Зеленые волны яркой, не успевшей выгореть на солнце, травы перекатывались под мощными порывами ветра. Прыгающий, холмистый берег внезапно открыл таящееся за ним пространство, уступая место панораме залива, отливающего цветом бирюзы под цвет полуденного неба. Четко читающийся дальний берег вырисовал вулкан Кимерий, очерченный тонкой сиреневой тенью.… Повсюду запах степи, молодой, холодно-зеленой полыни, нектарный аромат цветов, инкрустирующих волнующееся дикое поле….
- Это и есть Киммерийская степь?
- Да, точнее, Киммерия, остров Киммерия, каким он был при греках, это дальний берег с вулканом. А та земля, на которой мы стоим – это Синдика, остров Синдика.
Синдика – древнее государство индоариев на Таманском побережье. Впервые Синдику упоминает античный поэт 6 века до н.э. Гиппонакт из Эфеса. В дальнейшем о синдах сообщает целый ряд античных авторов. «Когда проплываешь Боспор, будут синды, выше их – меоты, скифы», - пишет греческий историк Гелланик Мителенский (5 век до н.э.). Другой автор недвусмысленно заявляет- «Синды, индийское племя». Синды жили в низовьях Кубани, на Таманском полуострове и Черноморском побережье до Анапы, где была Синдская гавань, до станицы Раевская-Натухаевская, на востоке ее граница доходила до хутора Красно-Батарейное, где расположены остатки древнего города со сложной системой укреплений. Столицей Синдики было нынешнее Семибратнее городище, где в 5-4 веках до н.э. были похоронены ее царь и знать. Большинство современных исследователей (Грантовский, Елизаренкова, Шилов) как и академик Трубачев, считают, что синды являются остатками индоарийцев (праиндийцев), основная масса которых во 2 тыс. до н.э. мигрировала из Северного Причерноморья на юго-восток. Язык синдо-меотов относится к индоарийской ветви с признаками самостоятельных диалектов.
Переселившиеся греки-колонисты вступали в активные взаимоотношения с синдами, что способствовало развитию их экономики. Этим можно объяснить выделение синдов как самостоятельного племени в греческих источниках.
Синдика – древнейшее автохтонное государственное образование на территории Российской Федерации. Оно сложилось в последней четверти 5 века до н.э. Высокий уровень социально-экономических отношений и эллинизация синдов, наличие городов и неукрепленных деревень, серебряная монета с надписью «синдон» (хранятся в краснодарском историческом музее) свидетельствуют о древней государственности синдов. Искусство Древней Синдики представляет собой высочайший уровень синтеза скифского звериного стиля и античного изящества.
В 480 году до н.э. синды входят в образовавшееся Боспорское Царство. Восточная Синдика оставалась независимой. На грани 6 и 5 веков до н.э. здесь возникают городские центры и множество поселений. Античные авторы неоднократно упоминают Синдскую гавань, на месте которой в 4 веке до н.э. возникает греческая Горгиппия (Анапа).
Активность восточной политики Боспорского Царства привела к присоединению Синдики в 4 веке до н.э. Однако другие меотские племена сохранили независимость и продолжали существовать в Приазовских степях и бассейне Кубани. Так царь Фатеев Арифарн (Арийское Сияние) разбил греческий отряд на подступах к своему городу. По мнению краснодарских историков, это произошло у Елизаветинского городища, где позднее возникла фактория, и античные купцы активно торговали с народами степи.
- Значит древним населением Кубани были индоарии? Синды, дандарии и меоты?
- Да, индоарии и индоиранцы – скифы, савроматы, сарматы, аланы.
Ираноязычные арии (скифы) переселились на Кубань и Украину в 7 веке до н.э. из Заволжья, во 2 веке до н.э. здесь появляются савроматы, позднее сарматы и аланы – выходцы с Южного Урала и Западной Сибири. Это одни из самых восточных арийских племен. Кстати, аланы – предки современных осетин, тоже арийское племя с Юга Урала. На речке Исеть стоит город Свердловск, а в 19 веке здесь была Исетьская область. Это древняя память о тех временах, когда Осетия-Алания находилась на Урале.
- А что могут рассказать названия Тамани и Прикубанья, как давно обитали здесь арии?
- Различные индоарийские и иранские племена обитали здесь с 3 тыс. до н.э. Наш город Краснодар стоит на нескольких археологических культурах, соотносимых с периодами обитания Ариев на Кубани. Кинотеатр «Аврора» расположен на кургане катакомбной культуры – предках ведийских Ариев, мигрировавших в Индии. Территория вокруг КСК – поселение меотов-фатеев, защитивших Кубань от колонизации, а Парк им. Горького и Медакадемия находятся на месте обитания меотов-сарматов. Так что самому древнему поселению около 5 тыс. лет!
Много таких примеров - легендарных! Вот речка Ея, где стоит Ейск. На ее берегах тысячи лет назад был меотский город Эя, о нем упоминается в «Путешествии Аргонавтов». Спасаясь от колхов, аргонавты с золотым руном должны были проплыть через Азовское море, перебраться волоком из Дона в Волгу, доплыть до Балтики-Гипербореи, и по Атлантике вернуться в Средиземное море. А ведь до них в Греции думали, что Боспор Киммерийский – уже край земли, а севернее Скифии – лишь полуночная пустыня.
- Если меоты жили не только вдоль Кубани, но и на север и на юг от нее, то был это один народ или разные племена? Была Кубань с древнейших времен связующим мостом для индоевропейских и кавказских культур?
- Да, конечно. И теперь мы вспоминаем о древних названиях (топонимах и гидронимах), которые сохранила наша земля.
В 19 веке заслугой немецкого географа К.Ритера стало установление связи между индийцами и синдами (индами), которых знали древние греки в низовьях Кубани. Он предложил, что это остатки одного из пяти арийских народов, ушедших в Индию. Инд, давший название стране, означает по-арийски «река», а синды (инды) – «приречные». Через столетие в Англии было опубликовано исследование австрийского ученого П.Кречмера под названием «Индийцы на Кубани». Не зная о работе предшественника, но основываясь на тех же источниках он пришел к подобным выводам и установил, что арии (аррихи, «горные арии») еще долго обитали в Крыму (Керчи).
В середине 70х годов 20 века выходят работы академика Трубачева по индоарике Северного Причерноморья и периферии древнейшего славянства. В них Трубачев проанализировал все сохранившиеся письменные источники и установил, что синды пришли с нижнего Поднепровья, где греки застали еще данд-ариев («Камышевых ариев»). Скифское название Днепр («река») буквальный перевод Инда или Синда.
Переселенцы несли с собой привычный уклад и название местностей. Так Синд и Кубха («река» и «приток») с низовьев Днепра и Южного Буга перекочевали сначала на Дон (Синду) и Кубань, а затем, стали Индом и Кабулом в Северо-Западной Индии. Река Кабул осталась и в Северном Афганистане – там где шли арии. Причерноморская Кубань (в дельте) и индийский Кабул имели еще и вторые названия – Караканда и Хорванг («Имеющая множество рукавов»). Отсюда же и сарматская Караганда.
На Тамани и в Индии немало сходных по звучанию и тождественных по смыслу названий в соседствующих сочетаниях: Синду («река»), Силис («соленый»), Сокур (Цокур – «каменистый»), и Синдху, Силас, Суккур. Лесистые и камышовые местности здесь и там назывались Дандака; древние города Апатура и Опатура были на Тамани и в Индии; созвучны имена скифских и индийских царей Таксакиса и Палака, Такчака и Палака.
Мифологические соответствия есть в обрядах древнейших курганов и именах арийских богов Причерноморья. Састр («божественный свод», Крым), горы Митры (Приазовье), горы Магадавы («Великой Девы»), и Бутаната («Владыки духов») в Нижнем Поднепровье. Курганные обряды засвидетельствовали культы Индры и Вишну, Праджапати-Брахмы. Ашвинов, Адитьев, близнецов Ямы и Ями, культ Мирового Яйца ведийской традиции, культ Мирового Духа - Пуруши, творца вселенной (начиная с курганов 3 тыс. до н.э.). Находки ведийских алтарей, созданных в соответствии с предписаниями «Брахман» в курганах катакомбной культуры и киммерийцев Причерноморья. Эти божества, присутствующие в индуизме, «предоставляют ценную возможность датировать начало индуистических верований временем обитания индоариев в Северном Причерноморье» (Трубачев).
(…) Согласно последним исследованиям в области арийской проблемы, одомашнивание коня (описанное в «Ригведе») и создание легкой боевой колесницы произошло в Северном Причерноморье (сообщение Грантовского на русском языке). Именно через Тамань и Кубань арии совершали свои походы в Малую и Переднюю Азию. Закавказье в 18-16 веках до н.э. Уникальный образец боевой колесницы из глины 2 тыс. до н.э. хранится в Краснодарском музее им. Фелицина. Именно на таких колесницах ушли праиндийцы к месту своего будущего обетования, двигаясь от границ Кавказа, через Волгу и Урал, Афганистан, к современному Пенджабу.
Удивительно, но среди киммерийских царей 8 века до н.э., правивших на Кубани и Дону, Геродот называет Лигдамиса (Дугдамме) и его сына Аджаташатру. Аджаташатру – древний индийский род царей, упоминаемый в Ведах (Упанишадах) и «Махабхарате». Значит истоки родов царей Солнечной династии Индии следует искать в Причерноморье! И в киммерийских же курганах находят ведийские алтари огня! Так что среди киммерийцев и следует искать предков более поздних меотских племен синдов, данд-ариев, агров, Фатеев. А круглые жилища меотов и восьмигранные дома ямников соответствуют тем жилищам, которые строят в индийской деревне до сих пор. Уже не говоря о привычных для нас украинских мазанках, пришедших из скифских времен. Именно так, с соломенными крышами, выглядят дома североиндийских деревень.
(…) Стоя на холмах у раскопок Германассы, мы смотрели на пролив, отделяющий Азовское море от Черного. Когда-то с этих же мест синды, скифы, сарматы, дети Азии, впервые видели новое для них море. Привыкшие к зеркальному блеску Меотиды – Азова, они впервые замечали, как смешивается его вода с темной, глубокой синью. Синды назвали это место Тамат-Арка, «Темная вода», скифы – Ахшаэна, «Черное море».
Артур Тер-Мартиросов