Удивительна судьба этой женщины. О ее жизни можно рассказывать много: счастливые случайности, роковые потери, фантастические совпадения, романтическая любовь, горечь расставания. Настоящее имя моей собеседницы — Евгения Васильевна Лабунская. Дочь известной в дореволюционной России актрисы оперетты Лабунской, внучка графа Цитовича. Родилась в 1899 году в Риге. Ученица Федора Комиссаржевского, выступала в театре "Синяя птица" в Берлине. Затем уехала в Индию, где и прожила 25 лет. Изучала йогу у выдающегося гуру. Первой из европейских женщин стала распространять йогу в США и в Старом Свете. Преподавала йогу в Шанхае, в США. Среди ее учеников —звезды Голливуда Грета Гарбо, Глория Свэнсон, Мэрилин Монро, Юл Бриннер. Узы дружбы связывали Индру с Махатмой Ганди и Рабиндранатом Тагором, Николаем Рерихом и Джавахарлалом Неру! В Мексике она создала первую в мире Академию по подготовке преподавателей йоги. С 1985 года постоянно живет в Аргентине, где возглавила Центр йоги и фонд, носящий ее имя. Главная ее цель — подготовить людей с помощью йоги ко все усложняющимся условиям жизни, пробудить в каждом уверенность в беспредельности своих физических, интеллектуальных и духовных возможностей.
МЫСЛИ, ПРИШЕДШИЕ В ПОЗЕ ЛОТОСА
Моя первая встреча с Индрой Дэви состоялась в гостинице "Украина". В холле я увидела ее – маленькую и хрупкую. Она подошла, обняла меня, расцеловала. Так Индра встречает всех, кто приходит к ней, – знакомых и незнакомых. В ее гостиничном номере было море тюльпанов – в тот день Индре Дэви исполнилось 93! В своем невесомом оранжевом сари она уютно расположилась в позе лотоса.
- Это моя любимая поза. Мы, люди, единственные из земных существ, сохранили строго вертикальное положение позвоночника.
Важно помнить, что спину всегда следует держать прямо, чтобы не мешать свободному движению жизненной силы – праны. Согласно учению йоги, позвоночник символизирует связь между Землей и Небесами – Конечного с Бесконечным.
- Многие представляют себе йогу, как систему физических упражнений. Но какова ее основная задача?
- Духовный рост. Воссоединение человека с Космическим Сознанием, Истиной, Богом, Светом или любым другим именем, которым можно назвать окончательную и вечную данность. Йога, как говорят в Индии, это брачный союз Духа и Материи.
- Но если главное в учении йоги — духовное просветление, то почему так много внимания уделяется телесному?
- Потому что выразить духовность можно только через наше тело и мозг. Значит, тело для вас – такой же инструмент, как скрипка для скрипача. И, согласитесь, по-разному будут звучать скрипка Страдивари и какой-нибудь рядовой инструмент. Забота о теле не ради тела. К тому же занятия йогой на высоком уровне требуют выносливости, и их не выдержать без соответствующей физической подготовки.
- Многие связывают йогу с религией. У кого-то она ассоциируется с магией, поглощением огня, лежанием на гвоздях или битом стекле, предсказанием судьбы, гипнозом.
- Йога – это система гармоничного развития человека. В нее входят также вегетарианство и медитация. Но ориентирована она, в отличие, скажем, от гимнастических упражнений, не на развитие мышц, а на взаимодействие с человеком в целом. Асаны (позы) нормализуют функции всего организма: циркуляцию крови, пищеварение, вывод шлаков, обмен веществ и так далее. Занимаясь йогой, человек раскрывает скрытые возможности организма. Правда, постичь высшие стадии йоги трудно. Поэтому можно ограничиться практикой асан, освоением глубокого дыхания, упражнениями на расслабление, навыками медитации. Уверяю, это даст хороший эффект. Ведь лечит не йога, а Природа. Вы только как бы расчищаете ей путь.
- Как восточная философия, на которой основана йога, согласуется с европейскими традициями, культурой?
- Мораль йоги общечеловечна, во многом она соответствует библейским заповедям. Например, правило "ахимса" вторит заповеди "не убий", но смысл ее шире: не убей не только человека, но и все живущее. "Астейя" родственна заповеди "не укради". Причем не только чью-то вещь, но и даже время занятого человека...
Но йога – не религия, как считают многие. Когда в 1962 году я, можно считать, полулегально приехала в вашу страну читать лекции, то на одну из встреч прибыла целая правительственная делегация – Хрущев, Косыгин, Громыко, Микоян. Последний и спросил меня: "Йога – это что, религия? Ведь все духовное религиозно". Я задала встречный вопрос: "Вы читали Толстого?" – "Конечно, – ответил Микоян. – Это гигант духовности". – "Тогда почему же церковь отреклась от Толстого?" И сама же ответила: "Потому что он не принял внешнюю форму православия".
- Какую роль в вашей жизни сыграла философия йоги?
- Познав ее, я уяснила – на все есть воля Божья. И свою судьбу смиренно вручила ей. Если же заповедь "Да будет воля твоя..." и для вас станет внутренней необходимостью, то поверьте, вы избавитесь от очень многих душевных терзаний. А иначе человека одолевают обиды, черные мысли, сомнения. Ему хочется что-то доказывать, оправдываться. Но попробуйте успокоиться, делать все в меру сил и способностей. И тогда жить станет намного легче. А в чем секрет долголетия, знаете? В умении жить в согласии с самим собой. Если же вас будут переполнять отрицательные эмоции, то неизбежны нервное истощение, тяжелые болезни, преждевременная смерть. Нашу психическую энергию сжигают страх, неуверенность, непомерное честолюбие, зависть.
- И все же у меня сомнения. Я, например, не представляю себе жизни без сострадания, неравнодушия, волнений... Это как в каком-то изолированном от мира коконе...
- Я поясню, что имела в виду. Вмешиваясь в жизнь близких людей, вы вряд ли по-настоящему можете им помочь. Ведь в таких ситуациях вы утрачиваете способность объективной оценки. Не случайно хирургу не рекомендуют оперировать родственников. А со стороны все видится яснее и легче принять решение. О себе же могу сказать: я достигла такого внутреннего состояния, что душа освободилась от всего суетного. Передать словами это состояние трудно. Это некая абсолютная внутренняя свобода.
- Что вы вкладываете в это понятие?
- Оно связано с двумя основными правилами йоги: Любовь и Непривязанность. Если осознать, что ничего в мире человеку не принадлежит, это дает внутреннюю свободу. Когда же мы говорим: "Я хочу. Это мое" – закрепощаем себя. Единственное наше право – посылать в мир то, что разлито вокруг нас и чем мы действительно можем обладать всегда, – Свет и Любовь.
- Давайте вернемся в иные времена. Почему у вас, русской актрисы, проснулся интерес к индусской философии, йоге?
- Да как-то само собой получилось. Я задумывалась над смыслом жизни, над тем, почему одни люди живут двадцать – тридцать лет, другие сорок – пятьдесят, а иные все сто? Или, например, что происходит с человеком после того, как он умирает? Ответы: на все воля Божья, так хочет Бог – меня не удовлетворяли. Я мучилась и не находила ответа. И поняла, что пока не дойду до истины, не успокоюсь.
- Вам удалось познать Истину?
- Нет, что вы! Я только приблизилась к ней. Да и может ли человеческий ум постичь безграничное? В древних индусских трактатах говорится: "Над тремя Богами – Брамой, Вишной и Шивой есть что-то, что растворено во всем, не имеет ни начала, ни конца, всемогущее, всезнающее и всевидящее". И обратите внимание, каждая религия, а их 44, по-своему объясняет проявление божественного начала в человеке, но все они говорят о бессмертии души.
- И вы верите в бессмертие?
- Для меня оно совершенно очевидно. Наше расставание с жизнью – лишь переход из одного состояния в другое. И не нужно страшиться этого. Уход в другую жизнь – радость.
Индусская философия, ее идеи о бессмертии души открыли мне окно в мир, о существовании которого я раньше и не подозревала. Благодаря йоге я избавилась от страхов, в том числе и от страха смерти.
- Расскажите подробнее о себе, о своей мирской жизни, о том, как покинули Россию.
- Во время первой мировой войны мы из Риги переехали в Петербург. Там я закончила гимназию. И уже тогда мечтала стать актрисой, поступила в театральную студию Комиссаржевского. Правда, бабушка никак не хотела, чтобы ее внучка появилась на сцене. Тогда эта профессия не была престижной. Но я не сдавалась, и вскоре мне уже стали давать главные роли.
Что же еще вспоминается? В 1915 году я переехала в Москву, и тогда-то мне попалась на глаза книга о йоге. Я почти ничего не поняла, но с восхищением воскликнула: "Йога, Индия. Я должна ехать в эту страну". Меня пытались остановить, говорили, что очень уж я впечатлительна. Но я уже бредила Индией, йогой. Друзья мне говорили: "Что ж, поезжай. А когда разочаруешься, вернешься и будешь жить нормально". Это они так думали. Но я говорила себе: "Мое любимое число — 7. И в 1927 году я непременно поеду в Индию". Хотя и не представляла, как это произойдет.
- Что-то мешало исполнить задуманное?
- Многое. И прежде всего – отсутствие денег. Но судьба словно вела меня за руку. Например, в 1926 году мы с мамой в Таллинн шли по какой-то улочке, и в витрине я заметила вывеску: "Теософическая литература". Зашли в магазин, а продавец протягивает мне рекламный листок, в котором говорится, что знаменитый гуру Кришна Мурти и Анни Бесет, преемница Блаватской, проводят в Голландии съезд Теософического общества. Как это ни странно, но я побывала на нем. Там жили в палатках, ели только вегетарианскую пищу. Словом, это и было мое первое обращение к йоге.
А вскоре представился совершенно фантастический случай. Для поездки в Индию у меня, как я уже говорила, не было средств. И вдруг неожиданно я выиграла крупную сумму. Не раздумывая, я отправилась в Индию, и было это именно в 1927 году.
- В Индии ваша жизнь по-прежнему складывалась из случайностей?
- Да. Ну, например, такое... Долгим и сложным был путь к моему главному Учителю — Шри Криш-намачари. Когда я пришла к нему, он сказал: "Йога только для мужчин и только для индусов". А я не то и не другое. Но у меня были друзья, которые учились у него. Через них я попросила Кришну принять меня еще раз. Долго готовилась к этой встрече, хотелось выглядеть как можно лучше. На мне была шляпа с большими полями, которая, как мне казалось, меня украшала. Он же посмотрел на меня иронично и снова ответил: "Женщину, и тем более иностранку, я не возьму, это невозможно!" Только после моих настойчивых просьб он согласился, но установил строжайшую дисциплину, полагая, что это охладит мой энтузиазм. Но я выполнила все. Так что даже Шри Кришнамачари, который мог регулировать свое дыхание, останавливать сердце, со мной, как видите, справиться не сумел. Убедившись, что я безукоризненно выполняю все предписания, он изменил отношение ко мне и лично занялся моим обучением.
- Как вам, светской даме из далекой России, удалось постичь высшие стадии йоги?
- Понимание индусской философии пришло не сразу. Вначале меня увлекала внешняя сторона жизни: танцевальные вечера, балы, приемы, путешествия. Выступала на сцене, даже снималась в кино. Тогда я еще не осознавала, что в жизни все предопределено. И у меня возникло желание использовать свои знания, помочь окружающим. Правда, поначалу я обожглась. Не получив еще стройной системы знаний, решила, что уже могу лечить людей. Вызвалась поставить на ноги одного моего знакомого способом передачи энергии.
Но делала я все не так. Его вылечила, а сама заболела. Более четырех лет мучили сердечные приступы. Доктора не знали, что со мной делать. По нескольку дней лежала, не вставая. Потеряла интерес ко всему. Когда я наконец отчаялась, судьба сжалилась надо мной. Случилось так, что студент из Праги, который был знаком с системой йоги, вылечил меня тем же методом – передачей энергии. И я поняла, что поспешила, что я новичок в йоге. В моем сознании произошел переворот. Я стала вести уединенный образ жизни, еще серьезнее взялась за изучение йоги. Через некоторое время Кришнамачари сказал мне: "Вы можете преподавать йогу".
СТАКАН ВОДЫ С ЛИМОННЫМ СОКОМ
Она оправдала его надежды. Написала труды по йоге, открыла несколько школ. Комплексы упражнений, советы по режиму питания, дыхания, лечебные рецепты, советы страдающим избыточным весом, артритом, астмой...
Вот лечебная часть ее рекомендаций.
Индра Дэви советует тем, кому за 35, соблюдать диету, поскольку к этому возрасту организм начинает постепенно сокращать свою активность, замедляется обмен веществ. Поэтому, если мы хотим оставаться здоровыми и молодыми, следует изменить и саму диету, и привычки в еде, чтобы не перегружать пищеварительную систему дополнительной работой. Жареные продукты никогда и никому не были полезны – их следует исключить. Пища должна быть вареной – в воде или на пару, или запеченной. Сырые овощи и фрукты можно потреблять в тертом виде или в виде соков.
Каждое утро натощак надо выпивать стакан воды с лимонным соком и в течение дня – 2 стакана пахты. Полезны творог, продукты из соевых бобов (молоко, творог, сыр), рыба, креветки, постное мясо, морковь, проросшее зерно, ростки люцерны, одуванчик, цикорий, салат. Следует включать в меню ягоды и фрукты, богатые витаминами и микроэлементами: грейпфруты, апельсины, лимоны, абрикосы, виноград, инжир, финики, изюм, сливы, чернослив, малину, дыню, арбуз.
Одним из лучших ощелачивающих напитков является несоленый отвар картофеля. Людям, страдающим артритом, особенно полезно выпивать по стакану этого отвара – утром натощак, днем и перед сном. Рекомендуется также съедать каждый день одну-две картофелины (сырые, натертые на терке). При артритах хорошо помогает все тот же сырой картофель, приложенный ломтиками к больному суставу. "Я лечила однажды женщину, – рассказывала Индра Дэви, – которая едва могла шевелить пальцами рук. Я посоветовала ей взять картофелину и не расставаться с ней. Она держала картофелину в кармане, постоянно сжимая ее. Ночью, чтобы не потерять картофелину, надевала на руку чулок. Уже через неделю она свободно сжимала и разжимала кулак".
Я спросила Индру Дэви, как она питается сама.
- Вот уже много лет я вегетарианка, ем один, иногда два раза в день. После пробуждения выпиваю 200 г воды с лимоном, выдержанной ночь. На завтрак – чашка соевого молока или кофе из хлебных злаков. Немного миндаля и изюма. Грейпфрут или апельсин — съедаю с белой подкоркой и частично с наружной кожурой. Пью много воды, ем свежие фрукты (по сезону) и пью овощные соки. Перед сном — стакан воды. Иногда обедаю: овощной суп или зеленый салат, или 1 вареный или сырой овощ, или порция любого из следующих блюд: коричневый (нешлифованный) рис, соевая простокваша, печеный картофель (в кожуре) с растительным маслом или соевым соусом. Иногда это может быть чашка кофе из злаков с медом, помидор с сыром или яичным желтком, или йогурт с медом и пророщенными пшеничными зернами.
ОТ КОНЦЕНТРАЦИИ К МЕДИТАЦИИ
Особое место в системе ежедневных оздоровительных мероприятий Индра Дэви отводит медитации.
Не секрет: во многих крупных японских и американских фирмах рабочий день начинается не с "пятиминутки" или начальственных нравоучений, а с сеанса медитации. И это не считается пустой тратой времени. Исследования показали, что медитация не только регулирует психическую деятельность, защищает от стрессов, но и исцеляет от многих заболеваний. По данным, около 85 процентов болезней – психосоматического происхождения. Это означает, что из 10 больных 8 страдают от "нервов": страхов, раздражения, других отрицательных эмоций. Медитируя, человек как бы останавливает беспорядочный бег мыслей, перестает тратить энергию на "сорные", бесконтрольные образы, успокаивается.
- Если бы мы умели концентрировать наш разум и знали, как правильно его использовать, – считает Индра Дэви, – наша жизнь стала бы другой. Мы бы не только освободились от ежедневных страхов, но и добились бы успеха почти в любой сфере деятельности. Увы, сплошь и рядом мы наблюдаем обратное.
Многие с детства не вырабатывают привычки погружаться в собственные мысли, принимать самостоятельные решения, находить выход из сложных проблем, превращаясь в людей, не способных черпать силы из собственных внутренних резервов, становясь полностью зависимыми от дел, слов и мыслей окружающих.
- Так чем отличается концентрация от медитации?
- При концентрации, если процитировать "Афоризмы йоги", разум фиксируется на каком-то определенном предмете. Медитация — это непрерывный поток мыслей, направленный на этот предмет. Однако в стремлении обрести способность к медитации мы должны развивать в себе умение концентрироваться, чтобы наш разум стал спокойным и уравновешенным. Первый шаг к этому — овладение позами йоги, глубоким дыханием и расслаблением. Если вы не научились контролировать свое тело, то не сможете правильно пользоваться и своим разумом. Отсюда — необходимость в физических упражнениях.
ПРАКТИКУМ ПРИ ПЛАМЕНИ СВЕЧИ
Итак, давайте попробуем сконцентрировать свое внимание на каком-то предмете. Без тренировки это сделать довольно трудно, хотя способность концентрировать мысли, — считает Индра Дэви, — есть у каждого человека.
Для начинающих индийская целительница предлагает несложную методику, в которой наиболее подходящий объект для концентрации – пламя горящей свечи.
Найдите укромное место, чтобы никто не отвлекал. Примите удобную позу, расслабьтесь, но спина – прямая. Можно сесть в позу "лотоса", скрестив ноги. Зажгите свечу и, не отрывая взгляда от пламени, начинайте ритмично дышать. Старайтесь смотреть только на пламя, а не на свечу. Глаза не напрягайте, через минуту закройте их, удерживая образ пламени.
Как только образ начнет исчезать, взгляните на пламя и вновь закройте глаза.
Когда научитесь внутренним зрением воспроизводить и удерживать образ пламени, переходите к медитации. Внимательно посмотрите на пламя, запомните его форму и цвет. Поразмышляйте над символическим значением зажженной свечи, воплощающей Вечный Божественный Свет. Через несколько дней уже не понадобится зажигать свечу, так как, сконцентрировав внимание, вы с легкостью сможете вызывать этот образ.
Теперь перейдем к более сложной ступени медитации. Вначале, как обычно, сконцентрируйте внимание на пламени, а затем отвлекитесь и выполняйте ритмичное дыхание в течение 30 секунд. После этого представьте, что свет теперь внутри вас. И он сияет, освещая все внутри, наполняя теплом и любовью ко всему живому. Пусть пламя в вашей душе разгорается все ярче, рассеивая тьму одиночества, страха, злобы, зависти, ревности, жадности, разгоняя болезни и боль, одаривая вас здоровьем, силой и мужеством, становясь источником любви, сострадания и счастья.
БУДЬ ОТКРОВЕНЕН САМ С СОБОЙ
Индра Дэви предостерегает от эгоистичных и низменных желаний. Но ведь иногда трудно определить, эгоистично ли желание быть здоровым, или, например, желание выйти замуж за любимого человека? Ведь бывает и так: в стремлении получить то, что хотим, можно горько разочароваться. Помня, что концентрация дает дополнительную силу, мы должны, выражая какое-либо желание, добавить: "...если это хорошо для меня". Индра Дэви напоминает, как велика бывает сила мысли, и от нас зависит – на добро или зло направить ее энергию. Не случайно в йоге перед медитацией обязательно обращаются к нравственному кодексу ямы-ниямы.
Вспоминая о своей юности, Индра Дэви рассказала такую историю:
- Еще будучи подростком и живя в России, я получила незабываемый урок от друга, который часто писал мне из скучного провинциального городка, где находился его полк. Однажды он сообщил, что поскольку вокруг не оказалось интересных людей, с кем можно было бы поговорить, а также не было хороших книг, его друзьями стали солнце, луна и звезды, птицы, деревья и цветы. "Каждый день я разговариваю с ними и слушаю их замечательные истории. А когда мы молчим, мне кажется, что я способен воспринимать тихий образ Христа, улыбающегося мне через них. Так я живу в осознании Природы и в ожидании чего-то, относясь к каждому дню, как к последнему в моем земном существовании. Тогда все видится в ином свете и приобретает большее значение. Мне не бывает скучно, одиноко или тоскливо: я научился жить в Вечном Настоящем".
Большинство же живут в полном неведении относительно реальных причин их несчастий, неприятностей и болезней. Проведя вечер в размышлениях, вы тоже можете вдруг обнаружить способность заглянуть в свою душу, увидеть себя со стороны таким, какой вы есть. Все могут извлечь пользу из такого эксперимента.
Однажды я оказалась совершенно одна, не имея опыта, окруженная людьми, для которых йога была объектом шуток и насмешек. Тогда я вспомнила совет, который дал мне Кришнамурти в тяжелый период моей жизни, когда я переживала личную драму. "Знаешь ли ты причину своих страданий? спросил он меня. Это страх, хотя ты это можешь и не осознавать. Ты несчастлива, потому что боишься смотреть в лицо невзгодам. Пытаешься бежать от них, вместо того, чтобы побыть одной и спокойно разобраться в причинах своего горя".
Индра Дэви предлагает каждому быть откровенным с самим собой, обратив это на пользу собственному здоровью. Ведь когда разум спокоен, удается не только восстановить здоровье, но и быть хозяином своей судьбы. "Я решила жить долго, – говорит она, – пока не почувствую усталость. А когда пойму, что приближается час моей смерти, вернусь в Индию и навеки останусь там".
Источник