По темпам урбанизации Индия могла бы догнать и обогнать Китай, но у властей нет ни желания, ни средств заниматься развитием инфраструктуры, которая либо устарела, либо ее нет. Все это в сочетании с коррупцией и бюрократией породило частные города, в которых практически отсутствуют власти, а муниципальные услуги оказывают частные компании. Чтобы понять, хорошо это или плохо, надо увидеть индийский город Гургаон.
Сингапур в канализации
Гургаон построен на пустыре в штате Харьяна, на юго-западе от Дели. Гургаон — один из самых быстрорастущих городов Индии, в 1991 году его население составляло всего 120 тыс. человек, сейчас — около 2 млн. Город стал площадкой для офисов почти половины компаний из списка Fortune 500, включая American Express, General Electric, Motorola, Dell, Microsoft, IBM и Google.
Наличие высокооплачиваемых рабочих мест привлекло в город массу хорошо образованной молодежи, «креативный класс». Вместе с ним пришла и инфраструктура: 43 торговых центра, включая один из самых больших в мире — Mall of India, много люксовых жилых комплексов, гольф-корты и пятизвездные отели.
Гургаон иногда называют индийским Сингапуром, однако, в отличие от последнего, его общественная инфраструктура крайне скудна и неэффективна. Общегородские системы канализации, водоснабжения, электроснабжения отсутствуют. Мусор сбрасывается на «ничейные» территории или в реки, электричество подается с перебоями, общественный транспорт недоразвит, есть проблемы с безопасностью.
Как отмечают экономисты Шрути Руджагопалан и Алекс Табаррок в исследовании «Lessons from Gurgaon, India`s private city», Гургаон похож на Сингапур в развитии частного сектора и на Индию — в развитии общественного.
Обычное развитие городов в Индии подразумевает крайне забюрократизированный и дорогой процесс перевода сельскохозяйственных земель в городские. Однако штат Харьяна еще в конце прошлого века снял большую часть ограничений.
Подсуетившиеся девелоперы, купившие гургаонские пустыри возле национального шоссе №8, связывающего Дели с крупнейшим городом страны Мумбаи, без особого труда перевели их в городские земли. Строительство в Дели — крайне забюрократизированный процесс, а Гургаон был очень удачно расположен — недалеко от столицы и в 15 км от международного аэропорта.
Бесхозный город
До недавнего времени Гургаон не имел никакого муниципалитета или локальной власти. Единственными попечителями считались региональные власти — департамент городского развития штата Харьяна. Он был официально признан городом в нынешних границах только в 2008-м, когда его население превышало 1,5 млн человек. Тогда же Гургаон вынужден был обзавестись местной властью — муниципальной корпорацией Гургаона.
Но власть пришла поздно, город был создан без ее участия. В итоге отсутствующие общественные блага, которые обыкновенные жители привыкли получать от муниципалитетов, в Гургаоне предоставляются частными компаниями. Они занимаются канализацией, водоснабжением, электроснабжением, охраной и т. д. На первый взгляд частный бизнес справляется с предоставлением услуг (тем, кто платит), но в их деятельности возникает масса скрытых издержек.
Только треть города соединена единой канализационной системой.
Представьте себе люксовый жилой комплекс, в котором квартира площадью 100 кв. м стоит около $200 тыс. (огромные, по индийским меркам, деньги), не подключенный к канализации.
Решение нашлось: девелоперы сразу продавали некоторые дома с мини-заводом по переработке стоков. После переработки оставшиеся отходы попросту вывозятся и сливаются в близлежащую реку Ямуна.
Другие дома без мини-заводов собирают стоки в септические контейнеры и либо отвозят их на государственные предприятия по очистке стоков, либо сливают их за пределами города. Аналогично и с мусором: частная служба сбрасывает мусор за пределы частных территорий (хотя сейчас новоиспеченные власти пытаются исправить исторически сложившуюся традицию).
Только треть жителей имеет доступ к водопроводной воде. Остальные покупают воду в частных колодцах. Они эффективны, но грунтовые воды быстро истощаются и загрязняются (тот же мусор и стоки отравляют грунтовые воды). Нехватка воды компенсируется частными компаниями, направляющими в Гургаон водовозы.
Только две трети электричества поставляется с крупной угольной электростанции в Ямунагаре. Нехватка и постоянные перебои в подаче компенсируются частными электроснабжающими компаниями. Они не подключены к крупным распределительным сетям, вырабатывают электричество при помощи дизель-генераторов, что очень дорого и неэффективно. Дизель-генераторными установками оснащены практически все многоквартирные дома.
Так же как недостаток общественного транспорта заставляет жителей некоторых городов инвестировать в частные машины, которые простаивают большую часть времени, недостаток эффективного электроснабжения заставляет жителей Гургаона инвестировать в дизель-генераторы (к тому же сильно загрязняющие среду), которые в основном простаивают, ибо нужны только в периоды перебоев с электричеством.
Охрана правопорядка — в основном дело частных компаний (35 тыс. частных охранников против 3 тыс. полицейских). Каждый жилой комплекс, офис, шопинг-молл, ресторан и т. д. имеют свои бригады охранников (что, впрочем, характерно и для России). Тем не менее уровень преступности и убийств в Гургаоне выше, чем в Дели и соседнем Фаридабаде. Компании-резиденты Гургаона нанимают частные охранные службы для сопровождения своих сотрудников.
Небольшая муниципальная пожарная служба не справляется с работой в большом городе. Но здесь, в отличие от остальных случаев, частные компании оказались более эффективны, чем в других городах с обычными муниципальными пожарными. Частники закупили специальные гидравлические системы, способные бороться с огнем на высоте более 100 м, что необходимо для высоких зданий. В частной пожарной компании DLF лучшее оборудование в Индии, даже в Мумбаи пожарники не достают до верхних этажей небоскребов.
Транспортная инфраструктура Гургаона примитивна. Муниципального общественного транспорта практически не существует. Каждая семья имеет минимум по машине, часто по машине на члена семьи. Частных автобусов не хватает. Плохое качество дорог и огромное количество машин приводят к постоянным пробкам. Хорошее покрытие на дорогах заканчивается вместе с границами того или иного частного владения.
Дорожная полиция, светофоры и дорожные знаки практически отсутствуют. Компании-резиденты Гургаона нанимают частные автобусы и такси для своих сотрудников. В 2014-м в городе было построено первое в стране частное метро (линия в 5,5 км, развитие ветки, связывающей город с Дели).
Провал частного сектора
Государство оказалось неспособным предоставить Гургаону городскую инфраструктуру. Теоретически водоснабжение, канализацию, электричество могли бы поставлять крупные частные монополии. В реальности в Гургаоне создалась конкурентная система из небольших частных поставщиков этих услуг. Система оказалась субоптимальной по двум причинам.
Во-первых, небольшие частные компании не могут воспользоваться преимуществами отдачи от масштаба; во-вторых, частные компании создают негативные экстерналии (так экономисты называют побочные эффекты за пределами рыночных отношений, скажем, исчерпание какого-либо общедоступного блага, классический пример — почти полное уничтожение популяции китов китобойными компаниями в конце XIX века). В случае Гургаона — это загрязнение окружающей среды, рек и грунтовых вод.
С чем еще связан относительный провал частного сектора? Вероятно, развитие инфраструктуры должно идти параллельно или даже с опережением развития самого города. В случае Гургаона сначала появилась хаотичная массовая застройка, а уже потом появился спрос на инфраструктуру (вариации на эту печальную урбанистическую тему можно увидеть и в хаотичной застройке той же Московской области в последние 10–15 лет).
Создание инфраструктуры в уже застроенном и заселенном городе подразумевает долгий и дорогой переговорный процесс с владельцами частных домов и офисов, которые часто бывают против строительства тех или иных сооружений (на западе это явление называют NIMBY — not in my back yard; «только не на моем дворе»).
Опыт Гургаона может показаться печальным. Однако учитывая индийский контекст развития инфраструктуры, не все так плохо. Гургаон утопает в нечистотах, но среди индийских городов с привычными мэрами и муниципалитетами это норма. Из 5161 индийского города 4861 не имеет канализационных сетей. Даже в Бангалоре и Хайдерабаде, индийских хай-тек-мегаполисах, более половины населения не имеют доступа к канализации.
Доступ к водопроводной воде имеют только 50% городов. Но не стоит обнадеживаться. Это означает, что вода есть только от часа до шести часов в сутки. Перебои в электроснабжении также совершенно обыденное явление, а 300 млн населения вообще не имеют доступа к электричеству. Аналогична и ситуация с общественным транспортом: только 20 из 85 индийских городов с населением более 0,5 млн имеют муниципальные городские автобусы.
‹тыц›