой пасты, а над губами, окрашенными в черный цвет, наносят белый узор. Под подбородком крепится большая белая борода. Бороды делаются из хлопковых волокон. Черная борода (Куруппа Тади) – это грим лесных охотников-дикарей. Бог Шива в облике Кираты, охотника, принимает эту форму в борьбе с Арджуной, воином Пандавом, желая испытать его доблесть. Черная Борода имеет черный грим с ярким красно-белым узором. На щеках рисуют белые полумесяцы, обведенные белой пастой. Красно-белые закругленные узоры на лбу обозначают фантастические брови. Рот причудливо окрашен в черный и красный цвета, а под верхнюю губу помещаются клыки. На кончик носа крепится белый шарик, а лицо обрамляет черная борода, подвязанная под подбородком.
Колам Туллал – это ритуализированная форма танца в масках, исполняемого в храмах Кали во время сезона религиозных фестивалей с середины марта по середину июня. Коламы, или танцоры в масках, представляют сонм демонов или бхута, под предводительством богини Кали, а танец (туллал) – это изгнание злых духов с территории храма. Существует большое разнообразие масок (колам) с огромными головными уборами, каждая маска имеет особое оформление и устрашающа. Маски изготавливаются из гибких молодых стеблей пальмы арека, соединенных вместе в виде лица с прикрепленным головным убором причудливой формы. Они раскрашиваются в черный, зеленый, красный, желтый и белый цвета, и после церемонии уничтожаются.
Якшагана Байялатта из Карнатаки – это танцевальная драма на открытом воздухе при свете зажженных светильников. Сцена обозначена четырьмя столбами, а музыкальное сопровождение составляют певец (Бхагаватар), два барабанщика и волынщик (пунги). Театральное великолепие грандиозных головных уборов и костюмов, различные типы грима и общий героический дух актеров в диалоге и танце – вот отличительные особенности этой формы Якшагана, региональной традиции, существующей без малого 400 лет. Персонажи носят головные уборы Мундаса – большие и плоские, и Кирита – позолоченные деревянные короны, украшенные кусочками стекла. Мундаса, убор героев, покрывается красной или черной материей и подвязывается лентами из золотой мишуры. Размер головного убора указывает на важность персонажа. Мундаса одевается набок у охотников. Резной деревянный головной убор с веерообразным украшением спереди носят Кришна, Индра и Рама. Демонические персонажи также носят деревянные короны нескольких видов. Демоницы имеют пучок павлиньих перьев, вертикально возвышающихся над короной. Грим богов и героев ярко розовый, с красноватым оттенком вокруг век. Глаза подведены черным, а верхняя губа прикрыта плоскими черными усами. Кришна и Сахадева, младшие из царевичей-Пандавов, не имеют усов.
Существуют десять различных видов демонического грима. Они имеют вид маски и чудесным образом оформлены, их украшает узор из белых щипов, сделанных из рисовой пасты и известняка. Цвет лица красный, зеленый и черный. Нос оканчивается маленьким шариком. Есть специальный грим для богини Дурги, Нарасимхи (Человекольва) и Ханумана, Бога Обезьян.
Танцовщики одеты в темные бархатные куртки, широкие штаны с нашитыми горизонтальными полосками из блестящей ткани и короткие фартуки, густо вышитые серебряной ниткой. Лица скрыты масками.
Они сделаны из папье-маше или глины и ярко раскрашены. Если герой положительный, его маска — круглое Лицо с пухлыми щечками, мягкая улыбка, кротость во взгляде и пышная корона, украшенная бусинами, перьями и разноцветной мишурой. Если же это демон, то фантазия мастера не знает границ. Под его руками рождается само исчадие ада — с жутким оскалом, клыками и спутанными черными космами из крашеной пакли.
Племена гондов, пардханов и байга центральной Индии делают маски из глины, покрывают их марлей и бумагой, а затем расписывают пастельными красками. Эти маски имеют чрезвычайно стилизованные черты и передают различные человеческие эмоции, а также представляют животных, птиц, райских небожителей, демонов, аскетов, воинов, придворных танцовщиц и т.д. Жители долины Куллу в Химачал-Прадеше называют свои маски мохарами и считают, что через них говорит сам бог. Их маски часто делаются из латуни. Металлические маски популярны в приморских районах Карнатаки, где их используют для задабривания "бхутов", или духов божеств регионального культа.
Племенные жители северо-востока Индии обычно делают маски, похожие на лики их божеств и животных. Эти маски имеют рога и бывают очень тяжелыми в отличие от масок из Бихара и Ориссы, которые являются орнаментальными и легкими. Существует три школы чхау: Серайкелла, штат Бихар; Маюрбхандж, Орисса и Пурулия, штат Западная Бенгалия. Все три танцевальных стиля, прежде всего, объединяет их воинственное содержание. Единственное, что отличает их друг от друга это костюмы и грим. Во всех трех школах танец исполняют мужчины. Характерно, что в школе Маюрбхандж маски не используются.
Перевоплощение актеров-людей в богов, титанов и демонов из другого мира в театре Катхакали оригинально по своей концепции; в то же время, возможно, их искусство испытало влияние более древних магических культов Дравидов, в которых часто имеет место очищение посредством эмоционального отождествления с формами, отличными от человеческих.
Автор статьи по Индии: Екатерина Пешакова
Специально для Индостан.Ру