В минувшую пятницу, 13 марта, произошла очередная трагедия: на юге Вьетнама упал в пропасть автобус с российскими туристами. 9 человек погибли, 15 были ранены. Как сообщил руководитель Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России Владимир Уйба, все российские службы сработали оперативно: через несколько часов после аварии был организован штаб, отработаны списки потерпевших, получено распоряжение президента, и вскоре самолет МЧС вылетел во Вьетнам за пострадавшими.
По словам участников спасательной операции, даже просто находиться в госпитале города Далат, куда были первоначально доставлены пострадавшие, как и в любом другом медицинском учреждении в этой стране - уже тяжелое испытание. Общий не очень высокий уровень оснащения, оставляющие желать лучшего условия, затрудненность диагностики, в том числе и вследствие серьезного языкового барьера (ведь врачи там не говорят даже на английском) - из-за всех этих факторов лечение на месте было затруднено, и пострадавших постарались как можно скорее эвакуировать на родину.
Самолет МЧС доставил раненых туристов в Россию. Но что бы было, окажись в такой ситуации не организованная тургруппа, а, скажем, пара, самостоятельно путешествующая по Азии? Наша страна пока не имеет эффективной системы помощи соотечественникам за рубежом. И это при том, что сейчас уже мало кто отправляется за границу без страхового полиса. Однако приобретенная у российской компании страховка не всегда является гарантией того, что местные врачи помогут. Так, прибывшая на место «скорая» может отказаться везти покалеченного туриста в определенный госпиталь, указанный страховщиком, но находящийся далеко, и тогда страховщик на законном основании умоет руки. Или условия в местной больнице будут так плохи, что лечение только навредит. И еще хорошо, если человек находится в сознании и в состоянии делать звонки, чтобы выяснять отношения со стаховщиками.
По словам первого вице-президента Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимира Канторовича, иногда страховка - это просто фикция, бумажка, за которую люди платят деньги, но потом не могут получить никакой помощи. Известны случаи, когда путешественники гибли, так и не получив подмоги от страховой компании. По словам эксперта, складывается странная ситуация, когда страховщики собирают с российских туристов сотни миллионов долларов (страховые случаи, по статистике, составляют лишь 1% от общего числа застрахованных), а потом пострадавшие эвакуируются за счет МЧС. При том что в других государствах мира подобные вопросы о спасении собственных граждан принято решать без создания штаба на самом высоком уровне и участия президента страны.
У нас помогать туристам частично пытаются дипломатические представительства, однако консульских сотрудников не так много, и они не могут быстро оказаться на месте происшествия, находящемся в 800-1000 километров от их резиденции. Например, в Египте - стране, куда только за прошлый год, по данным Росстата, россияне ездили около полутора миллионов раз, российские чиновники обосновались в Каире. Сколько же времени нужно, чтобы добраться от этого города до так популярных Шарм-эль-Шейха или Хургады, расположенных на противоположных концах этой страны? По мнению заместителя директора МИД консульского департамента Виктора Лизуна, действительно, существуют точки, где требуется создание дополнительных консульских учреждений. Разговор об этом идет уже давно, но пока у нашей страны нет на это денег.
Существует и другой вариант. Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Евгений Писаревский сообщил, что уже принято принципиальное решение о создании в странах, куда ездит наибольшее количество людей, российских туристических представительств. Они будут заниматься не только продвижением России на иностранных рынках, но и помогать нашим туристам за рубежом. Как именно будут определены приоритетные места для создания этих отделений? Ведь направления массового туризма, куда наши граждане едут миллионами, и государства, в которых имеет смысл рассказывать о красотах России - это нередко разные страны. Какой же из задач подобных представительств будет отдан приоритет? По словам эксперта, на данный момент такие центры планируется разместить прежде всего в Египте, Турции и Таиланде. Однако когда точно они появятся, замглавы Ростуризма сказать затруднился.
Иной путь решения проблемы предлагает президент туркомпании «Ланта-тур вояж» Людмила Пучкова. Она полагает, что необходимо создать негосударственный финансируемый туроператорами и страховщиками фонд помощи для таких происшествий, чтобы можно было контролировать ситуацию, принимать решение и помогать туристам независимо от правительства.
Итак, и со стороны правительства, и со стороны представителей турбизнеса существуют различные инициативы, направленные на то, чтобы у российских туристов за рубежом возникало меньше проблем с медицинским обслуживанием. Остается только надеяться, что хоть одна из них в ближайшее время все-таки будет реализована.
http://www.turist.ru