Ситуация в Тибете стала в последние дни серьезным испытанием для индийской дипломатии. Демонстрируя свое недовольство "излишне мягкой реакцией на геноцид в отношении буддийских монахов", оппозиция в лице правой индуистской партии Бхаратия джаната парти /БДП/ и членов возглавляемого ею Национального демократического альянса устроила в понедельник шумную акцию в парламенте и покинула зал заседаний. В то же время левые партии, на которые в парламенте опирается правящий альянс, предпочитают уходить от оценок происходящего в Тибете. "Мы не можем вмешиваться во внутренние дела другого государства, - заметил в беседе с журналистами лидер Компартии Индии /марксисткой/ в Совете штатов /верхней палате парламента/ - Ситарам Ячури. - Это внутреннее дело Китая. Мы не терпим вмешательства в наши внутренние дела, подобные тому, что происходит в Джамму и Кашмире. Поэтому мы не хотим вмешиваться и в данном случае. Мы ожидаем, что другие также будут придерживаться такого же стандарта".
По существу, своим высказыванием влиятельный лидер левых обозначил основную подоплеку осторожного подхода Нью-Дели к тибетской ситуации. Индийское правительство очень не хотело бы раздражать Пекин каким-либо неосмотрительным словом или действием, оглядываясь на собственную уязвимость Индии в контексте обстановки в штате Джамму и Кашмир и нерешаемой кашмирской проблемы. В этом смысле тезисы высказываний Ячури вполне укладываются в главную линию Нью-Дели. "Это внутренняя проблема Китая, и они сами должны найти ее решение, - убежден вожак коммунистов-марксистов. - Индийское правительство считает Тибет частью Китая. Со времени, когда далай-лама оказался в Индии, правительство страны всегда придерживалось этой позиции".
Между тем, к необходимости реагировать на развитие ситуации Нью-Дели подталкивали в последние дни не только события в Тибете, но и в самой Индии. На протяжении прошлой недели индийские власти были вынуждены принимать активные меры для "умиротворения" активистов тибетских организаций, организовавших серии акций протеста. Они пресекли движение "Марша возвращения в Тибет" из города Дхарамсала, где более 40 лет базируется далай-лама и так называемое "тибетское правительство в изгнании", арестовав около сотни его участников. Неоднократно усиленные наряды полиции, взявшие под жесткую охраны комплекс посольства КНР в индийской столице, были вынуждены вступать в схватки с группами тибетцев, которые регулярно осуществляли попытки штурма китайской дипмиссии. Только за период с 12 по 14 марта были арестованы и взяты под стражу в ближайших участках свыше 80 тибетских активистов, а в минувший понедельник к ним присоединились еще около 60 демонстрантов. Акции протеста прошли также в ряде индийских городов, где велика численность тибетской диаспоры.
Индийские власти не раз за это время комментировали развитие обстановки. О необходимости воздерживаться от антикитайских действий находящимся в стране тибетским беженцам напоминал официальный представитель индийского МИД Навтедж Сарна. По его словам, "тибетские беженцы являются в Индии гостями". "Все, кто находится в Индии, будь то индийцы или иностранцы, должны соблюдать законы страны в том, что касается пересечения ее границ, проведения маршей и демонстраций, - указал споуксмен. - Как наши гости, тибетские беженцы, находясь в Индии, должны воздерживаться от политической деятельности и тех действий, которые могут сказаться на наших отношениях с дружественными нам странами".
В то же время Сарна признал, что в Нью-Дели "обеспокоены сообщениями о неопределенной ситуации и насилии в Лхасе, о гибели там невинных людей". "Мы надеемся, что все, кто в это вовлечен, будут содействовать улучшению положения и устранят причины, порождающие проблемы в Тибете, являющемся автономным районом Китая, путем диалога и ненасильственными методами", - отметил официальный предстаитель индийского внешнеполитического ведомства.
Щекотливость позиции, в которой находится Индия, ставшая второй родиной для десятков тысяч тибетских беженцев и для их высшего духовного лидера, похоже, вынуждает Нью-Дели не ограничиваться мотивацией, созвучной позиции левых, а искать и другие аргументы, способные произвести впечатление на Пекин. В опубликованных сегодня выдержках из беседы с делийским корреспондентом агентства Синьхуа Навтедж Сарна неожиданно напомнил о поддержке Индией Китая по проблеме Тайваня. "Индия никогда не поддерживала независимость Тайваня или принятие его в члены ООН", - заявил он. По словам споуксмена, твердая и неизменная индийская позиция по этому вопросу была вновь доведена до китайского руководства во время недавнего визита в КНР премьер-министра Манмохана Сингха.
Оценивая сегодня эти высказывания, газета "Индиан экспресс" отмечает, что Нью-Дели явно стремится лишний раз продемонстрировать Пекину свою горячую заинтересованность в том, чтобы тибетская проблема не сказалась отрицательно на индийско-китайских отношениях. Показательно, что и сам Пекин не упускает в этом смысле имеющихся возможностей. В понедельник убедить Нью-Дели в "злонамеренном" стремлении духовного лидера тибетцев далай-ламы дестабилизировать обстановку в КНР накануне предстоящей Олимпиады попытался убедить посол КНР в Индии КНР Чжан Янь. На брифинге для избранной группы журналистов ведущих национальных СМИ он призвал "индийских друзей" ясно видеть "заговорщицкую деятельность" клики далай-ламы и "придерживаться объективной и корректной позиции, избегая каких-либо безответственных слов и действий". Убеждая в необходимости оценивать ситуацию в Тибете в "верной перспективе", он подчеркнул, что есть достаточно свидетельств, чтобы показать, что имевшие место события "были организованы, предварительно обсуждены и тщательно спланированы" окружением главы тибетских буддистов, убежищем для которого Индия стала почти полвека назад. Как утверждал посол, "зловещий замысел клики" заключался в том, чтобы "спровоцировать беспорядки в особенно чувствительный период времени, организовать инциденты и даже кровопролитные события с тем, чтобы оказать нажим на китайское правительство, помешать пекинской Олимпиаде и подорвать социальную и политическую стабильность и гармонию в Китае". Однако этот заговор "был обречен на провал", констатировал посол.
По его словам, китайские власти не устраивали "разгрома" в Тибете, а силы безопасности проявили "высокую сдержанность", избегая "применения оружия". Рассказывая об обстановке в Лхасе, Чжан Янь заверял, что протесты в Тибете были ненасильственными и только "горстка людей" была вовлечена в "нападения, разгромы, грабежи и поджоги", "грубо надругавшись над миром и угрожая человеческим жизням". В результате, как он сообщил, 10 невинных людей были сожжены и убиты. Участниками выступления протеста, по данным посла, были подожжены более 30 зданий, включая несколько школ, больниц, банков, магазинов, а также свыше 100 жилых домов.
Уместно напомнить, что в минувшее воскресенье на пресс-конференции в своей штаб-квартире в Дхармсале далай-лама заявил, что он "не имеет власти, чтобы остановить происходящее в Тибете, но поддерживает протесты, если они носят мирный характер". 72-летний духовный лидер тибетцев, оказавшийся в изгнании в Индии в 1959 году после неудавшегося восстания лам против правления китайских властей, обвинил китайские власти в осуществлении "культурного геноцида" в Тибете. По его словам, "тибетская нация стоит сейчас перед лицом серьезной угрозы". "Признает это Китай или нет, но проблема существует", - твердо заявил он, подчеркнув, что тибетцы "хотят подлинной автономии, а не независимости".
Похоже, что в ближайшие дни Нью-Дели еще предстоит всерьез мобилизовать потенциал своей "восточной дипломатии", чтобы не допустить столь нежелательного осложнения отношений с Пекином из-за обострения тибетской проблемы.
Сергей КАРМАЛИТО, www.itar-tass.com