Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Отчеты о поездках › Истории и легенды гималайских долин, Часть 2: Легенды долины Куллу

Карма 5089
20.09.2005
Некоторые легенды долины Куллу

О преданности

Однажды царь долины Куллу решил проверить, как его любят и почитают близкие родственники, свита и слуги. Каждый день он слышал со всех сторон слова любви и уверения в преданности. Настал его день рождения. Во дворе особо готовились к этому дню и решили устроить, как всегда пышный прием. Раджа* Куллу попросил никого не беспокоиться. Он не хочет приглашать ни соседей, ни многочисленных родственников в этот день. Но лишь хотел бы, чтобы его близкие и свита преподнесли ему в этот день незначительный подарок. Вечером, когда солнце сядет и стемнеет в долине, каждый из них принесен кувшин молока для того, чтобы наполнить небольшой бассейн. А утром, в день рождения, раджа бы выкупался в этом молоке.

- Конечно, дорогой наш царь, сделаем все, что пожелаешь, потому что мы любим тебя и преданы всей своей душой, - со всех сторон послышались уверения.

Наутро, царь вышел к бассейну, лучи утреннего солнца отражались в воде. Ни одна капля молока не помутила этой хрустально чистой влаги, хотя каждый уверял, что вылил в бассейн целый кувшин.

Как же часто, думая сделать доброе дело, в темноте своих помыслов мы надеемся на других. Всю ночь, любящие царя люди, надеясь друг на друга, выливали в бассейн воду, жалея кувшин молока на праздничную прихоть царя.

* раджа – царь, князь. В период феодальной раздробленности он был главой своего княжества



Легенда Наггара

На вершине горы, с которой открывается часть долины , стоял летний дворец раджи Куллу. Жители деревень каждое утро приносили молоко своему царю. Он его очень любил. Но как-то раз молоко разлилось по дороге и жители, дабы не разгневался раджа, попросили женщины , у которых были грудные младенцы, выручить их, сцедить грудное молоко. Женщины это сделали. Раджа, попробовал молоко и спросил, откуда оно. Ему побоялись ответить. Под угрозой смерти жители во всем признались. Раджа не разгневался, а лишь приказал, чтобы с этих пор приносили ему каждый день все грудное молоко, которое могут дать женщины деревень, но и не забывали о молоке коровьем, для свиты, многочисленных родственников и друзей.

Настали тяжелые времена для деревенских жителей. Кормить детей было нечем и младенцы умирали голодной смертью. И надумали жители извести царя. Нашли поддержку у слуг во дворце. Есть в Гималаях трава, которая вызывает сильную жажду. Слуги подсыпали эту траву в пищу раджи. Медленно, но верно действует подобный яд. Стала мучить жажда царя долины Куллу. А население верхних деревень перекрыла все источники воды. Долго мучился раджа, но никто ему не мог помочь. Умер царь, не раскаявшись, в великом гневе, в больших страданиях, проклиная всех жителей окрестных деревень. И они сожгли его дом, чтобы Агни очистил пространство от скверных слов, от проклятий, от гнева и чтобы никогда и ничто не напоминало им о тяжелых временах. Наследник царя простил своих поданных и не стал использовать прежнее место для строительства, а воздвиг дом-дворец ниже, под горой. Он сохранился до нашего времени, и является главной достопримечательностью Наггара.



Наги. Очень древняя легенда долины Куллу

В давние времена у одной женщины родилось восемнадцать Нагов. Испугалась она родственников и соседей. Не могут божественные Наги родиться у простой женщины. Спрятала она детей своих в большой кувшин и поставила в кладовку. Прошло время, и как-то в отсутствие хозяйки дома зашла в комнату, где стоял кувшин, соседка и случайно его опрокинула. Расползлись Наги по всей долине Куллу. Призналась женщина в горе своем, что не простых нагов она прятала в кувшине, что это – дети ее любимые и что боялась она молвы и злости людской. Уберегала своих детишек-змей от опасности. Разнеслась эта весть по долине. А божественные Наги приползли к людям, ибо не знали они, как жить без них, ибо в их телах была и человеческая кровь. Там, где останавливались Наги, жители построили храмы и стали почитать их, как своих покровителей, служить им верой и правдой.

Культ Нагов очень распространен в долине Куллу. Весной здесь празднуют нагподчьми – поклонение змеям. Жители, высказывая свое почтение змеям, выносят молоко к их норам, молятся. Если молоко выпито – добрый знак покровительства. Сам Вишну сидит на троне из шестнага на белом море и прилетает в эти места на белом большом орле. Когда-то Гималаи* называли Нагадхирадж*. В санскрите «наг» имеет двоякое значение. Это – горы и одновременно змея.

Культ нагов очень древний. Он существовал по мнению индийских историков в гималайских долинах до прихода арийских племен. В исторической литературе есть сведения, что ведические арии называли горные народы, проживающие на севере Индии Дасью, Нишадами и Киратами. Позже эти племена были известны как Якши, Наги и Киннеры. Якши и Наги растворились в многовековой истории и воспоминания о них доходят только из мифов, легенд, а так же из сохранившегося культа нагов. Представители древней народности – киннеры и сейчас живут в Кинноре, на юго-восточной окраине штата Химачал Прадеш.

* Гималаи – (санскр.) досл.: гим – снег; алай – дом, т.е. «дом снега»

* Нагадхирадж – (санскр.) досл.: наг - горы, змея; адхи - выше всех; радж – король, т.е. «самый высокий король гор или змей»



Легенда о царе долины Куллу – маленьком божке Рагхунатхе

Яблоневая долина богов – Куллу находится на севере Индии, в Гималаях. В древние времена правил в этой долине царь – раджа. Много дел было у царя: и за подданными следить, чтобы в казну налоги платили, и дороги строить, и охранять границы своего царства, – не всегда в мире жили соседи. Древний торговый путь из Индии в Среднюю Азию проходил по реке Биас, протекающей через долину Куллу, на север, через Тибет. Земледелие и торговля – основные занятия жителей Индостана, и потому раджа внимательно следил за прохождением караванов по его земле. Часто возникали споры и разногласия из-за налогов, стоянок, пользования водой и пополнения запасов еды для длительных переходов. Сильно уставал раджа Куллу, решая эти споры, которые могли перейти в конфликты и вражду с соседями. Решил он пойти в легендарную страну Айодхию и попросить у ее правителя священный дар – фигурку бога Рагхунатха.

Весть о походе разнеслась по всей северной Индии. Дошел слух и до царя Айодхии. Недоверием вспыхнуло его сердце. Зачем раджа из Куллу идет в его владения? Не хочет ли он стать самым главным раджой на севере Индии? Но долг гостеприимства заставил принять Высокое Посольство. Долго убеждал раджа из Куллу царя Айодхии, рассказывал о своих бедах, просил помощи. Но царя одолевали сомнения, и сердце его не откликнулось на мольбы. Разрешил он лишь сотворить многодневную молитву в алтаре бога Рагхунатха. В назначенный срок ушел царь Куллу со своими воинами обратно, на родину. А спустя несколько дней исчезла из алтаря фигурка бога. «Значит, так тому и быть, – посчитал царь Айодхии, – бог сам решил уйти в долину Куллу и помочь радже решить его трудные задачи».

Так бог Рагхунатх появился в долине. Раджа построил ему храм и назначил его царем Куллу, а себя – советником. Все споры и разногласия разрешались богом Рагхунатхом, от его имени издавались законы. Люди шли к нему за помощью, а раджа Куллу только советовал и передавал мнение бога народу. Ссоры поутихли, жизнь в долине наладилась – с богом не поспоришь! Царствует в этих местах маленький бог Рагхунатх, которого любят и почитают все жители долины Куллу.

Истории и легенды Холи

Рано утром, когда первые лучи весеннего солнца касаются белых, душистых цветов яблонь, жители долины Куллу надевают старую одежду, цветастые косынки и растоптанные башмаки. Так они одеваются, пожалуй, один раз в году – на Холи. Берут сумки с сухой краской или подвязывают мешочки, наполненные краской, к поясу и идут в гости. Родные и соседи приветливо открывают двери и со словами: «Холи! Холи!» обсыпают друг друга желто-красно-синей краской. Измазанные, они стоят и улыбаются друг другу. Если вы хотите легко отделаться, то сидите дома. Эту краску можно смыть – и следа не останется. Но если вы вышли на улицу – берегитесь! Там играют в настоящее, мокрое Холи. Неважно, кто ты, где живешь, кем работаешь, – тебя ловят и измазывают мокрой синей или зеленой краской лицо, руки, шею. Эта краска не смывается неделю. Но никто не должен сердиться в этот день. Священные знаки принимаются с благодарностью и улыбкой, даже если после покраски тебя окатят сверху водой из ведра. В Холи играют все – от мала до велика. По улицам ходят раскрашенные люди, едут разноцветные машины, бредут красно-синие коровы, попадаются желто-оранжевые собаки. И все счастливы и довольны. Играет музыка. То там, то здесь возникают акварельные и гуашевые танцевальные группки. Холи в разгаре.

Постепенно жители собираются в Рамшиле. Все ждут визита раджи Куллу и главных пуджари (священников) храма Рагхунатха. Готовят краску и ведра воды. Гремят барабаны, звучат трубы – это раджа Куллу идет со всей свитой к храму Ханумана. И народ с балконов, из окон и просто подбегая к процессии, осыпает всех краской и обливает водой. Но измазанный раджа торжественно и величаво подходит к храму и такой же измазанный священник благословляет его и всю свиту. Теперь можно идти мыться и менять одежду. Первая часть Холи завершилась.

Нам не давали покоя вопросы; почему празднование Холи связано с краской и зачем всех обливают водой? И вот какую легенду нам рассказали у храма Ханумана в день Холи.

Жил-был царь. Он был другом одного из богов. В день своего рождения попросил царь друга подарить ему бессмертие. «Хорошо, – сказал бог, – я дам тебе бессмертие. Ты отныне не можешь быть убит ни человеком, ни зверем, ни богом; твое тело не уничтожат ни оружием, ни ядом; ты не сможешь ни утонуть, ни сгореть, ни разбиться; не умрешь ты ни днем, ни ночью, ни утром; не покинет тебя жизнь ни в домах, ни за их порогом. Ты будешь жить вечно».

Возгордился царь и возомнил себя богом. Приказал всем своим подданным поклоняться только ему. И поклонялись люди бессмертному царю. Только сын царя, юный принц, не признавал могущества своего отца. Он молился истинному богу. Долго царь убеждал сына, но принц не отступал от своей веры. Часто беседовал мальчик с сестрой царя, прекрасной Холикой. И Холика поддерживала племянника в его решении. Царь решил убить сына. Он сбрасывал его со скалы, пытался утопить в реке, подбрасывал ему ядовитых змей. Но ничего не происходило. Принц молился, благословлял Господа, и Бог помогал ему. Холика, сострадая мальчику, решила поговорить с братом и попросила пощадить принца. Разгневался царь и на Холику.

- Будете убиты вместе! Я покажу всем, что я самый главный и могущественный из людей, – закричал он, – Я сам – Бог и буду карать, кого захочу. Бросить их обоих в огонь!

Принц взмолился о помощи Богу. За Холику, любимую тетю, молил мальчик. И прислал ему Бог разноцветный шарф – священный дар всех богов.

- Укутай этим шарфом Холику, и огонь не тронет ее.

На площади Холику привязали к столбу. Принц подошел к ней и накрыл красочным платком, сам сел рядом, без покрывала. Разожгли огонь, и вдруг порыв ветра сорвал с Холики спасительный платок, и он упал на мальчика. Принц пытался спасти любимую тетушку, но огонь уже охватил ее тело. Глаза Холики с любовью смотрели на мальчика. Ему жить, ему бороться с чудовищем отцом, ему проливать свет истины. Так Холика погибла, а принца огонь не коснулся, но глубоко проник в его душу, и еще крепче уверовал мальчик в истинного Бога. Не о наказании молил принц – о терпении, не о каре небесной – о благоразумии и любви. Но решил Бог покарать царя. И вот дождался он момента, когда царь стоял на пороге своего дворца, и в ту минуту, когда солнце бросало последний луч из-за чернеющей горы, предстал Бог перед царем – получеловеком, полу – животным и послал с небес молнию в его холодное сердце. Так было наказано зло, так восторжествовала справедливость.

Вот почему на Холи жители северной Индии мажут друг друга красками цвета священного покрывала Холики, как символа спасения принца. Поливают водой, оберегая всех от злых сил, помогая богам восстановить справедливость.

Вечером на площади в Султанпуре у дворца раджи разгорается огромный костер: женщины исполняют священные гимны Холи. Под торжественное пение жители Куллу медленно движутся вокруг огня. Этот огонь проникает в сердце, очищает его и наполняется благодарностью к Холике.

Марина Филиппова – историк, журналист

Валерий Гаркал – историк, журналист, фотограф

Мария Гаркална – помощник и переводчик

Консультант - Раджешвар Пал (пандит из г. Куллу, штат Химачал Прадеш)

Время путешествия в Индию: март 2004 года

Сайт: Турфирма "Кайлаш"
Во дворце раджи Куллу
Во дворце раджи Куллу
Деревенская жительница
Деревенская жительница
Холи
Холи
Огонь Холи
Огонь Холи
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое в Новостях