Международная ассоциация воздушного транспорта IATA, объединяющая около 230 авиакомпаний мира, недавно опубликовала крайне пессимистичный прогноз развития авиационной отрасли в 2009 году. Согласно результатам проведенного исследования, авиакомпании ждут самые большие убытки за последние полвека существования воздушных перевозок.
2008 год из-за резких скачков цен на нефть уже принес разорение нескольким десяткам авиаперевозчиков и многомиллионные убытки крупным союзам и компаниям. По оценкам специалистов, суммарный убыток отрасли составит 5 миллиардов долларов, и это при том, что нефть в последнее время резко пошла вниз. Однако разразившийся после нескольких крупных скандалов с банкротством перевозчиков кризис доверия к воздушной отрасли и туризму в целом, а также продолжающееся падение мировых финансовых рынков грозят новым витком убытков и разорений.
Только по подсчетам российских статистиков, около 50% россиян отказались от мысли проводить новогодние каникулы в путешествиях - за рубежом или по стране. Падает, по данным зарубежных СМИ, и европейский спрос на новогодние туры. Отели таких крупных и, как правило, заполненных в конце декабря - начале января городов, как Париж и Венеция, пустуют, по европейским гостиницам катится волна скидок. Британские газеты говорят о 20% спаде спроса на популярные туры в Испанию. Турецкие и египетские хотельеры пока держатся, но число отдыхающих сокращается и в этих популярных под Новый год странах. Все чаще люди отказываются и от дальних маршрутов - в Австралию и Океанию, Латинскую и Северную Америку, в Юго-Восточную Азию.
Уменьшается маршрутная сеть, ограничивается число рейсов, отменяются чартерные цепочки. И простая отмена топливных сборов уже не привлекает туристов обратно к авиакассам. Конечно, тем, кто хочет из зимы окунуться в лето или, наоборот, променять жару и море на горнолыжные склоны, придется лететь, никуда не деться, да и бизнесменам нельзя тратить дни на то, чтобы пересечь пару стран ради подписания договора. Однако число туристических и бизнес-поездок катастрофически падает, а вместе с ним в тартарары летят и доходы авиакомпаний.
К сожалению, кроме финансовых проблем и цен на нефть, на число туристических поездок сильно повлияли несколько политических событий и происшествий, которые резко сократили число желающих улететь отдохнуть. Волна беспорядков в Греции, конечно, пока еще не слишком повлияла на туристическую отрасль страны, но если погромы продолжатся, то картина быстро изменится. Теракты в Мумбаи подкосили ряды путешественников, отправляющихся в Индию, в том числе и в Гоа. Закрытие аэропортов в Таиланде нанесло серьезные убытки экономике страны и национальным авиаперевозчикам. Причем аукнется этот отток туристов из Таиланда далеко не только местным авиакомпаниям.
И если в середине осени крупные перевозчики готовились поглотить более слабых соперников, подбираясь к давно желанным направлениям, то сейчас из-за крайне пессимистичных прогнозов и падения спроса сделки отменяются одна за другой. Так, British Airways прекратили переговоры о слиянии с Quantas, «Аэрофлот» оставил пока идею поглотить S7, под угрозой и другие объединения.
В результате, по мнению аналитиков IATA, убытки авиакомпаний Европы в 2009 году увеличатся в 10 раз и достигнут 1 миллиарда долларов, азиатско-тихоокеанские перевозчики потеряют также около 1,1 миллиарда долларов, африканские авиакомпании ждет убыток в 300 миллионов долларов, а ближневосточные и латиноамериканские - в 200 миллионов долларов каждую. Единственный положительный прогноз IATA дает по североамериканскому рынку, однако как будут продвигаться их прибыли на самом деле и достигнут ли они предсказанных 300 миллионов долларов - покажет время. Пока все идет к тому, что в 2009 году летать станет некому и незачем, а к 2010 - не на чем.
http://www.turist.ru/