Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Фото-репортажи об Индии › Тирупати и Тричи – два главных вишнуитских центра в Южной Индии

Карма 691
5.08.2007
(Тирупати и Тируччираппали (Тричи), штаты Андхра Прадеш и Тамил Наду, южная Индия, февраль, 2006 г.)



Храм в Тричи – просто огромный, славящийся тем, что в нем недолго и заблудиться. А храм на горе близ Тирупати – самый богатый и посещаемый в Индии. С него и начнем.

Чтобы добраться до знаменитого храма Баладжи (или Шри Венкатешвара), нужно сесть на специальный паломнический автобус, идущий из Тирупати до Тирумалы. И уже там, в невероятной толпе народу, разобраться, к какой очереди пристроиться, чтобы попасть в храм на свидание с Вишну. Очереди эти огромны. Сколько ты будешь в них стоять зависит от того, сколько заплатишь. Есть бесплатные очереди, в которых люди стоят весь день, есть недорогие (к которой пристроились мы) – ожидание в них составляет 3-4 часа, а есть очереди подороже и побыстрее. Но мы, скромные паломники, решили, что «ожидание праздника» - это тоже часть ритуала и ею не стоит пренебрегать, а наоборот, достоять до победного, пережив все 4 часа ожидания. А пока мы стоим, позвольте поведать вам историю этого священного места.

Цепь холмов, на котором находится храм, называется Венкатачала. Имя Шри Венкатешвара означает «Господин Венкатачалы». Здесь в незапамятные времена появился Вишну. Одна история гласит, что Вишну появился здесь, так как на него медитировал змей Ананта Шеша (в канонических изображениях Вишну часто предстает лежащим на змее Ананта Шеша) после своего поражения в поединке с богом ветра Вайю (выясняли, кто сильнее). Вишну появился, чтобы удовлетворить своего преданного, и Ананта Шеша принял облик холмов и предложил Вишну поставить свои стопы на его, Ананта Шеша, голову. Таким образом, эти холмы известны еще и под именем Шешачалам. Другая история рассказывает, что Вишну захотелось сменить обстановку и отправиться куда-нибудь подальше от своего царства Вайкунтхи, чтобы немного «развеяться». Он спросил великого путешественника и знатока всех трех миров – Нараду Муни – знает ли тот подходящее место. Нарада Муни указал на холмы Шешачалам (то есть, на голову змея Ананта Шеша). В общем, эти две истории вовсе не исключают друг друга: ведь Вишну всегда устраивает так, чтобы удовольствие получал не только он, но и все остальные существа. Так что причин появления Господа на земле южноиндийской может быть множество. Факт появления Вишну на холмах Венкатачала описан в двенадцати Пуранах (священных писаниях индуизма). Само божество Шри Венкатешвара (или как его еще называют – Баладжи) известно как исполняющее любые желания своих преданных. Глаза Шри Венкатешвары зарыты, так как один его взгляд может сжечь весь мир. В общем, это очень могущественное божество.

Итак, наконец, после долгого ожидания, мы протискиваемся в святая святых – к алтарю Шри Венкатешвары (или Вишну). Двухметровое божество, все украшенное драгоценностями, прямо-таки излучает божественное могущество. Впрочем, не мне судить о запредельном. Скорее, это общее настроение толпы накладывает сильный отпечаток на восприятие происходящего в храме. Люди как одержимые стремятся к божеству, вознося над головой свои приношения ему и всячески пытаясь узреть лик бога (что в условиях давки надо еще постараться сделать), они все время что-то кричат (явно не мантры), видимо, загадывают желания (считается, что божество Баладжи исполняет желания). К паломникам с Запада местные охранники относятся, видимо, с пониманием, - в то время как толпа индийцев проходит мимо алтаря неостановимым потоком (охранники всех шпыняют), нам они позволили задержаться у алтаря подольше... Встречу с божеством описывать не буду, это интимный момент и для каждого он происходит по-своему.

При выходе из алтаря мы увидели целые хранилища денег, огороженные стеклянными перегородками от «мира простых смертных», в них сидели брамины и считали-считали-считали. Это зрелище, конечно, очень впечатляет. Сразу видно – действительно, самый богатый храм в Индии, а может, и в целой Азии.

Потом мы подошли к раздаче прасада – огромных по размеру своему сладких шариков луглу. Каждому человеку полагалось по два. Их хватило надолго.

Помимо храма Шри Венкатешвара в Тирумале есть еще несколько достопримечательностей. Среди них – парк, священный водопад Акаша Ганга (вода из которого используется для абхишеки (омовения) божества Шри Венкатешвары) и холм, куда Вишну поставил свои стопы, когда спустился с небес (каменное изображение стоп отмечает конкретное место, куда все приходят поклониться). И здесь же в Тирумале находится центр, где можно бесплатно побрить голову наголо (в надежде удовлетворить Господа). Многие паломники так и поступают. Находясь в Тирупати, можно увидеть множество наголо бритых людей, причем, не только мужчин, но и детей и женщин. Остриженные волосы продают на парики, храм зарабатывает на этом более миллиона долларов в год.

В самом городе Тирупати также есть вишнуитский храм, посвященный божеству Говиндараджа, который считается братом Шри Венкатешвары (и это один из многих парадоксов индуизма, потому что и то, и другое божество – это в обоих случаях Вишну).

В паре километров от Тирупати есть священный пруд Капила, у которого стоит шиваитский храм Шри Капилешвара. Здесь мудрецу Капиле явился сам Шива со своей супругой.

И еще одно интересное место относительно недалеко от Тирупати – в 40 минутах езды на автобусе – шиваитский храм Шри Калахасти, где находится линга стихии воздуха.

Со знаменитым храмом Шрирангам в Тричи у нас оказалось более короткое знакомство – дальше алтаря с гигантским божеством Гаруды нас не пустили. Шри Рангам – один из немногих строго закрытых для иностранцев храмов Индии. Хотя, на самом деле, он более доступен, чем храм Джаганнатха в Пури. Но нам в тот день не повезло. Мы обозрели многочисленные гопуры с крыши какой-то храмовой постройки, погуляли вокруг да около и поехали в гостиницу несолоно хлебавши. Счастливчики-очевидцы, которым удалось пройти в святая святых храма Шри Рангам, рассказывали, какое сногсшибательное впечатление производит божество Вишну, возлежащее на змее Ананта Шеше. Божество, которое носит имя Шри Ранганатх, очень древнее и почиталось еще Господом Брахмой, затем – царем Икшваку, который принес его в столицу своего царства – Айодхью, где божеству поклонялся также Господь Рама. Когда Вибхишана (брат небезызвестного демона Раваны) захотел унести Шри Ранганатха к себе на Ланку, ему позволили, но с условием, что если по дороге он поставит божество на землю, то уже никогда не сможет сдвинуть его с места. И, конечно, это произошло, за несколько сот километров до Шри Ланки, - и теперь божество стоит (вернее, лежит) в Шрирангаме. Интересно, что лицом божество обращено не на восток (как это принято традиционно), а на юг – в сторону Ланки – как милость для Вибхишаны и его царства.

В Тричи есть также шиваитский храм, куда удалось пройти без проблем. Кстати, своим названием Тричи обязан именно Шиве. Город был назван в честь поединка Шивы с трехголовым демоном по имени Триширас. Тируччираппали означает «город трехголового демона». Исход битвы мне неизвестен, хотя есть основания полагать, что победил все-таки великий Шива, несмотря на то, что в названии его имя почему-то не обозначено.
Карма 186
2.03.2008
Была я в Тирупати.

Такие непедаваемые впечатления.. особенно та вера, с которой люди едут туда...

обязательно вернусь, и еще не один раз.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое в Блоге