Премьер-министр Индии Наренда Моди заложил камень в основание статуи, которая в перспективе должна стать самой высокой в мире. 192-метровая фигура правителя-воина XVII века будет возведена в Мумбае на мелиорированном участке в 4 км от береговой линии.
Статуя, возведение которой предполагается завершить к 2019, будет вдвое выше статуи Свободы и в три раза выше статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро. Тем не менее, проект вызвал волну негодования.
Моди обосновал идею проекта тем, что монумент будет вдохновлять индийский народ следовать примеру прогрессивного императора Чатрапати Шиваджи.
«Даже в бою Шиваджи Махарадж был в авангарде, оставаясь образцовым руководителем», – сказал он. – «Нас вдохновляют многие аспекты его личности».
Тот факт, что в качестве идейного вдохновителя был выбран Шиваджи, отражает идеологию индуистского национализма, которой придерживается возглавляемая Моди народная партия «Бхаратия джаната»; Шиваджи дал отпор исламской империи моголов, идеологическому предшественнику Пакистана, и создал в Махараштре индуистское государство.
Решение потратить столь значительную сумму на проект символического характера оказалось спорным, учитывая, что на большей части территории страны отсутствует хотя бы базовая инфраструктура. Даже в городах только 30% канализационных стоков проходят хоть какую-то очистку. Это привело к загрязнению 3/4 индийских озер, рек и прибрежных вод океана.
Проект подвергся резкой критике со стороны канадского политика индийского происхождения Уджала Досанджа, опубликовавшего в газете Indian Express открытое письмо к Моди, в котором он осудил «отвратительную продуманную, но преступную политику отвлечения внимания от таких жизненно важных вопросов, как нищета, коррупция, несправедливость и неравенство в Индии».
Возражения поступали и от групп защитников окружающей среды, утверждающих, что строительство нанесет ущерб сложившимся экосистемам Аравийского моря.
Сторонники проекта в свою очередь заявили, что затраты не должны быть темой для обсуждения, когда дело касается почитания национальных героев Индии. Девендра Фаднавис, премьер-министр Махараштры, недавно сказала: «Как можно думать о цене, когда речь идет о строительстве памятника Шиваджи Махараджу? Он – наша гордость, и само собой, мы должны построить мемориал в его честь».
‹тыц›