Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Отчеты о поездках › Впервые в Индии: 14-дневный трип Дели–Агра–Джайпур–Пушкар–Удайпур–Кумбалгарх–Ранакпур–Удайпур–Дели. Февраль-март 2008

Nero  м
Карма 8
7.03.2008
Вот и состоялось моё первое посещение Индии. Позади волнительные ощущения ожидания и первые шаги с трапа Ил-96, удивительные картины жизни такой манящей страны и смешение запахов. Позади горы и озера Раджастана, величественные форты, великолепные замки и потрясающие храмы. Позади 14 дней самого удивительного моего заграничного путешествия, при одном воспоминании о котором, сердце начинает учащенно биться и на лице появляется идиотская улыбка.

Цель моего рассказа – поделиться впечатлениями и помочь тем, кто собирается в Индию. Надеюсь, что моё повествование будет не только занимательно, но и поможет кому-нибудь, как мне помогли рассказы и советы других индостанцев. Начну даже не с первого дня, а с этапа подготовки.

Во что-то конкретное наша с женой мечта оформилась где-то за полгода до поездки, а месяца за три до неё уже были приобретены билеты по акции Аэрофлота. Стоимость на одного человека по маршруту Москва-Дели-Москва порядка 14500 р., точные цифры уже не помню. Брали туда и обратно через Дели, так как изначально планировали ехать втроем – я с женой из Москвы и её племянник из Ташкента (узбеки только через Дели летают), но где-то за месяц до начала выяснилось, что поедем вдвоем – я и жена. Поменять обратный вылет на Мумбай уже не удалось.

Вместе с покупкой билетов взял старт и этап подготовки, по-началу заключавшийся в штудировании безумного количества информации об Индии в интернете. К своему стыду должен признаться, что я совсем ничего не знал о стране назначения (даже о местоположении Тадж-Махала). И вот мой первый совет: берегите свое время и не прыгайте по сайтам – на индостане вы найдете всё для того, чтобы подготовиться к самостоятельному путешествию по Индии.

Первое время от обилия информации, мне становилось плохо и начинался приступ паники. Тогда в моей голове копошились мысли: «Я почти ничего не знаю, мне так много информации необходимо усвоить, я не успею... А-а-а-АААААА!!!!» Я каждый день приходил с работы и часа на 2-3 оккупировал домашний компьютер и погружался в мир Индостана, пока жена готовила мне ужин (и даже приносила мне его к компьютеру), гладила и занималась другими домашними делами. Должен признаться, что я почти забросил свои домашние обязанности, отговариваясь чем-то вроде: «Я это делаю для того, чтобы наша поездка была комфортной... Это необходимо нам... и тому подобное». Надо сказать, что это проходило. Я получал огромное удовольствие, познавая через Индостан мир, в который нам предстояло окунуться. Сомневаюсь, что моя вторая половина может сказать подобное про себя, но я ей очень благодарен за её выдержку и терпение.

Итак, самая основная задача, от которой необходимо было оттолкнуться – это разработка маршрута. Казалось бы процедура простая, но до чего же сложно было его разработать, учитывая желание «объять необъятное в 14 дней». Вопрос не стоял по Дели, довольно быстро определились Агра и Джайпур. Дальше сложнее - появились Варанаси и Удайпур, затем Кхаджурахо и гора Абу. Проблема в том, что связать их между собой цепочкой довольно сложно. И вот тут встает проблема переездов. Выбирая между жертвой временем и денег хотелось найти золотую середину, но скорее мы готовы были пожертвовать деньгами, но и тут получалось не всё гладко – самолетного сообщения между Варанаси или Кхаджурахо и Удайпуром нет. Сомнения по маршруту были до самого последнего дня, и в конце концов решено было пожертвовать Варанаси и Кхаджурахо, а по ходу поездки выпала гора Абу. В остатке получилось Дели – Агра – Джайпур – Пушкар – Удайпур – Кумбалгарх – Ранакпур – Удайпур – Дели. Необъятное так и осталось необъятым, о чём мы и не жалеем. Даже при таком количестве переездов мы довольно сильно уставали и острота ощущений в некоторых местах притуплялась.

Далее был составлен список, в который я стал заносить необходимые в дорогу вещи и их количество. Список был поделен на несколько категорий: багаж (транспортировка), лекарства, гигиена, безопасность, документы, финансы и комфорт. Практически всё необходимое разместилось по этим разделам.

И где-то за неделю до отъезда начался процесс укомплектования всем необходимым двух рюкзаков на 45 и 60 литров, купленных в Декатлоне на общую сумму около 6000 рублей. Из необходимых вещей очень пригодились спиртовые салфетки в количестве 80 штук, которыми протирались части тела и столовые приборы в ресторанах, а также сменные носки, утилизировавшиеся сразу после выполнения своей миссии. Носки были собраны старые, а в домашний гардероб закуплены новенькие, так что эффект получился двойной. Если будут такие пожелания, опишу состав списка вещей в дорогу более детально.

Перелёт Москва – Дели прошёл на удивление хорошо. Ещё в аэропорту познакомились с российским индусом - любителем пива, живущем в Саранске. Оказалось, что он женился на русской девушке, ещё учась в медицинском институте. Растёт сын, который учится в Дели в каком-то очень серьезном колледже-интернате. Почти всю дорогу провели в разговорах. Настоятельно звал нас к себе на ночлег в делийскую квартиру, а затем и в гости в дом родителей около Варанаси (эх, как жаль, что у нас этот пункт уже выпал из программы).

Приземлились ночью. Отстояв в змейке на паспортный контроль минут 40, получили багаж, обменяли 100$ в банке аэропорта без комиссии и вывалили в зал, где нас встретил шофёр-индус, присланный из ашрама, в котором мы планировали остановиться на 2 дня

Погрузившись в Амбассадор, мы принялись рассматривать ночной Дели, а по приезду наступил час расплаты. На вопрос должны ли мы и сколько, наш такси драйвер достал телефон и принялся нажимать на клавиши. Секунд через 30 нам была объявлена цена – 630 рупий за 15 минут езды. Опешив от такой цифры и пытаясь сохранять невозмутимость, индусу была выдана запрошенная сумма – ну не будешь же бегать по ашраму в 3 часа ночи в поисках подтверждения заказавшего такси.

Наши рюкзаки подхватил сторож и понес в комнату, в которой из трех коек свободной была лишь одна. И только минут через 10 нас встретила женщина из России, которая разместила жену в другую, женскую комнату. Кое-как улегшись спать, мы проснулись уже через три часа от безумных криков, как потом оказалось павлинов. Помылись и стали осматриваться. Не могу сказать, что я был в восторге от местоприбывания в ашраме, но у нас были определенные обязательства перед родственниками и знакомыми.

На следующий день мы сделали вылазку в город с целью покупки ж/д билетов. Дорога до New Delhi Railway Station прошла легко – протопали минут 15 пешком до оживленной дороги, после чего нас бесплатно до стоянки авторикш подвез молодой индус, работающий водителем в госпитале, и даже договорился с рикшей о цене. Что и говорить, было приятно – оказывается не все пытаются заработать на туристах, что неоднократно подтверждалось и в дальнейшем.

Процедура покупки билетов требует отдельного описания, о чём и буде следующий эпизо. Продолжение следует...
Nero  м
Карма 8
13.03.2008
Прошу прощения за задержку с описанием последующих наших приключений.

Итак, покупка ж/д билетов. Несмотря на все «запугивания» и советы по избавлению от «геморроя» и передвижению на такси, сомнения в достижении целей наших вновь обретенных в ашраме знакомых, мы решились на самостоятельное свободное передвижение.

Прибыв на авторикше на ж/д вокзал, мы очутились на большой площади без всяких намеков на какое-либо строение, осуществляющее функции вокзала (хотя мы точно знали о наличии такового). Сплошные кассы под навесом, ж/д пути и толпы индусов. И ни одного европейца... Состроив моську, адекватную всё знающим, практически местным жителям, мы принялись изучать окружающую действительность в поисках чего-то похожего на International Tourist Bureau. Зная, что оно должно находиться где-то на втором этаже здания вокзала, мы попёрлись на акведук по подсказке одного из индусов, который в общем-то сам предложил нам помощь. И вот тут-то мы попались в широко расставленные для туристов сети – пройдя по акведуку метров 10 мы наткнулись на металлодетектор и дежурившего около него индуса, якобы проверявшего билеты (откуда же им чёрт возьми было взяться, если мы только собирались их приобрести). Отодвинув нас в сторону, он принялся нам объяснять (насколько мы могли понять их английский и позволял наш словарный запас, чёрт его побери за столь малый объем): «Офис для туристов располагался вот в этих развалинах, которые сейчас ремонтируются и переехал совсем недалеко, вот в эту точку». Ткнув ручкой на карте он проводил нас к такси, посадил и предупредил, чтобы мы заплатили только 40 рупий. Через 3 минуты таксист привёз нас в турагенство, где после долгих «консультаций по телефону» и просмотра интернета нам было объявлено, что билетов до Агры нет не только на завтра, но и на ближайшие 5 дней ввиду очень большой популярности среди туристов данного направления. Тут же нам стали предлагать весь маршрут на такси с бронированием гостиниц не много не мало аж за 1600 американских рублей. Мы для приличия поломались, после чего нам снизили цену до 1300. Мы сообщили, что на всё про всё у нас есть только 500, после чего актёр индусского МХАТа покрутил пальцем у виска со словами «крейзи рашн» и выпроводил нас, чему мы собственно и были рады.

Выброшенные на Коннат-плейс» мы, голодные, отправились на поиски европейской пищи. Заприметив на противоположной стороне площади Мак Дональдс, мы впервые за день почувствовали себя хоть в чём-то удовлетворенными. По дороге, наткнувшись на русскоговорящую пару (как мы были им рады) лет 45 и пообщавшись с ними, мы выяснили как ловко нас обдурили. С брошенной нам фразой: «Едьте на вокзал, покупайте билеты в обычных кассах и никого не слушайте. Поезда у них ездят наполовину пустые и билеты всегда есть в наличии», мы быстро перекусили в американском фаст-фуде и, оседлав авторикшу, бросили новый вызов New Delhi Railway Station. Каково же было наше удивление, когда нас оттранспортровали в совершенно другое место – со вполне приличным зданием вокзала. Но, чёрт побери, нас опять потянуло в сторону акведука и опять нас поджидал там другой индус с реклмендациями поехать на Коннат-плей, показом какого-то удостоверения и соответствующим такому спектаклю атрибутами. Кое-как освободившись от него, мы прорвались к кассам, где опять же нас поджидал очередной йога-кришна-мэн, который отправил нас благополучно в располагавшееся рядом турагенство, где опять же не оказалось билетов. Ожидая такого поворота событий, мы решительно отправились опять в эти же кассы, где хвала острову Хоккайдо, мы наткнулись на представителя расы самураев, который нам и описал, где находится туристическое бюро – ВТОРОЙ ЭТАЖ В ЗДАНИИ ВОКЗАЛА!!! Мы очутились будто в раю после всех передряг – встретили таких же очумевше радостных англичан, которые нас спрашивали о покупке билетов 15 минут до того, и практически за 20 минут приобрели билеты по маршруту Дели-Агра на Шатабди экспресс и Агра-Джайпур в слиппер-класс. Удовлетворенные преодоленными злоключениями и собственной «крутизной», мы вывалили из вокзала и нагло договорившись за 50 рупий на такси, добрались до нашего благословенного ашрама с билетами на руках.

Продолжение следует...
Nero  м
Карма 8
21.03.2008
Итак, 3-й день нашего пребывания.

Рано утром, погрузившись в такси, мы отправились на вокзал. Подстраховавшись и приехав за час до отправления, мы перекантовались на вокзале в чём-то, напоминающем зал ожидания. К этому моменту нас уже почти ничего не шокировало в окружающей действительности, в том числе и люди, спящие на голом полу вокзала - мы знали куда едем. Скорее, это можно назвать интересом и удивлением (хотя какой уж тут интерес может вызывать безумное количество детей и калек, просящих на чапати).

С беспокойством ожидали нервотрепки при посадке в поезд (точнее при поиске этого поезда и необходимого нам вагона), но ничего такого не было и в помине – электронные табло на платформе, указывающие номер поезда и вагона, объявления, звучащие по громкоговорителю (даже с нашим английским мы улавливали номер поезда, станцию назначения и номер платформы). Спокойно погрузились в вагон и отправились в путь. Вагон сидячий класса Chair car, довольно комфортный для небольших переездов. Пять сидений в ряду, разделенных проходом на 3 и 2. Нам достались 2 места в «двойном» ряду в самом центре, а напротив также 2 места, отделенные от нас столиком и повернутые к нам лицом, на которых разместились девушка и парень индусы лет 20. По всему видно было, что они переживают период бурной любви и на всём промежутке следования было довольно интересно наблюдать за ними, а также лицезрением пейзажей, проносящихся за окном. Два часа пролетели практически незаметно, особенно учитывая, что ещё был и небольшой завтрак - паек, очень напоминающий самолетный. Первая же остановка – Агра.

Ожидая после выхода из вагона набрасывающихся на нас индусов с предложением транспортных и гостиничных услуг, мы ничего такого не обнаружили и, отдышавшись, вывалили из здания вокзала на небольшую площадь с кучей авторикш, такси и автобусов. При выборе гостиницы, мы руководствовались по большей части рекомендациями в интернете и путеводилелем Loneley Planet, поэтому мы чётко знали, куда нам нужно ехать. Сели в такси – небольшой микроавтобус типа Daewoo Damas (уже стал забывать название) местного производства и отправились в отель Atithi. Перед самым отелем наш водитель остановился и предложил свои услуги на всё время нашего пребывания в Агре – 900 рупий в первый день и 650 во второй, если мы поедем в Фатехпур Сикри. Мы без раздумий согласились и забегая вперёд скажу, что не пожалели нисколько. С водителем Аппу, молодым парнем лет тридцати, мы очень быстро сошлись и за 2 дня сдружились. Не много кого, но его без раздумий готов рекомендовать в качестве сопровождающего по Агре. Очень спокойный, рассудительный, выдержанный без каких-либо намеков на желание «состричь деньги с туристов». Соглашался на все наши капризы, типа заездов в Макдональдс, поменять деньги или купить сим-карту для телефона, во многих случаях нам помогал и консультировал. И более того, помог нам сэкономить – порекомендовал купить единый билет за 750 рупий на один день с посещением форта, Тадж-Махала, Фатехпур Сикри и чего-то ещё (по отдельности только Тадж и форт стоят 500 и 500). Ничего не навязывал, очень прилично говорит по-английски. Даже учитывая, что мы не договаривались ни о каких скидках, при расчете за первый день сам дал нам 200 рупий скидки. У нас осталось о нём очень приятное воспоминание. Хочется, что-бы и о русских у него было такое же мнение. Его координаты: тел. 9319207895, зовут Musarit Khan (Appu). Обращайтесь пожалуйста смело и передавайте привет от Сони и Алексея.

А что же с отелем? Получив от ворот в первом, мы поехали во второй, также рекомендованный в Lonely Planet - Mayur Tourist Complex. Места там были, в целом всё прилично, но просили подождать порядка часа, пока съедут жильцы. Что-бы не пропадало время даром, мы поехали на просмотр в отель, рекомендованный Аппу, где и остались. Отель Maya средний, номер стоимостью 1000 рупий в сутки без торга, небольшой, без шкафа и с маленьким окном, из которого вид открывается на стену, расположенную в полутора метрах, но с горячей водой через бойлер, душем и туалетом. Помывшись и переодевшись, мы ринулись на осмотр города с восьмым чудом света.

И вот здесь, передвигаясь по улицам Агры, я впервые почувствовал себя английским колонизаторм и одновременно Колей Герасимовым, совершившим путешествие во времени. Да, кругом присутствуют атрибуты современности, но не покидает ощущение, что всё это антураж к быту простых индусов и окружающей действительности, которая замерла лет 200-300 назад и так и осталась. Это была эйфория, которую испытываешь при первом ощущении чего-то нового, необычного и ещё неизведанного – как первый полет на самолете, первая заграничная поездка, первая ночь с женщиной – незабываемые ощущения блаженства и вселенского счастья. Здесь мы впервые увидели обезьян, копошащихся в мусорке и прыгающих по стенам и крышам домов, здесь нищета и разруха, соседствует рядом с величайшими памятниками архитектуры. Временами я думал, что здесь невозможно жить в том, что называется жилищем, невозможно есть ту пищу, что едят, невозможно работать так, как работают, здесь невозможно рожать и растить детей. И вот тут ты начинаешь ценить то, что имеешь - пусть у тебя нет квартиры или загородного дома, твоя машина не так престижна, а работа не доставляет того удовлетворения, на которое ты хотел бы рассчитывать... Но Боже Мой, спасибо тебе за то, что у меня есть хотя бы то, о чём другие могут только мечтать, спасибо, что ты показал мне как я не ценю то, что имею и те возможности, которыми обладаю.

Первый пункт посещения Агры – детский Тадж Махал. Мило, красиво, но... мы в предвкушении другого – «египетских пирамид» Индии, восьмого чуда света – Тадж-Махала. Закруглившись, поехали в Агра форт, который нам очень понравился – гораздо более, чем форт в Дели, который вызвал у нас только разочарование. В форте было 2 интересных запоминающихся эпизода – представление, устроенное обезьянкой, отнявшей печенье у зазевавшегося англичанина и фотографирование с индусами, впоследствии не раз повторявшееся в других местах. Из форта окрывается великолепный вид на Тадж, знакомство с которым уже должно состояться через несколько мгновений.

Тадж Махал конечно поражает – размерами, формой, росписью, величием. При встрече с такими вторениями поражаешься – действительно ли эти люди-человеки могли создать подобное несколько веков назад.

Небольшой совет. Увидев моими фотопассажb, ко мне прицепился один индус и стал водить по местам, показывая лучшие виды для обзора Таджа. Сначала я подумал, что это какой-то служащий, но очень быстро догадался, что это местный бизнесмен. При расплате сошлись на 1 долларе, хотя просил 5. Некоторые фото получились очень хорошие, но можно было и без его советов сделать нарезку - решать вам. Подождав заката, при котором Тадж немного поменял оттенок на розовый, мы, удовлетворенные духовно, решили получить ещё и физическую сатисфакцию, утолив низменное чувство голода индийской пищей. Выбрав опять же по путеводителю несколько ресторанов и руководствуясь советом Аппу, мы поехали в один из них - Park, где совершили наш первый индийский ужин. Что сказать? Пища нам понравилась, всё было вкусно, порции большие. Ужин обошёлся где-то в 400 рупий. Такие же примерно цены были везде, где мы в дальнейшем питались, в том числе и в ресторанах при отелях.

В Агре я столкнулся с непредвиденной проблемой. На вокзале жена увидела вагон-слиппер, после чего единственной фразой при упоминании дальнейшего маршрута в Джайпур было: «Я в этом не поеду». И как я не пытался её убедить, что внутри всё нормально, всего 4 часа переезда и так далее, один только вид вагона с маленькими окнами и решетками на них запал ей очень глубоко в сердце и наверное вызвал ассоциации узников немецких лагерей. Пришлось искать альтернативные варианты, благо это абсолютно не проблема в Индии. Нашим индийским другом был предложено передвижение на такси через его агентство. Порешив утром рассмотреть варианты, которые он должен был обсудить с хозяином, мы отправились спать. И это была первая полноценная ночь в Индии. Спали мы в спальных мешках, так как называемое у нас бельём здесь запросто можно было обозвать если не грязьём, то уж серьём точно. Вообще отель был заполнен каими-то хиппи, так как периодически раздавались то песни под гитару, то стук барабанов. Но несмотря на всё это, мы уснули как убитые и утром чувствовали себя свеженькими и готовыми к дальнейшему покорению новых горизонтов.
Nero  м
Карма 8
6.04.2008
День 4.

Проснувшись рано утром, бодрые и выспавшиеся, мы в 10 утра встретились с нашим водителем. Он нам объявил цену по всему маршруту, что показалось нам дороговато и мы согласовали передвижение только до Джайпура через Фатехпур Сикри и целый день в Джайпуре. К сожалению, нам был предложен другой водитель, а не Аппу, как мы рассчитывали. Забрав свои вещи из отеля, мы позавтракали в Макдональдсе, сдали на вокзале билеты до Джайпура (хитрый кассир недодал нам порядка 100 рупий, но мы совсем не хотели ругаться) и приехали в офис, где кроме 2-дневного тура за 4000 рупий, внесли ещё и предоплату в размере 500 рупий за гостиницу в Джайпуре из предложенного нам списка. Попрощались с Аппу - удивительное дело, он не захотел брать денег за полдня поездок, но мы всё-таки всунули ему 500 рупий (загадочны всё-таки индийская и русская душы), удачно загрузились в небольшую Тату и отправились в путь. Минут через 40 мы были в Фатехпур Сикри, где от автомобильной стоянки взяли рикшу до Фатехпура за 20 рупий. По дороге к нам привязался 12-летний пацаненок-индус с предложением провести экскурсию. На все наши отказы и ссылки на плохое знание английского, мы слышали только «слоули-слоули» и всего 20 рупий. Конечно такая настойчивость и низкая цена объяснялась ещё и тем, что наш гид постоянно подводил нас к торговцам сувенирами, но надо признать, что мы оказались очень стойкие и ничего не приобрели, чем безусловно разочаровали нашего нового друга. Как уже стало понятно, мы согласились и вот тогда-то наверное впервые нам было стыдно за наше удручающее знание английского. Нет, большую часть мы конечно понимали, где-то догадывались, но нашему новому гиду постоянно требовалось нам повторять. Фатехпур на нас не произвел такого впечатления, какое мы ожидали. А вот Сикри нам очень понравился.

Спустившись на стоянку, мы отблагодарили нашего друга дополнительно ещё и 50 российскими рублями (уж очень он просил для школы, во что мы конечно не очень-то и поверили) и отправились в Джайпур. Дорогой мы озирались по сторонам, примечая необычные селения с жилыми постройками и храмами, грузовые машины, разукрашенные будто маленькими детьми и вообще проникаясь местным колоритом. Нашего водителя мы специально попросили поставить национальную музыку, чтобы погружение в Индию было полным. Да, отъехав от Фатехпур Сикри, мы остановились в придорожном кафе, но есть там не стали, так как обстановка посуда показались подозрительными, хотя наш драйвер очень неплохо подзаправился, а мы ограничились чипсами с водой. Подъезжая к Джайпуру мы стали свидетелями нескольких свадебных церемоний.

В Джайпуре мы были уже затемно. При въезде в город наш водитель встретился как-бы со своим братом, который проехал с нами до отеля. Отель назывался Anshu и он нам не понравился. Если снаружи он и был похож на предложенный нам, то внутри была просто катастрофа, плюс ужасный запах. Развернувшись, мы объявили, что здесь не останемся и потребовали отвезти нас в другой. Другой отель оказался просто отличным, без преувеличения. Называется Hotel Palms, www.palmsthehotel.com. Нам на выбор было предложено несколько номеров и оставалось только договориться о цене. Первоначально было объявлено 2500 за сутки, но буквально сразу мы сбили цену до 2000 с завтраками, хотя можно было бы и меньше. В итоге мы переночевали в этом месте 2 ночи. Выгрузив вещи, мы пообщались с нашим водителем и его братом, который стал предлагать нам гида, ссылаясь на плохое знание города водителем, мизерные цены и т.д. И он нам даже нашел русскоговорящего, с которым мы пообщались по телефону. В итоге, мы отказались от всех дополнительных услуг и пошли ужинать и спать. Ужинали на небольшой террасе, выходящей в небольшой зеленый внутренний дворик отеля. Очень приветливый официант помог с составлением меню невероятно голодным русским туристам, которые удовлетворив свой животный инстинкт счастливые и уставшие отправились спать..
28.07.2008
а продолжение будет?
Nero  м
Карма 8
8.08.2008
Как всегда, воспользовавшись советами и рекомендациями других, не сильно утруждаешь себя помощью тем, в чьем положении лишь сам был совсем недавно.

Продолжение обязательно будет в самое ближайшее время.
10.08.2008
Nero

Жду с большим интересом - особенно про Пушкар и Удайпур (интересно впечатления сверить...)
Карма 20
9.10.2008
Nero

продолжаем надеяться и ждать ...... :(
Карма 0
6.04.2009
что то с продолжением затянулось видимо.....

но тем не менее рассказ впечатляет.... сам готовлюсь к похожей поездке в декабре
Карма 0
30.11.2009
Мммдяяя, вот а потом мы удивляемся - почему это в Индии воспринимают нас как денежный мешок на ножках. Я, конечно, понимаю, что автор готов был к таким тратам, но.... 1000 за номер в Агре?????? 2000 в Джайпуре???? Узнать о цене поездки в такси в Дели только в конце поездки и заплатить эту сумму???? Делайте выводы....
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики