В понедельник в море на ходовые испытания отправляется фрегат "Талвар" ("Меч") - первый из трех боевых кораблей проекта 1135.6, строящихся на Балтийском заводе с 1999 года по заказу военно-морских сил Индии. Ближайшие три недели корабль проведет в акватории Финского залива: его команда опробует надежность работы силовой установки и подготовит фрегат к боевым стрельбам. Затем "Талвару" предстоит переход в калининградский Балтийск. Именно там, на морском полигоне главной базы Балтфлота, корабль должен продемонстрировать свои мореходные и боевые качества: в присутствии офицеров индийского флота будут проведены ракетно-артиллерийские стрельбы изо всех систем вооружения фрегата.
Руководство Балтзавода рассчитывает на то, что сроки испытаний удастся сократить примерно на треть. В этом случае, уже к середине января "Талвар" вернется в Неву, а в мае 2002-го будет предъявлен заказчику на приемо-передаточные испытания, после которых отправится к берегам Индостана уже с командой индийских моряков на борту.
В нынешний поход "Талвар" отправляется с российским экипажем, которым командует капитан второго ранга Игорь Демидович. По признанию самих моряков, команде фрегата предстоят серьезные испытания. Российско-индийский "фрегатный контракт" как раз и уникален тем, что заказчику поставляются боевые корабли, спроектированные специально "под него". В составе российского ВМФ фрегатов проекта 1135.6 пока что нет. Причем от своего прямого "прародителя" - сторожевого корабля советских времен проекта 1135 (класс "Кривак" по классификации НАТО) - "Талвар" весьма далек. Никогда прежде боевые корабли достаточно скромного по военным меркам водоизмещения в 4 тыс. тонн не обладали такой огневой мощью: "Талвар" вооружен ударными ракетными комплексами "Клаб-Н", 100-мм артустановкой, ракетными комплексами ПВО средней дальности "Штиль", зенитными ракетно-артиллерийскими автоматами "Каштан", торпедными аппаратами и реактивными бомбометами, на борту корабля базируется противолодочный вертолет, спроектированный фирмой "Камов" специально под этот фрегат. Именно наличие на борту корабля массы принципиальных новинок и делает столь сложными нынешние его испытания. Главная артиллерийская установка "Талвара" - 100-мм орудие А-190Э - вообще впервые "выходит в море": разработанное нижегородским КБ "Буревестник" орудие лишь в августе прошло этап береговых испытаний. Не монтировались прежде на надводных кораблях и ракетные комплексы "Клаб". Кроме нового вооружения команде испытателей "Талвара" предстоит освоить установленные на фрегате по условиям контракта индийские системы навигации и связи, немецкие водоопреснители и датские дизельгенераторы. Серьезные проблемы на испытаниях может создать даже такая элементарная, казалось бы, вещь, как корабельный камбуз. Заказчик потребовал не устанавливать на фрегатах привычное для российских кораблей кухонное оборудование, поскольку у индийских военных моряков весьма специфическая национальная "диета". В итоге, до конца испытаний российской команде придется, видимо, обходиться консервами.
Тем не менее руководство Балтзавода демонстрирует готовность ускорить сдачу кораблей индийским ВМС. Конечно, просьбу официального Дели о полугодовом опережении поставки "Талвара" выполнить уже явно не удастся. По словам генерального директора ОАО "Балтзавод" Олега Шуляковского, "мало ли какие заморочки бывают в море в ходе испытаний головного корабля". Однако два последующих фрегата этой серии - "Тришул" ("Трезубец") и "Табар" ("Секира") - питерские корабелы надеются достроить и испытать с опережением графика, к осени 2002 года и весне 2003-го соответственно. В принципе Балтзавод кровно в этом заинтересован, поскольку с успехом нынешних испытаний головного корабля в значительной степени связаны дальнейшие перспективы предприятия - итоги прошлого года продемонстрировали, что 85% финансирования программ завода составил именно индийский заказ. При этом контракт с Дели на три фрегата общей стоимостью около 1 млрд долларов предполагал возможность последующего заказа дополнительной серии аналогичных кораблей. Кроме того, на Балтзаводе рассчитывают, что успешные испытания их детища заинтересуют не только иностранных покупателей, но и российский ВМФ.