Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма
Северная Индия Южная Индия  

Статьи по Индии › Городская эксцентрика Мумбая

Карма 5
16.04.2011
Когда автор впервые ехал на поезде из Кочина в Мумбай в 1986 г., дорога заняла 52 часа.

И вот, заметно постаревший, около 5 часов утра он сел в поезд на станции Виктория (здание вокзала - этакая монументальная каменная твердость, возведенная англичанами, считавшими, как и все завоеватели города, что они будут здесь всегда) и запах ударил в лицо подобно пуле: запах рыбы, отходов и влажного, соленого воздуха, отвоеванной у моря земли. Но запах рыбы выделялся среди других своей силой и резкостью – это первый утренний улов, переложенный льдом, везли в плетеных корзинах крупные женщины – "макхи хи паани" – с бицепсами как у Шварценеггера и с большими животами, вид которых заставлял теряться в догадках. Мне нужно было ехать до Мулунда, находящегося примерно в 30 км от Бомбея, по основной линии Центральной железной дороги. Несмотря на ранний час, все места были заняты самыми разными пассажирами: работниками, возвращающимися с ночных смен, разукрашенными проститутками и отрешенно глядящими сутенерами, но стоять тоже можно было вполне удобно. При выходе из здания вокзала в Мулунде было видно, что ведутся работы по расширению дороги.

В прошлом году просто ради интереса я посетил эти места еще раз, почти четверть века спустя, после того как был здесь в последний раз – ничего не изменилось. Полный поезд пассажиров. Сильный запах рыбы. Возле вокзала в Мулунде – перекопанная дорога.

Нет, Бомбей не стоял на месте все эти годы. Но то, что составляет саму суть Бомбейской жизни - желание бесконечно эксплуатировать те небольшие образования, которые они по ошибке предпочитают называть предприятиями - это осталось неизменным. Например, поезда, которые ежедневно перевозят до 65 лакхов загородных жителей на работу в город и обратно - все такие же "душегубки" как и всегда. Годы прошли, а Бомбей не утратил своей неотъемлемой черты – лихорадочного и даже веселого безразличия к отсутствию комфорта.

Но Бомбей в этом не исключение. Я учился в средней школе в Мадрасе и жил сначала на Элдамс Роуд, а затем в Т.Нагаре, откуда ездил на велосипеде в школу, находящуюся на Андерсон Роуд, где-то между Эгмор и Нунгампакам. Дороги теперь расширили и много желтых, двухэтажных, прохладных домов с деревянными окнами было снесено. Над их могилами сейчас "колышутся" в морском воздухе многоэтажные здания и торговые центры. Даже жаркая, влажная погода заставила себя измениться: теперь в Ченнае чаще идут дожди, и знаменитое мадрасское солнце – такое большое, белое и полное уже в 6 утра, и то, кажется, стало менее палящим.

Но. Но насколько постоянна и велика любовь дравидов к "неумолимым" желтым, красным и черным цветам, выраженная в расцветках их одежды. Или - как они любят принимать каждый день масляные ванны, одетые в полосатое нижнее белье, и их темная кожа мерцает, как массы темных, тяжелых туч в ноябре, когда юго-восточные муссоны проносятся над городом. А когда идешь вдоль по улицам Маунт Роуд и Кодампакам, видишь, что национальная культура поклонения божествам нашла свое выражение в громадных плакатах с изображениями кинозвезд. Типичный представитель какого-нибудь племени, может, не верит в богов, но верит в кумиров. Когда-то это был MGR (Марутхур Гопалан Рамачандран) - его так любили, что даже рикша в кинотеатре пытался при помощи зрителей первых рядов предупредить его, чтобы он не заходил в комнату, где его поджидал с ножом в руке злодей (которого играл М.Н. Намбияр). Теперь - это Раджиникантх, Сурья или Виджай Кантх. Можно сказать, что тамилы от извечного социального монотеизма плавно перешли к более демократичному политеизму. Но смысл остался тот же.

Городское население Индии выросло с 290 миллионов в 2001 г. до 340 млн. человек в 2008 г. и прогнозируется, что к 2030 г. это число достигнет 590 млн. Урбанизация этой страны, возможно, представляет собой самую крупную миграцию во всей истории цивилизации. Перемещаясь в вечно строящиеся мегаполисы, эти странствующие толпы привносят туда с собой частичку своих деревень и небольших городов. Однако основные черты, главные ценности таких больших городов, по-видимому, не поддаются изменениям. Постоянные попытки переименовывать - Бомбей в Мумбай, Мадрас в Ченнай, Бангалор в Бенгалуру говорят только о том, что сами души этих городов не желают меняться. И это успокаивает... Пусть все остается таким, каким всегда было.

---------------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------

(Пер. с английского: © Cp Surendran, The Times of India | The Crest Edition, April 9, 2011)
Городская эксцентрика Мумбая
Городская эксцентрика Мумбая
Карма 5089
19.04.2011
Nimfa2010
Пусть все остается таким, каким всегда было.

Воистину.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое на Форуме