Как только на светофоре зажигается красный свет, между машинами начинают сновать просящие милостыню дети. Многие из них родились в деревне. Одни убежали из дома, других привезли в город родители.
Они виртуозно овладели секретами своего ремесла. Один стучит в стекло и заглядывает внутрь машины. Другой стремится вас разжалобить, указывая на грудного младенца, спящего у него на руках.
Из приблизительно 58 тысяч нищих, промышляющих в Нью-Дели, большинство составляют дети. Многие из них похожи на эту девочку, начавшую просить милостыню и продавать журналы, когда она была такой же маленькой, как ее брат.
«Нам негде жить... нас выгнала полиция. У нас все отобрали... Они хотят превратить Дели в Америку», - говорит девочка.
Официально нищенство считается преступлением, однако полиция ведет себя крайне непоследовательно. Полицейские видели, как эта девочка просит подаяния, и не пошевелили пальцем.
Водители, останавливающиеся, чтобы подать милостыню, рискуют создать аварийную ситуацию.
Сегодня, однако, от жителей Нью-Дели требуют, чтобы они сообщали о каждом случае детского нищенства, с которым они сталкиваются.
Координатор «Детской линии» Варун Патак и Каника Трипати принимают звонки в одном из пяти центров «Детской линии» в индийской столице.
«Горячая линия» работает круглосуточно. Создана она была еще 10 лет назад силами неправительственных организаций - чтобы помочь одиноким детям, а также детям, оказавшимся в опасности. Принимаются здесь и звонки иного рода – например, сообщение о том, что в местном чайном магазине используется детский труд.
В первой половине февраля было получено всего два сообщения о детском нищенстве. Патак регистрирует звонки в специальной книге.
Главный координатор линии Каджол Менон рассказывает, что сотрудники организации узнали о принятии решения о борьбе с детским нищенством из газет.
По ее словам, правительственные чиновники не дали никаких указаний о том, как отвечать на звонки водителей: «Что мы должны делать? Стоит лишь позвонить, кто-то поднимет трубку – и проблемы как не бывало? Ничего подобного. Не здесь собака зарыта».
Прадип Нарайан – главный научный сотрудник из Института практических проблем. По его мнению, если звонящие будут всякий раз видеть на следующий день тех же детей, по-прежнему просящих милостыню на улице, интерес к этой программе пропадет: «Даже наша линия не поможет в таком случае – ведь необходимо знать, кто несет ответственность за этих детей».
Лишь стоит «тому, кто несет ответственность», появиться, как эти три девочки бросаются врассыпную.
«От полиции – одни неприятности. Они говорят: здесь нельзя стоять, отойдите подальше. Когда едет Соня Ганди, мы отходим подальше. Нам говорят: отойдите – мы и отходим», - говорит ребенок.
Как и герои «Миллионера из трущоб», дети-попрошайки в Дели в одних случаях работают на безжалостных мафиози, в других – действуют на свой страх и риск.
Они часами просят милостыню на пропитание. А им хотелось бы играть, как это свойственно детям.
www.voanews.com