Мы привыкли к тому, что когда на дороге случается трагедия, водители проезжающих мимо машин обычно стремятся помочь попавшим в аварию или хотя бы вызвать "скорую" и полицию по телефону.
В Индии, где дороги считаются одними из самых опасных в мире, все иначе: завидев ДТП, большинство автомобилистов обычно проезжают мимо, игнорируя просьбы пострадавших о помощи.
В подобную ситуацию в 2013 году на севере Индии попал вместе с семьей местный житель Канхайя Лал.
Его жена, сын и малолетняя дочь лежали рядом с покореженным мотоциклом прямо на проезжей части; Лал умолял водителей остановиться, однако никто не реагировал.
В конце концов нашлись мотоциклисты, готовые помочь, к месту ДТП подоспела полиция, но было слишком поздно: мать с дочерью спасти не удалось.
Обнародованные СМИ записи дорожных камер наблюдения с места происшествия вызвали в индийском обществе бурю эмоций, положив начало дебатам о социальной апатии и гуманности на дорогах.
Однако, по мнению активиста Пийюша Тевари, дело не в недостатке сострадания со стороны водителей, а в том, что помощь пострадавшим зачастую чревата многочисленными проблемами, в том числе и с правоохранительными органами.
Ложные обвинения
10 лет назад 17-летнего двоюродного брата Тевари сбила машина, когда тот возвращался из школы домой.
"Остановилась куча народу, но никто так и не вызвался помочь. Он истекал кровью на обочине дороги", - рассказал основатель общественного движения SaveLIFE.
По его словам, подобный сценарий повторяется раз за разом повсюду в Индии - в первую очередь, из-за того, что добровольцы помощники рискуют столкнуться с угрозами со стороны полиции.
По словам Пийюша Тевари, свидетели ДТП боятся столкнуться с обвинениями со стороны полиции
"Очень часто, если ты пришел кому-то на помощь, полиция приходит к заключению, что ты сделал это, пытаясь загладить собственную вину", - поясняет Тевари.
Согласно опросу, проведенному SaveLIFE в 2013 году, 74% индийцев вряд ли бы решились остановиться и помочь жертвам ДТП - как в одиночку, так и вместе с другими автомобилистами.
Помимо ложных обвинений, люди также часто боятся, что им придется участвовать в качестве свидетелей в судебном процессе, который в Индии легко может затянуться на много месяцев.
А если кто-то решит довезти пострадавших в аварии до больницы, то не исключено, что добросердечного помощника будут вынуждать оплатить счета за лечение, добавляет Пийюш Тевари.
Обязательное руководство
Машин скорой помощи в стране катастрофически не хватает, зачастую они плохо оборудованы и прибывают к месту происшествия с большим опозданием.
SaveLIFE подала иск в Верховный суд страны, пытаясь добиться правовой защиты для свидетелей ДТП.
В прошлом году, по словам Тевари, Верховный суд издал руководство, согласно которому люди, вызвавшие на место происшествия медиков и аварийные службы, имеют право сохранять свою анонимность.
Согласно решению Верховного суда, свидетелям ДТП должен быть обеспечен иммунитет от уголовной ответственности
Кроме того, согласно документу, свидетелям ДТП должен быть обеспечен иммунитет от уголовной ответственности, а медицинским учреждениям запрещается требовать деньги с тех, кто доставляет пострадавших в больницу.
В марте нынешнего года Верховный суд объявил это руководство обязательным к исполнению.
Сегодня активисты пытаются добиться того, чтобы положения документа были закреплены в так называемом "Законе доброго самаритянина" - своде нормативных документов, регулирующем право на оказание первой помощи и правовое положение лица, такую помощь оказавшего – на территории всех 29 штатов и семи союзных территорий Индии.
‹тыц›