Индийские вооруженные силы возобновляют набор в свои ряды выходцев из малой народности соседнего Непала - гуркхов, прославившихся своей храбростью еще во времена британского колониального владычества в Южной Азии. Как стало известно в непальской столице Катманду, в списки претендентов, подготовленные после двухмесячного предварительного отбора, было внесено более 13 тысяч горцев из районов Дхаран и Покхара. Сколько из них в конечном счете будет зачислено в качестве пополнения, пока не ясно. Но открывшиеся перспективы весьма благоприятно сказались на общей атмосфере отношений между двумя соседними странами, связанными многовековыми историческими, экономическими, культурными узами.
Продолжительная пауза в столь необычной сфере взаимных интересов возникла с приходом к власти в Непале маоистов. Ретивые сторонники идей "великого кормчего", добившиеся свержения просуществовавшего почти 240 лет монархического режима и провозглашения в стране республиканского строя, посчитали недопустимым продолжение традиционной практики рекрутирования гуркхов. Как утверждали маоистские лидеры, отправка непальских граждан в качестве "наемников" в иностранные армии "унижает их человеческое достоинство" и является "позорной" для обновляющегося гималайского государства.
Однако реальная жизнь оказалась далека от популистских лозунгов и довольно быстро расставила все по своим местам. Объявленная индийскими военными кампания вызвала бурный отклик среди нынешних представителей племени, овеянного без малого двухвековой славой о непревзойденной воинской доблести.
Впервые гуркхи, отличающиеся, как утверждают знатоки, "природным бесстрашием и непоколебимой верностью служебному долгу", были набраны в колониальную индийскую армию британской Ост-Индской компании еще в 1815 году. С тех пор установилась традиция их найма в вооруженные силы бывшей "владычицы морей". В 1947 году, когда Индия обрела независимость, был подписан трехсторонний индийско-непало-британский договор. по которому произошел раздел состоявших в то время на службе гуркхских формирований. Из десяти полков шесть были причислены к индийским вооруженным силам, а четыре вошли в состав армии Великобритании.
За минувшие годы храбрецы-гуркхи добавили к своим прошлым регалиям награды за участие в сравнительно недавних боях, включая конфликт, в который Англия ввязалась на Фолклендских /Мальвинских/ островах. Легендами овеяны эпизоды военных действий, когда они отважно шли в рукопашную, вооруженные только своим грозными тесаками - кхукри. Среди военных бытует мнение, что простое появление на поле боя низкорослых солдат, завоевавших признание своей отчаянной решимостью и готовностью геройски стоять до последнего, способно вызывать трепет и ужас у противника.
Как бы то ни было на самом деле, но на сегодня в индийской армии числится порядка 30 тысяч непальских гуркхов. Из них, а также представителей той же народности, проживающих в северных районах самой Индии, сформировано семь полков в сухопутных силах страны. Среди гуркхских военных немало отмеченных орденами, медалями и другими наградами, включая и высшие.
Для мужской составляющей маленького народа военная служба давно уже стала лучшей профессией. Причем, как отмечают сами гуркхи, многие из них мечтают поступить именно в индийские вооруженные силы. Объясняется это целым рядом практических соображений. Служба в Индии, в отличие от далекого "туманного Альбиона", позволяет не только чувствовать близость родины, но и реально поддерживать с ней постоянные контакты. В случае любой необходимости добраться домой можно буквально через несколько часов - просто на рейсовом автобусе. В Индии дети гуркхов-военных могут получать достойное образование, которое в Великобритании будет недоступным по финансовым причинам. Зарплаты и дотации, установленные для военных, в Индии равны - как для граждан этой страны, так и для непальцев. А с выходом на пенсию дослужившийся до капитанского звания гуркх будет получать в месяц порядка 14-15 тыс рупий - около 300 долларов по нынешнему курсу, что превышает пенсионные выплаты, назначаемые в Непале военным в звании генерал-майора. Еще один аргумент заключается в том, что, в отличие от британских вооруженных сил, во время службы в индийской армии гуркхи не ощущают какой-либо дискриминации - как со стороны рядовых сослуживцев, так и старших офицеров. Как признают гордые непальские горцы, для них это - главный довод.
Из блокнота корр. ИТАР-ТАСС Сергея Кармалито