(Вриндаван, штат Уттар Прадеш, Индия, середина июня 2006 г.)
Перед отъездом из Индии мы хотели заехать во Вриндаван на денек-другой попрощаться с этим удивительным местом. Честно говоря, мне было страшновато. Май-июнь - самое жаркое время в Индии. Особенно в таком штате как Уттар Прадеш, где находится Вриндаван. Средняя температура плюс 45, иногда доходит и до 50-ти. После прохладненького Манали это уж слишком.
Но, приехав в Дели 16 июня, мы обнаружили, что не так все и страшно. Нам повезло - день назад подул ветер с севера и стало гораздо легче, - а с индийским “сороковником” мы уже свыклись, когда путешествовали в апреле по центральной Индии. К тому же, похоже, начинался сезон дождей - то и дело ходили тучки и капал дождь.
Отстояли очередь в ж/д-кассу на станции Нью-Дели за билетом до Матхуры в дженерал класс (50 рупий с копейками). Поезд не заставил себя долго ждать. Залезли, конечно, не в дженерал, а в тамбур слиппер-класса, как любят ездить многие садху. Там и провели два с половиной часа. Предусмотрительно обзавелись газетой, чтоб было что подстелить на пол, но в нашем тамбуре “ехал” чей-то свернутый матрац, так что добрались с комфортом.
В Матхуре было около восьми. На улице уже совсем хорошо - ощущалась легкая свежесть летнего вечера. Мы сели в общественную рикшу, полную деревенских парней, мужичков и бабушек. Запахи уже другие, виды другие, люди другие, настроение другое, атмосфера другая. Не зеленый Химачал. Но, почему-то, очень в кайф.
Какая-то бабуля тормозит наш драндулет. “Куда едешь, мать?” - “Брындабан”, произносит бабушка страшным посаженным голосом и смотрит круглыми глазами. Эх, бабушка, жительница Вриндавана, родная моя!..
Мы вошли во Вриндаван как тати в нощи. Было уже темно, прохладно и людно - в драгоценные часы прохлады вовсю работают стройки, хоть и на ночь глядя. Сняли комнату за 150 рупий в одном ашраме в центре Вриндавана, совсем недалеко от знаменитого храма Банке Бихари, и пошли прогуляться.
Народу полно. Пятница, вечер. Лой Базар - излюбленное место толпы. Велорикши кричат “Радхе! Радхе!”. Знакомые уже лица лавочников. На одной из улочек, где сосредоточены лавки, торгующие четками из туласи, есть забегаловка, типичная индийская дешевая забегаловка для местных. Мы ее называем “Райс-чапати”, потому что хозяин, завидя иностранных паломников, частенько зазывает их на “райс-чапати”. Сашка сказал, что всегда хотел пообедать в этом злачном месте, но что-то отталкивало. На этот раз мы решили-таки претворить мечту в жизнь. “Райс-чапати” включало в себя, разумеется, не только это, но и дал и отличное сабджи, от души сдобренное имбирем. Чапати были хороши - ими занимался отдельный человек, который к нашему приходу навалял целую гору. При этом, хозяин щедро нам их подкладывал, пока мы не наелись и не запротестовали: “Бас! Бас!”.Чай принесли от соседнего чай-валы, как водится, в “одноразовой” маленькой чашечке необожженой глины, ее после использования разбивают - форма обратно превращается в пыль. Пока мы там сидели, заметили нашего знакомого - бабаджи из Австралии, который живет тут уже 25 лет. Он возвращался домой, к Ямуне на Кеши-гхат, где снимает комнату. Вот так всегда во Вриндаване - обязательно встретишь знакомого. В общем, ужин обошелся в 22 рупии. Мечта сбылась.
На следующее утро вышли в 6. О, это непередаваемое ощущение утреннего Вриндавана летом! Свет ярок, но пока еще не выжигает цвет. В этой милой утренней прохладе уже угадывается будущий полуденый зной, но пока, пока... Людей еще немного, большинство лавок закрыто, лишь чай-валы уже на свом посту. У дешевого сабджи-базара дежурят мартышки в надежде урвать что-нибудь для завтрака. Я стараюсь не ходить с краю улицы, под карнизами домов, где тусуются макаки, - справить нужду на голову какому-нибудь недотепе для этих маленьких вриндаванских засранцев - самый шик. Большелапые хвостатые детеныши качаются на проводах, как на лианах в лесу. Приспособились, однако.
Мы заходим в сад Нидхиван - это то немногое, что осталось от прежнего Вриндавана. Когда-то во всем Вриндаване и в округе - Врадже - стояли сплошные леса и рощи, где Кришна пас коров, играл с друзьями и танцевал с подружками. Теперь леса повырубали, во Врадже - лишь поля бесконечно эксплуатируемой земли, а Вриндаван закатали в асфальт. Еще тут в последние годы появилась новая мода у жителей Дели приезжать на авто в храм Банке Бихари и устраивать по субботам пробки на улицах, которые для машин вообще не приспособлены. Там дай бог велорикшам, людям, коровам да свиньям разойтись, а тут эти тойоты... Ну да Кришна с ними!
Итак, мы в Нидхиване, в одном из самых сокровенных мест Вриндавана. Утром обезьяны еще спокойны, они кучкуются, в основном, у входа, где им подсыпают еду. Они почти нас не замечают. В прошлый раз, когда мы только приехали в Индию, они живо интересовались. Теперь, после почти полугода пребывания здесь, мы, видимо, пропитались индийскими вибрациями, так что даже не привлекаем внимания этих маленьких хулиганов. В храме, где стоит божество Свами Харидаса, вриндаванского святого, поют баджаны, и звук проникает в каждый уголок сада. Сейчас довольно много людей, здесь и приезжие паломники, и местные домохозяйки, и даже какой-то бабаджи. Здесь царит домашняя атмосфера.
В храме Рада Гопинатха все та же бабушка, о которой писала Fistashka, сидит у алтаря, читает священные стихи, разговаривает с божеством Кришны. Удивительное существо.
В саду Сева Кундж, еще одном месте, напоминающем о прежней пышной растительности Вриндавана, полно обезьян. Они здесь самые наглые. Некоторые паломники не ходят в Сева Кундж без палки. Но вечером мартышки успокаиваются. Разве что шпыняют друг друга, да какого-нибудь дядьку за штанину дернут. У входа в сад лежит умирающая макака, вокруг нее - куски белого хлеба. Подкармливают старушку перед уходом в дальнейшее Путешествие.
В этом саду бушуют особые энергии. Здесь Кришна пытается умилостивить и помириться с Радхарани, которая сердится на него. Можете представить накал страстей? Сашка показывает мне окна комнаты, которую он снимал, когда жил во Вриндаване. Дом стоит у края сада. Им владеет одна индийская семья, которая сдает комнаты. Но, почему-то, мало кто селится здесь, хотя место замечательное. Может, боятся обезьян, а может, многих страшит перспектива оказаться в вихре божественных энергий, ведь ночью отсюда убегают даже животные. Никто не гуляет ночью по Сева Кунджу, как и Нидхуван - это место очень мощной силы, которую может выдержать лишь святой.
В эти жаркие дни в таких знаменитых вриндаванских храмах как Радха Раман и Банке Бихари совершается особая пуджа. Божество устанавливают перед сооружением, напоминающим беседку, увитую от и до жасминовыми гирляндами. Храмы наполняются жасминовым ароматом. Выглядит очень эффектно. Ведь жасмин охлаждает, что в жару - самое то. Лето во Вриндаване - время особенных игр Кришны. Если зимой, в холод, Радха и Кришна прячутся в дуплах деревьев, то летом они качаются на качелях, увитых цветами. И все эти разные настроения времен года отражаются на Вриндаване - в его храмах, на улицах, среди людей. Конечно, это по своему происходит в каждой стране, но во Вриндаване все непостижимым образом связано с Кришной и его Играми. В этом чувствуется особая вриндаванская «раса», то есть, с санскрита, - вкус. Или мы бы сказали – атмосфера.