Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Индия › 31 октября исполнилось 25 лет с того дня, как премьер-министр Индии Индира Ганди была убита своими телохранителями.

Luna  ж
Карма 2240
31.10.2009
Индира Ганди

ПОД ЗНАКОМ НЕЖНОСТИ

19 но­яб­ря 1917 го­да в древ­не­ин­дий­ском го­роде Алла­хаба­де, свя­щен­ном и для му­суль­ман, и для ин­ду­сов, в семье из­вес­тных во всей Индии ад­во­катов ро­дилась де­воч­ка. Роди­лась, по оп­ре­деле­нию ас­тро­логов, под зна­ками «неж­ности» и «жиз­ненной си­лы». Дом, где она по­яви­лась на свет, со­от­ветс­тво­вал всем зна­чимым для ин­ду­из­ма мо­мен­там: он был выс­тро­ен на ров­ном, а глав­ное — свя­щен­ном мес­те, где, по ле­ген­де, Рама — ге­рой древ­не­ин­дий­ской эпи­чес­кой по­эмы «Рама­яна» — встре­тил сво­его еди­нок­ровно­го бра­та Бха­рата.

«Эта де­воч­ка бу­дет луч­ше ты­сячи сы­новей», — прог­ре­мел над го­лова­ми соб­равших­ся го­лос ее де­да — Моти­лала Неру. А даль­ше заз­ву­чала дробь ба­раба­нов, за­кури­лись бла­гово­ния, за­жег­ся огонь, в ко­торый все приг­ла­шен­ные бро­сали на счастье но­вой жиз­ни ри­совые зер­на. Ког­да-то Моти­лал Неру на­чинал с не­боль­шо­го за­работ­ка. Теперь же он — из­вес­тней­шая лич­ность. Его об­ра­зован­ность, ин­теллект и ши­рота взгля­дов снис­ка­ли ува­жение лю­дей раз­ной ре­лиги­оз­ной и кас­то­вой при­над­лежнос­ти. Две­ри «Оби­тели ра­дос­ти» от­кры­ты для всех. Сюда при­ходят пи­сате­ли, по­эты, ис­то­рики, по­лити­ки. За од­ним сто­лом си­дят му­суль­ма­не, ин­ду­сы, ев­ро­пей­цы. Поле­мизи­ру­ют, стро­ят пла­ны, го­ворят о бу­дущем Индии. Для хо­зя­ина до­ма эта те­ма ак­ту­аль­на дав­но — в 1885 го­ду, ког­да ор­га­низо­вал­ся Индий­ский на­ци­ональ­ный кон­гресс, Моти­лал был од­ним из его от­цов-ос­но­вате­лей...

Но се­год­ня не до по­лити­ки. Зем­ное, чу­дес­ное со­бытие пе­реве­сило все. Дитя на­зовут Инди­рой в честь пра­бабуш­ки, ма­тери Моти­лала, уди­витель­ной, стой­кой жен­щи­ны, ко­торую жизнь про­веря­ла на проч­ность не еди­нож­ды. А ее сок­ра­щен­ное имя бу­дет Инду. Рано ос­тавшись без му­жа и средств к су­щес­тво­ванию, она не­веро­ят­ны­ми уси­ли­ями сох­ра­нила древ­ний эли­тар­ный ста­тус ро­да Неру.

«Доро­гая взо­ру», При­адар­ши­ни, — это бу­дет вто­рое имя де­воч­ки, с рож­де­ни­ем ко­торой дед свя­зывал столь­ко на­дежд. И са­мая боль­шая — что­бы сын, став­ший от­цом, не пог­ряз в по­лити­ке, по­ос­тыл от то­го ра­дика­лиз­ма, ко­торым про­питал­ся за го­ды уче­бы в Англии. Но прош­ло сов­сем нем­но­го вре­мени, и ма­лень­кая де­воч­ка с лю­бопытс­твом и удив­ле­ни­ем наб­лю­дала за тем, как до­мочад­цы «Оби­тели ра­дос­ти» под ру­ководс­твом энер­гично­го Моти­лала нес­ли к ог­ромно­му кос­тру всю инос­тран­ную рос­кошь из мно­гочис­ленных ком­нат и шка­фов. Чудес­ные на­ряды, ши­фоны, вель­ве­ты, обувь, смо­кин­ги, ста­ту­эт­ки — все, что прив­несла ци­вили­зован­ная Вели­коб­ри­тания в этот «от­ста­лый» ин­дий­ский мир. Кос­тер по­лыхал как фей­ер­верк, ко­торый на­дол­го за­печат­лелся в дет­ской па­мяти. Пово­дом к не­му ста­ли страш­ные со­бытия в Амрит­са­ре 1919 го­да, ког­да ан­глий­ские вой­ска от­кры­ли огонь по бе­зоруж­ным де­монс­тран­там, вы­шед­шим на пло­щадь про­тес­то­вать про­тив за­кона Ро­улет­та. Этот за­кон да­вал пра­во ви­це-ко­ролю и гу­бер­на­тору арес­то­вывать и рас­прав­лять­ся без су­да с бор­ца­ми за не­зави­симость Индии. Спус­тя два го­да пос­ле этой но­чи Инди­ра, от­ка­зав­шись от кра­сиво­го платья, при­везен­но­го родс­твен­ни­цей в по­дарок, сож­жет и свою лю­бимую заг­ра­нич­ную кук­лу, по­том за­боле­ет и всю жизнь бу­дет пом­нить, как дол­го не мог­ла под­жечь хво­рост: дро­жащие от жа­лос­ти к кук­ле ру­ки не слу­шались и чир­ка­ли спич­ку за спич­кой...

УНИВЕРСИТЕТЫ

Ну а «Оби­тель ра­дос­ти» тем вре­менем на­чала но­вую жизнь, без из­ли­шеств, одев­шись, как и вся Индия, про­тес­ту­ющая про­тив про­из­во­ла ан­гли­чан, в до­мот­ка­ное кха­ди. Не слу­чай­но на зна­мени пар­тии, ор­га­низо­ван­ной в том чис­ле и Моти­лалом, цен­траль­ным сим­во­лом бы­ла обыч­ная прял­ка.

Чуть поз­же, в во­семь лет, по со­вету Махат­мы Ган­ди, Инди­ра объ­еди­нила сво­их сверс­тни­ков в «со­юз тка­чей». Соби­ра­ясь у нее в до­ме, де­ти по­дол­гу тка­ли «то­пи» — го­лов­ные убо­ры для сать­яг­ра­хов, еди­номыш­ленни­ков Вели­кой ду­ши.

В ан­глий­скую шко­лу При­адар­ши­ни хо­дила с боль­шим не­жела­ни­ем. Она уже ус­пе­ла про­питать­ся ду­хом не­зави­симос­ти, ко­торо­му был так под­вержен ее отец, и во мно­гом дед, нес­мотря на то, что Моти­лал, бу­дучи кон­серва­тором, час­то спо­рил с сы­ном и пы­тал­ся ус­ми­рить его пыл. Успе­ла по­бывать на су­деб­ных за­седа­ни­ях, где Моти­лала об­ви­няли в ан­типра­витель­ствен­ной де­ятель­нос­ти, и ус­лы­шать раз­го­воры от­ца и де­да с Махат­мой Ган­ди, с ко­торым они впер­вые поз­на­коми­лись за год до ее рож­де­ния на сес­сии Индий­ско­го на­ци­ональ­но­го кон­грес­са. Тог­да Вели­кая ду­ша не силь­но зав­ла­дела их ума­ми, нап­ро­тив, Махат­ма по­казал­ся де­ятель­ным Неру апо­литич­ным стар­цем. Не сра­зу про­ник­лись они и ме­тода­ми его по­лити­чес­кой борь­бы, зак­лю­ча­ющи­мися в не­насиль­ствен­ном не­сот­рудни­чес­тве с ко­лони­аль­ны­ми влас­тя­ми, в граж­дан­ском не­пови­нове­нии их за­конам и осоз­нанном ли­шении сать­яг­ра­хов («упор­ных в ис­ти­не» еди­номыш­ленни­ков Ган­ди) лич­ных благ и при­виле­гий. По мыс­ли Ган­ди, сво­бод­ным мож­но стать, все­го лишь раз­ру­шив раб­скую пси­холо­гию под­чи­нения злу. В та­ком дос­ти­жении че­лове­ком внут­ренней сво­боды он ви­дел путь к ос­во­бож­де­нию всей на­ции.

Отец по­нимал Инди­ру, ее не­жела­ние учить­ся в ан­глий­ской шко­ле. И он был од­ним из нем­но­гих ин­дий­цев, приз­на­вав­ших поль­зу жен­ско­го об­ра­зова­ния. Джа­вахар­лал на­нимал до­чери до­маш­них учи­телей. Та учи­лась и чи­тала. Сна­чала Редь­яр­да Кип­линга и Жюля Вер­на, а по­том Вик­то­ра Гюго и Гер­берта Уэл­лса. С пос­ледним ее в даль­ней­шем бу­дут свя­зывать са­мые теп­лые, дру­жес­кие чувс­тва. Да и сам Джа­вахар­лал ста­рал­ся об­ра­зовы­вать дочь, пос­вя­щал ее в ис­то­рию Индии и все­мир­ную ис­то­рию, тол­ко­вал Веды. От от­ца она уз­на­ла о ле­ген­дарной Хаб­бе Хатун, каш­мир­ской пра­витель­ни­це XVI ве­ка, а из­на­чаль­но — кресть­ян­ской де­вуш­ке Зуне, ко­торая об­ла­дала не­зем­ным по кра­соте го­лосом. По пре­данию, ус­лы­шав ее пе­ние, сул­тан Каш­ми­ра Юсуф Шах приб­ли­зил Зуну ко дво­ру, и та ста­ла его лю­бимой же­ной, а впос­ледс­твии за­коно­датель­ни­цей кра­соты и «мо­ды». Она воз­ро­дила за­бытую тра­дицию ук­ра­шения жен­щин — та­ту­аж ли­ца и рук, на­писа­ла мно­жес­тво пе­сен, ко­торые и спас­ли ее. Пос­ле низ­ло­жения сул­та­на она уш­ла из двор­ца и хо­дила по Каш­ми­ру, ис­полняя свои пес­ни... Мно­гим поз­же, бу­дучи премь­ер-ми­нис­тром, в ин­тервью га­зете ФРГ «Фран­кфур­тер Аль­ге­май­не» 14 но­яб­ря 1983 го­да Инди­ра на­зовет Хаб­бу Хатун сво­ей лю­бимой ис­то­ричес­кой ге­ро­иней, а на воп­рос о том, ка­кими при­род­ны­ми та­лан­та­ми хо­тела бы об­ла­дать гос­по­жа премь­ер-ми­нистр, она от­ве­тит: «Кра­сивым го­лосом». Похо­же, дух ро­ман­ти­ки, сог­ре­ва­ющий ее ду­шу с юнос­ти, так и не по­кинул стой­ко­го и праг­ма­тич­но­го по­лити­ка.

В 1934 го­ду по со­вету от­ца Инди­ра сда­ла эк­за­мены в Народ­ный уни­вер­си­тет в Шан­ти­нике­тане, ко­торый от­крыл друг семьи — Рабин­дра­нат Тагор. Пер­вая встре­ча с се­дов­ла­сым по­этом при­вяза­ла Инди­ру к не­му нав­сегда. Ей ка­залось, что с ней го­ворит сам Бог ис­кусств, в ко­тором «мысль бесс­траш­на и че­ло гор­до под­ня­то // Где зна­ние сво­бод­но// Где мир не раз­бит на клет­ки пе­рего­род­ка­ми// Где сло­ва ис­хо­дят из глу­бин ис­тин...»; что она по­об­ща­лась не толь­ко с ве­ликим по­этом, но и со сво­им де­дом... Моти­лал Неру ушел из жиз­ни в 1931 го­ду, вы­сокое дав­ле­ние и прис­ту­пы ас­тмы под­ко­сили не­уто­мимо­го че­лове­ка.

В РОЗОВОМ САРИ

«Оби­тель ра­дос­ти» опус­те­ла. Отец на­дол­го по­пал в тюрь­му, от­ку­да ста­рал­ся под­держи­вать же­ну и дочь пись­ма­ми. С Инди­рой ос­та­лась мать — хруп­кая, пос­то­ян­но бо­ле­ющая Кама­ла, без­за­вет­но лю­бящая свою единс­твен­ную дочь. Пос­ле не­удач­ных вто­рых ро­дов и смер­ти мла­ден­ца в 1925 го­ду она сов­сем за­неду­жила. Инди­ра бы­ла воз­ле нее. Поз­же Ган­ди вспо­мина­ла: «Ребен­ком я ис­пы­тыва­ла пок­ро­витель­ствен­ное чувс­тво по от­но­шению к ро­дите­лям — мне ка­залось, что раз их прес­ле­ду­ют, им при­ходит­ся так тя­жело, то я дол­жна де­лать для них все, что в мо­их си­лах». Ког­да вра­чи пос­та­вили Кама­ле страш­ный ди­аг­ноз — пос­ледняя ста­дия ту­бер­ку­леза, Инди­ра, бро­сив уче­бу, по­вез­ла мать в аль­пий­ский са­нато­рий. Гор­ный воз­дух и ле­чение луч­ших вра­чей не по­мог­ли — в 1936 го­ду Кама­ла скон­ча­лась. Вско­ре за ней пос­ле­дова­ла и ба­буш­ка Сва­руп Рани, же­на Моти­лала, та­кая же не­уто­мимая, как и он.

В сво­ем го­ре Инди­ра не смог­ла вер­нуть­ся в род­ной дом, где все на­поми­нало о страш­ных по­терях. Она пос­ту­пила учить­ся в Оксфорд, а во вре­мя лет­них ка­никул в 1937 го­ду у­еха­ла в Париж, ку­да при­был, что­бы по­видать­ся с ней, дав­ний друг семьи Фероз Ган­ди (од­но­фами­лец Махат­мы Ган­ди). По од­ной из вер­сий, он поз­на­комил­ся с семь­ей Неру, ког­да по­мог при­вез­ти до­мой пос­тра­дав­шую во вре­мя ма­нифес­та­ции ба­буш­ку Инди­ры, Сва­руп Рани. Выхо­дец из семьи ог­не­пок­лонни­ков-пар­сов, он был хо­рошо об­ра­зован, веж­лив, пре­дуп­ре­дите­лен. Инди­ре нра­вились его мыс­ли, суж­де­ния, уме­ние вес­ти раз­го­вор. Здесь, в без­мя­теж­ном Пари­же, они рас­сужда­ли о том, как нес­пра­вед­ли­во ус­тро­ен мир, как мо­жет су­щес­тво­вать фа­шизм и как мог­ла его по­родить на­ция Гёте и Шил­ле­ра. Здесь Фероз во вто­рой раз пред­ло­жил Инди­ре ру­ку и сер­дце. Но Инди­ра на вре­мя от­кло­нила это пред­ло­жение — по­ка она по­будет ря­дом с от­цом, ко­торо­му сей­час очень не­лег­ко: и в сво­ем оди­ночес­тве, и в бес­ко­неч­ной по­лити­чес­кой борь­бе. А тем вре­менем на­чалась Вто­рая ми­ровая вой­на. Джа­вахар­лал Неру вклю­чил­ся во внеш­нюю по­лити­ку, и к воп­ро­су о за­мужес­тве до­чери вер­ну­лись пос­ле то­го, как ей ис­полни­лось двад­цать пять. Но и на этот раз все бы­ло неп­росто: жен­щи­на из выс­шей брах­ман­ской кас­ты не мог­ла вый­ти за­муж за че­лове­ка низ­шей кас­ты, да еще и за ино­вер­ца. Как толь­ко объ­яви­ли о по­мол­вке, в Индии под­нялся шквал про­тес­та и осуж­де­ния. Ситу­ацию ис­пра­вил Махат­ма, ко­торый выс­ка­зал­ся в за­щиту Инди­ры и Феро­за, за­явив, что единс­твен­ным «прес­тупле­ни­ем» мо­лодо­го че­лове­ка, с точ­ки зре­ния осуж­да­ющих этот со­юз, яв­ля­ет­ся лишь то, что он про­ис­хо­дит из семьи пар­сов. Газе­ты ми­гом под­хва­тили сло­ва ве­лико­го гу­манис­та и апос­то­ла не­наси­лия, в ре­зуль­та­те свадь­ба сос­то­ялась. В «Оби­тель ра­дос­ти» по­мимо родс­твен­ни­ков с обе­их сто­рон приш­ло нес­коль­ко сот кон­грес­систов. Невес­та бы­ла в ро­зовом са­ри (по од­ной из вер­сий, свя­зан­ном от­цом в тюрь­ме), мо­лодо­жены обош­ли семь раз вок­руг свя­щен­но­го ог­ня и пок­ля­лись друг дру­гу в вер­ности. Медо­вый ме­сяц они про­вели в Каш­ми­ре, ку­да ког­да-то у­еха­ли пос­ле свадь­бы ее ро­дите­ли.

Выхо­дя за­муж, Инди­ра поп­ро­сила у сво­его воз­люблен­но­го по­дарить ей де­тей и вза­имо­пони­мание. В 1944 го­ду у че­ты Ган­ди ро­дил­ся пер­ве­нец Рад­жив. (Джа­вахар­лал смог уви­деть но­ворож­денно­го лишь из ок­на арес­тант­ской ма­шины.) Через два го­да за ним пос­ле­довал Сан­джай. Что же ка­са­ет­ся вза­имо­пони­мания, то, на­вер­ное, Феро­зу бы­ло не­лег­ко ря­дом с та­кой силь­ной и впос­ледс­твии бес­ко­неч­но по­пуляр­ной жен­щи­ной. Ее же­лание за­нять­ся боль­шой по­лити­кой пу­гало и оза­дачи­вало его... «Я очень нес­час­тли­ва в се­мей­ной жиз­ни», — пи­сала поз­же Инди­ра под­ру­ге. Но го­ворить од­нознач­но об их внут­ри­семей­ных от­но­шени­ях слож­но: премь­ер-ми­нистр Индии ни­ког­да не рас­простра­нялась на эту те­му, как ни пы­тала ее прес­са. В этих воп­ро­сах она всег­да ос­та­валась це­ломуд­ренной. Даже дру­жес­кие объ­ятия со­рат­ни­ков по идее при­води­ли ее в за­меша­тель­ство. Однаж­ды Фидель Кас­тро, встре­ча­ясь с Ган­ди, по ши­роте ду­шев­ной наз­вал ее тут же «сес­трой» и зак­лю­чил в креп­кие объ­ятия. Ото­ропев­шая дочь Вос­то­ка так скон­фу­зилась, что за спи­ной Кас­тро на фо­тог­ра­фи­ях вид­на ее зас­тывшая ру­ка, про­тяну­тая бы­ло для ру­копо­жатия. Во­об­ще на все лич­ные воп­ро­сы, за­дава­емые жур­на­лис­та­ми, она ста­ралась от­ве­чать пре­дель­но крат­ко. Так, в ин­тервью ан­глий­ской га­зете «Дей­ли Экспресс» от 28 мар­та 1983 го­да на воп­рос, не хо­тела ли она из­ба­вить­ся от се­дой пря­ди, Ган­ди от­ве­тила, что се­дина по­яви­лась у нее очень ра­но, что сна­чала она да­же пы­талась ее зак­ра­сить, но по­том сми­рилась с этим «сим­во­лом». О ее лич­ном прос­транс­тве из­вес­тно не так мно­го: са­мым у­еди­нен­ным мес­том в ее до­ме бы­ла спаль­ня с биб­ли­оте­кой и тре­наже­ром, она вы­пол­ня­ла ут­ром и ве­чером нес­коль­ко асан по сис­те­ме й­оги, очень сле­дила за внеш­ностью, хо­тя и не поль­зо­валась кос­ме­тикой, ту­але­ты вы­бира­ла при­дир­чи­во, со­пос­тавляя цве­та тка­ни с де­таля­ми от­делки.

Семей­ная жизнь Инди­ры и Феро­за бы­ла не слиш­ком дол­гой. В сен­тябре 1960-го его сра­зил тя­желый сер­дечный прис­туп. Она сроч­но вер­ну­лась в Дели из ко­ман­ди­ров­ки и це­лые сут­ки про­сиде­ла у пос­те­ли боль­но­го, дер­жа его за ру­ку. Ког­да он умер, она вста­ла и, не ог­ля­дыва­ясь, выш­ла из ком­на­ты... Лич­ная жизнь для нее за­кон­чи­лась.

ПРОТИВ БЕДНОСТИ И ПАКИСТАНА

Серь­ез­ные пе­реме­ны в судь­бе Индии про­изош­ли в 1947-м, ког­да Ган­ди ис­полни­лось трид­цать, а ее вто­рому сы­ну не бы­ло еще и го­да. Осла­бев­шая Англия пос­те­пен­но вы­пус­ка­ла из рук свою глав­ную ко­лонию. Чер­чилль с не­годо­вани­ем тог­да выс­ка­зывал­ся, что ко­му нуж­на эта по­беда (имея в ви­ду по­беду во Вто­рой ми­ровой вой­не), ес­ли мы те­ря­ем Индию. За год до это­го, ле­том 1946-го, в стра­не прош­ли вы­боры. Пос­ле них вер­ховная власть ви­це-ко­роля все еще сох­ра­нялась, но его за­мес­ти­телем стал Джа­вахар­лал Неру, ко­торый 15 ав­густа 1947 го­да под­нял над де­лий­ским Крас­ным фор­том флаг не­зави­симос­ти. Новую стра­ну жда­ли серь­ез­ные труд­ности — бед­ность, нех­ватка ква­лифи­циро­ван­ных кад­ров и, глав­ное, тра­гичес­кий рас­кол на ин­дус­скую Индию и му­суль­ман­ский Пакис­тан, за ко­торый так ра­дела Мусуль­ман­ская ли­га во гла­ве с Мохам­ме­дом Али Джин­ной. Во мно­гих рай­онах на­чалась меж­до­усоб­ная рез­ня, кровь тек­ла ре­кой, по до­рогам ски­тались мил­ли­оны бе­жен­цев. В этом ха­осе по­гиб и ве­ликий сто­рон­ник не­наси­лия Махат­ма Ган­ди. Его, пы­тав­ше­гося ос­та­новить пог­ро­мы, зас­тре­лил член ин­ду­ист­ской шо­винист­ской ор­га­низа­ции. Мусуль­ман­ский Каш­мир за­хотел при­со­еди­нить­ся к Пакис­та­ну, но его ок­ку­пиро­вали ин­дий­ские вой­ска, что за­кон­чи­лось вой­ной меж­ду дву­мя стра­нами.

В этих со­быти­ях Инди­ра не учас­тво­вала — она толь­ко учи­лась по­лити­ке, да и де­ти от­ни­мали мно­го сил. Но со вре­менем на­чала соп­ро­вож­дать от­ца во всех по­ез­дках, став его сек­ре­тарем. Неру, до кон­ца ос­тавший­ся иде­алис­том, не раз по­ражал­ся ее прак­тичнос­ти и по­лити­чес­ко­му чутью. Его со­рат­ни­ки бы­ли нас­тро­ены бо­лее кри­тич­но: один из них на­зывал Инди­ру в на­чале ее карь­еры не ина­че как «гун­ги гудья» («глу­пая кук­ла»). Но кри­тики при­утих­ли, ког­да в 1959 го­ду она ста­ла пред­се­дате­лем пра­вящей пар­тии. На этом пос­ту Ган­ди прош­ла хо­рошую шко­лу, вир­ту­оз­но на­учив­шись стал­ки­вать сво­их со­пер­ни­ков меж­ду со­бой и выс­тавлять их пе­ред пуб­ли­кой в не­выгод­ном све­те.

В мае 1964 го­да умер Неру. Мно­гие жда­ли, что Инди­ра тут же предъ­явит пре­тен­зии на власть, но она пос­ту­пила ум­нее. С ее по­дачи премь­ером стал са­мый сла­бый из воз­можных пре­тен­дентов — 60-лет­ний Лал Баха­дур Шас­три, проз­ванный за свою ком­плек­цию «во­робуш­ком». В его прав­ле­ние Пакис­тан, ре­шив вос­поль­зо­вать­ся мо­мен­том, на­чал нас­тупле­ние на Каш­мир. К сто­лице шта­та Сри­нага­ру, где на­ходи­лась Инди­ра, под­сту­пали па­кис­тан­ские тан­ки. Ей пред­ло­жили сроч­но эва­ку­иро­вать­ся — она ос­та­лась: «Нет. Это — ин­дий­ская зем­ля...»

Инди­ру, единс­твен­ную жен­щи­ну в пра­витель­стве, в на­роде проз­ва­ли «муж­чи­ной сре­ди трус­ли­вых баб». Ког­да в ян­ва­ре 1966-го Шас­три ско­ропос­тижно скон­чался, она ста­ла глав­ным кан­ди­датом на его мес­то. Бон­зы ИНК пы­тались раз­вернуть си­ту­ацию, но про­иг­ра­ли.

Свое прав­ле­ние Ган­ди на­чала с ши­роко­мас­штаб­ной кам­па­нии под ло­зун­гом «Гари­би ха­тао» — «Долой бед­ность!», с так на­зыва­емой «зе­леной ре­волю­ции»: ста­ла за­купать за гра­ницей но­вые вы­соко­уро­жай­ные сор­та зер­но­вых, вы­водить на по­ля тех­ни­ку, оро­шать пус­ты­ни. Нала­живать собс­твен­ное про­из­водс­тво, вы­пус­кать стан­ки, тур­би­ны, строй­ма­тери­алы. Запад­ные бан­ки го­товы бы­ли дать стра­не кре­диты, но под боль­шие про­цен­ты, и Инди­ру вы­ручил дру­жес­твен­ный Совет­ский Со­юз. Зву­чащий со вре­мен Неру ло­зунг «Хин­ди ру­си бхай-бхай» («Индий­цы и рус­ские — друзья») об­но­вил­ся в сво­ем со­дер­жа­нии. В 1971 го­ду — но­вое ис­пы­тание. Бен­галь­цы, жи­тели вос­точной час­ти Пакис­та­на, выс­ту­пили за соз­да­ние сво­его го­сударс­тва Бан­гла­деш. Пакис­тан­ские во­ен­ные по­дави­ли вос­ста­ние в кро­ви, в Индию ри­нулись мил­ли­оны бе­жен­цев. Инди­ра без ко­леба­ний при­каза­ла сво­ей ар­мии пе­рей­ти гра­ницы. Вой­на на два фрон­та очень ско­ро за­кон­чи­лась раз­гро­мом па­кис­танцев. Пыта­ясь спас­ти их, США нап­ра­вили к бе­регам Индии свой 7-й флот, но в от­вет ту­да же дви­нулись со­вет­ские ко­раб­ли. Пакис­тан ка­питу­лиро­вал, его вой­ска по­кину­ли Бан­гла­деш. Это был звез­дный час Ган­ди, на пу­ти в пар­ла­мент ее встре­чали ли­ку­ющие тол­пы.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВЛАСТИ

Побе­дить бед­ность ока­залось зна­читель­но труд­нее. В 1973 го­ду из-за вой­ны на Ближ­нем Вос­то­ке мно­гок­ратно по­доро­жала нефть, ко­торую Индии при­ходи­лось по­купать за гра­ницей. Вслед за этим взле­тели це­ны, про­мыш­ленность бук­со­вала, мил­ли­оны лю­дей ли­шились ра­боты. Оппо­зиция вос­поль­зо­валась си­ту­аци­ей, что­бы пот­ре­бовать от­став­ки премь­ера. В ход пош­ли не толь­ко пар­ла­мент­ские ме­тоды, но и за­бас­товки, улич­ные бес­по­ряд­ки и да­же тер­рор — был зас­тре­лен ми­нистр тран­спор­та Миш­ра. Сорат­ни­ки со­вето­вали Инди­ре пой­ти на ус­тупки, но она сде­лала ина­че — 25 и­юня 1975 го­да по всей стра­не бы­ло объ­яв­ле­но чрез­вы­чай­ное по­ложе­ние. Отклю­чив в сто­лице элек­три­чес­тво, что­бы не дать про­тив­ни­кам опом­нить­ся, вер­ные премь­еру си­лови­ки на­чали арес­ты оп­по­зици­оне­ров. Один из них поз­же про­ком­менти­ровал си­ту­ацию та­ким об­ра­зом: «Это бы­ло нес­пра­вед­ли­во, но гос­по­жа Ган­ди прос­то не мог­ла от­ка­зать­ся от влас­ти. Она за­висе­ла от нее, как от нар­ко­тика».

«Чрез­вы­чай­ное по­ложе­ние» по-ин­дий­ски обер­ну­лось мас­со­выми без­за­кони­ями — лю­дей хва­тали без ви­ны. Прес­се при­каза­ли мол­чать, не­доволь­ные ре­дак­то­ры га­зет бы­ли уво­лены. Хозя­ином в но­вой об­ста­нов­ке чувс­тво­вал се­бя млад­ший сын премь­ера Сан­джай — уже ви­дев­ший се­бя пре­ем­ни­ком ма­тери. Её кам­па­нию по борь­бе с бед­ностью он прев­ра­тил в борь­бу с бед­ня­ками. Решив, что пе­репол­ненные тру­щобы уро­ду­ют об­лик Дели, он снес их буль­до­зера­ми, а лю­дей выг­нал на ули­цу. Сле­ду­ющим ша­гом ста­ла борь­ба за сни­жение рож­да­емос­ти, ко­торую Сан­джай по­вел так же жес­то­ко. Он соз­дал «ле­тучие бри­гады», ко­торые со­вер­ша­ли на­беги на го­рода и се­ла, на­силь­но сте­рили­зуя их жи­телей. Друзья убеж­да­ли Инди­ру, что пос­тупки сы­на ком­про­мети­ру­ют ее, но она буд­то ни­чего не слы­шала, ухо­дила в се­бя... Эта стра­ница прав­ле­ния Ган­ди вы­веде­на чер­ны­ми крас­ка­ми в ро­мане об­ла­дате­ля Буке­ров­ской пре­мии Сал­ма­на Руш­ди «Дети по­луно­чи». Для од­но­го из глав­ных ге­ро­ев ро­мана, под­вер­гше­гося та­кому на­силию, Инди­ра (в ро­мане Вдо­ва) — не бо­лее чем ведь­ма с бе­ло-чер­ной го­ловой. Вот та­кое объ­яс­не­ние «муд­рой» се­дины... Сама же Инди­ра в ин­тервью ан­глий­ской га­зете «Дей­ли Экспресс» в 1983 го­ду го­вори­ла на эту те­му сле­ду­ющее: «...Во вре­мя вы­боров и пе­ред вы­бора­ми в 1977 го­ду оп­по­зици­он­ные пар­тии ус­тро­или боль­шую шу­миху по это­му по­воду. Они рас­простра­няли аб­со­лют­но фаль­ши­вую под­рывную про­паган­ду, что мы яко­бы на­мере­вались сте­рили­зовать каж­до­го муж­чи­ну, жен­щи­ну и ре­бен­ка...»

Так или ина­че, но рас­пла­та нас­ту­пила в ян­ва­ре 1977 го­да все на тех же вы­борах. Оппо­зиция объ­еди­нилась в пар­тию «Бха­ратия джа­ната пар­ти», выд­ви­нув ло­зунг «Инди­ра ха­тао» — «Долой Инди­ру!» Пора­жение премь­ера бы­ло ог­лу­шитель­ным: да­же собс­твен­ная пар­тия ис­клю­чила ее из сво­их ря­дов. Но Инди­ра еще раз ока­залась сто­ичес­ки нес­ги­ба­емой: она соз­да­ла из сво­их сто­рон­ни­ков но­вую пар­тию ИНК (И) — «И» в скоб­ках оз­на­чало «Инди­ра» и од­новре­мен­но «Индия». В гос­тепри­им­но рас­пахну­тые во­рота ее до­ма по­тяну­лись па­лом­ни­ки со всей стра­ны — од­ни с жа­лоба­ми, дру­гие с со­вета­ми, как обус­тро­ить стра­ну. Она при­нима­ла и выс­лу­шива­ла всех, по­пут­но кри­тикуя пра­витель­ство оп­по­зиции, ко­торое дей­стви­тель­но ока­залось бес­по­мощ­ным и сплошь кор­румпи­рован­ным. К то­му же раз­но­шерс­тные вра­ги Ган­ди быс­тро пе­рес­со­рились друг с дру­гом. Их по­пыт­ка по­садить премь­ер-ми­нис­тра в тюрь­му, об­ви­нив ее по­мимо про­чего в кра­же кур и я­иц, по­зор­но про­вали­лась и толь­ко при­бави­ла Ган­ди по­пуляр­ности.

Вес­ной 1980 го­да бы­ли про­веде­ны дос­рочные вы­боры, на ко­торых ее пар­тия вер­ну­лась к влас­ти. Надо ска­зать, что Инди­ра уме­ла соз­да­вать свой об­раз, го­воря сов­ре­мен­ным язы­ком- имидж. На вы­боры к зда­нию пар­ла­мен­та она подъ­еха­ла в скром­ном ав­то­моби­ле ин­дий­ско­го про­из­водс­тва, на ней бы­ло са­ри из до­мот­ка­ной пря­жи — сим­вол вер­ности ган­дизму, на пле­чах — каш­мир­ская шаль, как знак при­над­лежнос­ти к древ­не­му ро­ду, к ша­ли был при­колот бу­тон пур­пурной ро­зы — сим­вол от­ца.

Через пол­го­да пос­ле ее по­беды на вы­борах по­гиб Сан­джай — его лег­кий са­молет за­дел кры­лом за­вод­скую тру­бу. Ког­да стар­ший брат Рад­жив стал лет­чи­ком граж­дан­ской ави­ации, Сан­джай, не же­лая ни в чем от­ста­вать от не­го, то­же по­лучил дип­лом пи­лота. На его по­хоро­нах Инди­ра не про­рони­ла ни сло­ва, ни на что не ре­аги­рова­ла, не слы­шала об­ра­щен­ных к ней воп­ро­сов. Но уже че­рез час пос­ле це­ремо­нии выз­ва­ла к се­бе ми­нис­тра внут­ренних дел и ос­ве­доми­лась: «Ну, что у нас про­ис­хо­дит в Асса­ме?» — «Я был по­ражен, — вспо­минал он поз­же. — Каза­лось, у нее ле­дяное сер­дце». Но Ган­ди за го­ды в по­лити­ке прос­то при­вык­ла ни­кому не до­верять и глу­боко пря­тать ис­тинные чувс­тва. Как и у дру­гих «же­лез­ных жен­щин», вро­де Мар­га­рет Тэт­чер или Эви­ты Перон, у нее бы­ли со­юз­ни­ки, но не бы­ло дру­зей.

НАД ГИМАЛАЯМИ

Финаль­ный кон­фликт, сто­ив­ший Инди­ре Ган­ди жиз­ни, раз­го­рел­ся в шта­те Пен­джаб, на­селен­ном во­инс­твен­ны­ми бо­рода­чами-сик­ха­ми. Издав­на сос­тавляя эли­ту ин­дий­ской ар­мии и гос­служ­бы, они тре­бова­ли соз­да­ния собс­твен­но­го го­сударс­тва Халис­тан. По ко­ман­де сво­его ли­дера Джар­на­ла Син­гха Бхин­дран­ва­ле сикх­ские тер­ро­рис­ты на­чали на­падать на жи­вущих в шта­те ин­ду­сов, до­бива­ясь эт­ни­чес­ко­го «очи­щения». Потом они ок­ку­пиро­вали гро­мад­ный Золо­той храм в Амрит­са­ре, прев­ра­тив его в свою ба­зу. Это пе­репол­ни­ло ча­шу тер­пе­ния: в и­юне 1984 го­да Ган­ди при­каза­ла вой­скам за­нять храм. Опе­рацию «Голу­бая звез­да» про­вели не­удач­но, наз­на­чив ее на день сикх­ско­го праз­дни­ка, ког­да в хра­ме бы­ло мно­жес­тво мир­ных па­лом­ни­ков. В кро­вавой бой­не по­гиб­ло бо­лее ты­сячи че­ловек, от­части был раз­ру­шен и храм, ко­торый обс­тре­лива­ли из тан­ко­вых ору­дий. Бхин­дран­ва­ле был убит, но дру­гие ли­деры тер­ро­рис­тов спас­лись и не скры­вали пла­нов отом­стить премь­ер-ми­нис­тру.

...Утром 31 ок­тября 1984 го­да Инди­ра пла­ниро­вала встре­тить­ся с бри­тан­ской съ­емоч­ной груп­пой, ко­торую воз­глав­лял зна­мени­тый ан­глий­ский дра­матург и ак­тер Питер Усти­нов. Уже пол­го­да она, вы­ходя к пуб­ли­ке, на­дева­ла под платье бро­нежи­лет, но в этот раз пре­неб­регла им, что­бы не выг­ля­деть пе­ред ка­мерой пол­ной. Доро­га к при­ем­ной, где жда­ли гос­ти, шла че­рез от­кры­тый двор и бы­ла усы­пана бе­лой ще­бен­кой. По кра­ям де­жури­ли два те­лох­ра­ните­ля-сик­ха в си­них тюр­ба­нах. Порав­нявшись с ни­ми, она при­вет­ли­во улыб­ну­лась. В от­вет тот, что был сле­ва, вых­ва­тил ре­воль­вер и вы­пус­тил в премь­ера три пу­ли. Его на­пар­ник в упор по­лос­нул по ней ав­то­мат­ной оче­редью. На выс­тре­лы при­бежа­ла ох­ра­на, сик­хов из­ре­шети­ли оче­редью, а ра­неную Инди­ру сроч­но по­вез­ли в Индий­ский ин­сти­тут ме­дици­ны, ку­да при­были луч­шие вра­чи. Надеж­ды ни у ко­го из них не бы­ло — во­семь пуль по­рази­ли жиз­ненно важ­ные ор­га­ны. В по­лови­не чет­верто­го Ган­ди, не при­ходя в соз­на­ние, скон­ча­лась.

Через два дня её по ин­ду­ист­ско­му об­ря­ду сож­гли на бе­регу Джам­ны. Пог­ре­баль­ный кос­тер за­жег Рад­жив Ган­ди, ко­торо­го прак­ти­чес­ки при­нуди­ли за­нять пост премь­ер-ми­нис­тра. В это вре­мя по всей стра­не шли мас­со­вые пог­ро­мы сик­хов, ко­торым мсти­ли за смерть Инди­ры. Выс­ту­пая пе­ред на­родом, но­вый премь­ер ска­зал: «Моя мать от­да­ла жизнь за то, что­бы ин­дий­цы жи­ли од­ной семь­ей. Не по­зорь­те ее па­мять!» В за­веща­нии, сос­тавлен­ном Инди­рой до тра­гедии, она на­писа­ла, что «Оби­тель ра­дос­ти» пе­реда­на ею в фонд па­мяти Джа­вахар­ла­ла Неру, что в нас­то­ящий мо­мент ей при­над­ле­жит не­боль­шая фер­ма и дом не­пода­леку от Мех­ра­ули — все это она за­веща­ет сво­им вну­кам Раху­лу и При­ян­ке, рав­но как и ав­тор­ские пра­ва и кни­ги по ис­кусс­тву.

В мае 1991 го­да не ста­ло и Рад­жи­ва. Он по­гиб от взры­ва, ус­тро­ен­но­го тер­ро­рис­та­ми, — на этот раз та­миль­ски­ми. Сей­час ИНК ру­ково­дит его вдо­ва италь­ян­ка Соня Ган­ди. А к мес­ту ги­бели Инди­ры до сих пор, как и двад­цать с лиш­ним лет на­зад, при­ходят тол­пы лю­дей. При­ходят и мол­ча сто­ят, гля­дя на ук­ры­тый хрус­таль­ным ку­полом бе­лый ще­бень до­рож­ки.

Ее прах вве­рили царс­тву сне­гов... Так над Гима­ла­ями за­вер­шился зем­ной путь Инди­ры Ган­ди.

http://polit-gramota.ru/Portrait/gandi
Карма 743
2.11.2009
Луна, спасибо огромное!!!!!!!!!! очень интересная статья......несмотря на некоторые ошибки (а человеку свойственна ошибаться) в политике, я очень уважаю это женщину!!!!!!!!!!
Luna  ж
Карма 2240
2.11.2009
Да, это была необыкновенная женщина.
Следить за важными новостями удобно на нашем телеграм-канале «Межгалактический Дирижабль». У нас также есть уютный «Межгалактический Чат».
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики