Далекое побережье Гоа за последние несколько лет стало настоящим туристическим хитом. Бесконечные песчаные пляжи, блеск пятизвездочных отелей, прямые рейсы из Москвы — все это, безусловно, привлекает туристов. Но главное — только в Гоа можно найти такую экзотику, какой нет на всем белом свете. Например, отправиться в море с местными рыбаками, которые ловят рыбу таким же способом, как и их предки 500 лет назад.
Кто рано встает, тому Бог дает
Когда бледнотелый турист, отведав диковинных индийских фруктов и разносолов, впервые выходит к океану, он на какое-то время теряет дар речи. Зрелище поистине потрясающее — почти полкилометра белого песка, похожего на сахарную пудру, отделяют сушу от воды, длинноногие пальмы радостно покачиваются в такт морскому прибою и приветливо машут ветками: добро пожаловать в Гоа! Около воды сиротливо лежат большие допотопные черные лодки. Кажется, их бросили здесь еще в незапамятные времена. Иной раз нелюбознательные туристы даже не догадываются, что на этих утлых челнах местные рыбаки каждое утро уплывают в море. К морской экспедиции вправе присоединиться любой желающий. Правда, такую экскурсию не предложит ни одно турагентство. Договариваться приходится самостоятельно, но это и к лучшему — есть шанс познать настоящую, не приукрашенную действительность и сэкономить деньги. Главное — встать до рассвета и подружиться с рыбаками. Сделать это легко — гоанцы народ на редкость дружелюбный и открытый. Стоит только изъявить желание тянуть сеть — и тут же неожиданный помощник будет принят в команду.
Ловись рыбка большая и маленькая
Рыбачить индусов научили колонизаторы-португальцы, которые появились в этих местах в 1510 году. С тех давних пор технология лова не изменилась. Несколько рыбаков, живущих по соседству, объединяются в артель и готовят для себя лодку. Делают ее вручную — выстругивают частями из стволов огромных пальм, которых в избытке в местных джунглях, части потом соединяют и просмаливают. Лодка готова. Чтобы узкий продолговатый челн не перевернулся, сбоку на длинных палках привешивают противовес — бревно внушительных размеров. Большую неуклюжую посудину даже не красят. Яркие разноцветные лодчонки с навесами от солнца — это туристические плавсредства. На них путешественников доставляют на близлежащие острова. Настоящая рыбацкая лодка некрашенная и почти всегда без мотора. Редкая зажиточная рыбацкая артель может позволить себе такую роскошь. Весла выстругивают из небольших пальм. На таких допотопных пирогах рыбаки бороздят море. Еще интересная деталь — даже самые простенькие лодки имеют название. Как правило, им дают имена святых ("Аве Мария", "Святой Франциск"), ведь гоанцы в основном ревностные католики.
В обычаях рыбаков тесно переплетаются местная индуистская культура и католические ритуалы. С одной стороны, они верят в бога, а с другой — в духов, которые обитают в морских глубинах. Перед ловом — обязательная молитва с обращением к святой Деве Заступнице, а для задабривания духов на берегу обязательно оставляют мешочек с крупой или сладостями. Горе тому, кто польстится на эти дары. Его, как утверждает молва, ждут серьезные неприятности.
Эх, ухнем!
Лодки с несколькими рыбаками на борту выходят в море до рассвета, еще в темноте, длинные сети расставляют вдоль берега. Тяжелую посудину сталкивают в воду весьма примитивным способом: ее катят по бревнам, перекладывая их друг за другом. Большинство рыбаков находятся на берегу. Как только первые лучи солнца появляются на горизонте, начинается самая тяжелая работа: невод вытягивают из воды вручную. Для удобства все делятся на пары, встают друг напротив друга, вставляют в сеть палку-рычаг, разом наваливаются на нее, и тяжелая ноша постепенно сдвигается к берегу. Чтобы рывки были синхронными, рыбаки подпевают себе что-то вроде "Дубинушки": "Эх, ухнем! Эх, дружно!"
Наконец сеть вытягивают на песок. В ней бьется в основном маленькая рыбешка, напоминающая нашу салаку, попадаются и довольно крупные экземпляры, много голубых крабов и даже одна морская змея. Ее тут же отпускают в море — каждая тварь должна жить в своем месте. На берегу появляются женщины в красивых ярких сари и с корзинами на головах. Рыбацкие жены сортируют улов и справедливо делят его на всех. Что-то они оставляют себе, а большую часть относят на рынок, который открывается ранним утром в соседнем поселке. Эта добыча — единственный источник существования небольшой деревушки. Корзину голубых крабов всего за 3 доллара тут же на берегу покупают шустрые туристы. Чтобы приготовить их в местном морском ресторанчике, надо заплатить еще 3 доллара. Голубые крабы на вкус — это нечто потрясающее, мясо у них белое и нежное. Корзины хватит, чтобы накормить до отвала шестерых едоков.
Лодку всей артелью дружно выталкивают из воды: никто не сачкует. Сети бережно раскладывают сушить на солнце. Мальчишки, пока их отцы отсыпаются, заштопают прорехи. Вечером жители рыбацкой деревушки собираются у костра на берегу океана: старики ставят свечи у кромки воды и молятся за удачу в завтрашней ловле, женщины готовят еду, а мужчины рассказывают рыбацкие истории про далекие моря и духов, охраняющих морские глубины.
Современный человек отбирает у природы все, что ему нравится, не стесняясь в средствах и способах. Огромные китобойные и рыболовные флотилии бороздят морские просторы в поисках добычи. Косяки рыб отслеживают с помощью ультрасовременных эхолотов и лазеров, сетями перегораживают целые проливы, чтобы несчастной рыбешке некуда было деться, а гигантские плавучие заводы перерабатывают пойманные трофеи на консервы. Экологи говорят о неминуемом нарушении природного равновесия и грядущей экологической катастрофе. Гоанцы — редкий пример разумного отношения к природе.
Татьяна Сивакова
Источник: Туризм и отдых