17-й Кармапа Угьен Тринлей Доржи, находящийся с религиозным визитом в Ладакхе, освятил 10 сентября школу, которая построена в столице региона Лех при поддержке благотворительного фонда Далай-ламы (His Holiness the Dalai Lama's Charitable Trust) и управляется центром «Наланда Дхарма», сообщает независимый тибетский вебсайт Phayul.
Во время своих визитов в Ладакх Далай-лама подчеркивал необходимость давать образование – как по тибетскому буддизму, так и по современным наукам - детям региона, в особенности живущим в отдаленных областях. Первая группа учащихся набрана из племени Дрокпа из дальних областей Ладакха Да-Хану (Da-Hanu).
Кармапа начал свой второй визит в Ладакх 9 сентября с краткого молебна в монастыре Чокханг (Chokhang). В первый раз после побега из монастыря Цурпху в Тибете в январе 2000-го один из величайших духовных наставников, которому 26 июня исполнилось 23 года, посетил регион в 2001 году. Отозвавшись о жителях Ладакха как о «преданных буддистах», Кармапа отметил, что помнит о чувствах глубокого почтения и любви, выраженных людьми Ладакха во время его первого визита. «Молюсь и надеюсь посетить Ладакх и встретиться с народом этой земли еще много раз в будущем», - сказал он. После Ладакха 17-й Кармапа намерен посетить Лахаул и Спити в штате Химачал-Прадеш, где возглавит молебны в нескольких буддийских центрах, включая известный во всем мире монастырь Табо. Его Святейшество Кармапа завершит свое религиозное турне по расположенным вблизи границы Тибета областям 3 октября.
17-й Гьялва Кармапа является главой линии тибетского буддизма карма-кагью и единственным перерожденным монахом, признанным и Далай-ламой, и правительством Китая. После рискованного побега из Тибета в Индию, завершившегося 5 января 2000 года, Кармапа большую часть времени прожил в тантрическом монастыре Гьюто в Сидхбари (Sidhbari) неподалеку от Дхарамсалы. В мае 2008 года он совершил первую зарубежную поездку в Соединенные Штаты. Правительство Индии, уточняет Phayul,, по-прежнему отказывает молодому тибетскому ламе в разрешении посетить монастырь Румтек в Сиккиме, где находится трон 16-го Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже.
После поспешно произведенного Британией пограничного раздела Индии и Пакистана в 1947-м Ладакх, бывшая когда-то частью Тибета автономная страна, отошел к Индии, с которой имеет мало общего в этническом и религиозном аспекте. Почти 20 лет здесь продолжаются атаки боевиков, пересекающих индо-пакистанскую границу с обеих сторон. С Ладакхом связана географически конфликтная территория Аксайчин, которую тщательно контролируют три страны – Китай, Пакистан и Индия.
Помимо буддийского большинства среди населения Ладакха, состоящего из тибетцев и индийцев, довольно много мусульман-суннитов и небольшая община христиан. Если не считать заметного раздора между буддистами и мусульманами в 1989 году, эти три религии уживаются здесь мирно. Реальные преступления начались, как свидетельствуют архивы полиции, только с прибытием сюда в 1974 году туристов. В Нью-Дели убеждены, отмечает South China Morning Post, что без самой активной военной поддержки из центра населению Ладакха не обойтись.
Подразделения вооруженных сил Индии (IAF), появившиеся в регионе после установления независимости Индии в1947 году, постепенно достигли численности в 60 тысяч человек, ставшие влиятельной силой в регионе с 300-тысячным населением. Примерно 20% молодых ладакхцев покидают свои дома, чтобы вступить в армию, активно занимающуюся привлечением в свои ряды подростков из местных крестьянских семей. Оставшиеся без помощи младшего поколения родители вынуждены искать дешевую рабочую силу в других регионах, обычно в Непале. Приезжие рабочие выполняют до 70% работ, тогда как ушедшие в армию ладакхцы теряют свои сельскохозяйственные навыки, уходящие вместе с нынешним поколением крестьян.
Наметив себе цель сделать регион более доступным для военного патрулирования, солдаты IAF построили дороги между деревнями Ладакха, установили телефон и интернет. Регион получил связь с остальным миром, что способствовало росту заказов на экспорт пашмины и кураги. Армия также внедрила в Ладакхе чуждый местному населению черный рынок, основанный на перепродаже за полцены субсидируемого государством топлива от монопольного поставщика IndianOil. «Мы стали богатыми благодаря военным, - сказал South China Morning Post ладакхский туроператор Лобзанг Вишуддха (Lobzang Visuddha). – У меня есть айпод, лэптоп и мобильник – и все это в горах. 30 лет тому назад в Лехе было лишь два джипа, а теперь у всех есть автомобиль и телевизор. Очевидно, что это произошло так быстро благодаря военным».
Такая популярность армии влечет за собой и крах системы государственного образования Ладакха. Учебники и учителей в принадлежащих правительству школах, где учится большинство крестьянских детей, распределяет система штата Кашмир. Ее учебники практически бесполезны для ладакхцев. «К примеру, эти учебники учат детей, как выращивать рис в сезон дождей, которого у нас нет, поскольку наши погодные условия отличаются. Мы выращиваем ячмень», - отметил для гонконгской газеты Цеванг Доржи (Tsewanz Dorjai), исполнительный директор некоммерческого «Образовательно-культурного движения учащихся Ладакха» (Students' Educational and Cultural Movement of Ladakh). Учителя обычно приезжают в регион только на три года, так что лишь немногие из них формируют тесные связи между школой и учениками в регионе, получившем благодаря тесному этническому и культурному родству второе название «Малый Тибет».
Валерий Никольский, www.savetibet.ru