У Святослава Николаевича и его жены Девики Рани, звезды индийского немого кино, не было наследников. Этим воспользовалась местная жительница – она решила присвоить имение себе», – объяснил в интервью газете ВЗГЛЯД Сергей Кармалито, старший советник посольства РФ в Индии.
6 марта в городе Симла, столице северного индийского штата Химачал-Прадеш, наконец разрешился конфликт между индийской и российской сторонами в отношении деятельности Международного мемориального треста Рерихов на территории Индии. Россиян хотели отстранить от управления музеем знаменитой семьи. Однако на прошедшей встрече сторонам удалось прийти к соглашению. О подробностях конфликта и о том, как российские и индийские специалисты объединят усилия по превращению дома-музея Рерихов в музейный комплекс, газете ВЗГЛЯД рассказал участвовавший во встрече старший советник посольства РФ в Индии Сергей Кармалито.
ВЗГЛЯД: В недавних новостях сообщалось о недружественной позиции ряда индийских СМИ в отношении российских сотрудников Международного мемориального треста Рерихов. Удалось ли прояснить ситуацию в результате переговоров с представителями индийских властей?
Сергей Кармалито: Действительно, не так давно в индийской прессе появилась серия статей, в которых высказывалась мысль, что хорошо бы продолжить деятельность рериховского треста без участия русских. Это было связано с ситуацией, сложившейся вокруг имения Святослава Николаевича Рериха в Бангалоре. Это далеко от Наггара, совсем в другом месте – в Южной Индии, в штате Карнатака. У Святослава Николаевича и его жены Девики Рани, звезды индийского немого кино, чей облик он отобразил на многих своих полотнах, не было наследников. Этим воспользовалась местная жительница, которая работала у Рериха и его жены секретарем, – она решила присвоить имение себе.
Тяжба по данному делу продолжалась 17 лет, но в конце концов в прошлом году высший суд Индии отклонил все притязания этой женщины, и сейчас контроль над бывшими владениями Святослава Николаевича переходит к правительству штата. Соответствующие культурные учреждения намерены превратить это место в просветительский центр, а на протяжении минувших 17 лет территория имения была закрыта. Хранящиеся там картины Святослава Рериха до сих пор находятся под арестом, но они, как мы надеемся, вскоре перекочуют в мемориальную экспозицию.
Вся эта история послужила толчком к тому, чтобы на севере, в штате Химачал-Прадеш, где расположена гималайская усадьба Рерихов, индийцы задумались: а надо ли сотрудничать с российскими работниками Международного треста Рерихов, раз на юге обошлись без них? Хотя в Бангалоре этот вопрос, заметим, еще окончательно не решен. В ряде публикаций говорилось, что закон о трестах не предусматривает участия в их работе иностранцев. У них, действительно, есть такое постановление, но мы уже проконсультировались с юристами и выяснили, что оно не действует в отношении таких организаций, как Международный мемориальный трест Рерихов. Во вторник на заседании с участием представителей правительства штата Химачал-Прадеш индийская сторона подтвердила, что не мыслит дальнейшей работы треста без россиян. А российская сторона всегда была заинтересована в том, чтобы развивать рериховский музейный комплекс в Гималаях как важную часть рериховского наследия, и мы вместе с индийскими коллегами в очередной раз определили планы на будущее.
ВЗГЛЯД: Что представляет собой дом-музей Рерихов в Гималаях?
С. К.: Международный мемориальный трест Рерихов был основан в 1992 году. Это было сделано в соответствии с пожеланиями и идеями Святослава Николаевича Рериха; зарегистрирован трест был в 1993-м. С тех пор эта организация способствует сохранению и развитию рериховского наследия во всех сферах: в науке, философии, искусстве. В ведении треста находится и дом-музей Рерихов в Наггаре. В селение Наггар, что в долине Кулу, Рерихи приехали в 1928 году, купили там имение, и с тех пор оно оставалось в их собственности. Семья жила там вплоть до кончины Николая Константиновича Рериха, и там же он был кремирован – на месте кремации остались площадка и памятный камень. Святослав Рерих и Девика Рани на протяжении многих лет время от времени наезжали в это имение – для них это было что-то вроде дачи, а жили они в Бангалоре. В имении сохранились обстановка и мебель, многие из предметов обихода, окружавших в свое время семью Рерихов, камины, библиотека. Кроме того, там же находится картинная галерея, где представлено около 40 работ Николая Рериха и более десятка полотен Святослава Рериха. Работы Святослава Николаевича, хранящиеся там, были переданы им в дар, а картины его отца находились там всегда.
ВЗГЛЯД: Кто занимался музеем после основания треста? Ведь после 1993 года никого из потомков Рерихов уже не было в живых.
С. К.: На протяжении первых 10 лет, даже чуть больше, все имеющееся поддерживалось в сохранности благодаря усилиям смотрительницы по имени Урсула, которую назначил еще Святослав Николаевич. По происхождению она была австрийкой. Собственно, она и спасла усадьбу от разорения, сохранив ее в неприкосновенности до момента, когда трест начал работать более активно. А с 2002 года в качестве куратора и исполнительного директора имением занималась Алена Адамкова, гражданка Словакии. Это место она заняла благодаря направлению, полученному от московского Международного центра Рерихов, которым руководит Людмила Шапошникова. За время работы Адамковой было сделано очень много, регулярно проводились музыкальные фестивали, конференции, выставки. Велась (и ведется сейчас) масштабная издательская деятельность, издаются труды Рерихов. Издано практически все, что написал Николай Константинович, не раз издавались и репродукции его живописи. Увидела свет также часть работ Елены Ивановны Рерих.
ВЗГЛЯД: Музей пользуется популярностью?
С. К.: Ежегодно его посещают примерно 700–800 тыс. человек. Конечно, в первую очередь всех привлекает галерея, которая так и называется – Roerich Art Gallery. Есть там еще маленький домик, который когда-то служил студией Святославу Рериху, – сейчас он превращен в мини-музей, посвященный Святославу Николаевичу и его жене Девике. Кроме того, в зоне музейного комплекса расположен еще колледж искусств для учеников местных школ. В субботние и воскресные дни там проходят занятия по нескольким направлениям, включая музыку, танцы, живопись, ручное ткачество и традиционную для этого района Индии резьбу по дереву.
На той же территории находится здание бывшего института гималайских исследований «Урусвати», где сейчас действует музей народного творчества. К нему примыкает постройка, где раньше у Рерихов была лаборатория. Сейчас это помещение частично отведено под колледж, а частично под экспозицию, посвященную трансгималайской экспедиции Рерихов и включающую, помимо прочего, коллекцию минералов, традиционного оружия и культовых предметов. Вообще, долина Кулу – очень интересное место, она называется в Индии долиной богов, с ней связано множество легенд. Селение Наггар совсем небольшое, фактически деревня, однако постепенно оно превратилось в притягательный туристический объект – там есть, в частности, несколько древних храмов, как индуистских, так и посвященных местным богам. Но главным культурным «магнитом» Наггара сейчас является имение Рерихов. Оно располагается на большой территории, часть которой занимают фруктовый сад, помнящий Рерихов, и хвойный лес, бор из гималайских кедров и сосен.
ВЗГЛЯД: Какие проекты по развитию музея были запланированы на встрече с вашими индийскими коллегами?
С. К.: Этих проектов несколько – начиная с реставрации дома и заканчивая рядом просветительских программ. Нынешнее устройство наггарского дома-музея хотелось бы усовершенствовать так, чтобы некоторые вещи, в настоящее время недоступные для осмотра, тоже стали частью экспозиции. Все это будет делаться совместными усилиями индийских и российских музейных работников.
http://www.vz.ru/culture/2012/3/7/566871.html