Краткий, но плодотворный визит российского премьер-министра Владимира Путина в Индию в марте месяце принес двум странам богатый экономический и дипломатический урожай. Москва и Нью-Дели подписали целый ряд соглашений – в основном в области обороны (примерно на 4 миллиарда долларов) и гражданской ядерной энергетике. Две страны надеются, что к 2015 году объем двусторонней торговли между ними увеличится с сегодняшнего показателя в 7,5 миллиарда долларов до 20 миллиардов.
В рамках этих соглашений предусмотрено строительство на территории Индии 16 ядерных реакторов по российским проектам. Подписанные соглашения будут способствовать развитию сотрудничества в нефтегазовой сфере и в целом в области углеводородов. Индия совместно с Россией будет разрабатывать и производить истр****ели пятого поколения, что приведет к развитию авиастроения в стране. Она также планирует приобрести атомную ударную подводную лодку российской постройки.
Кроме очевидных коммерческих выгод для обеих сторон в результате такого сотрудничества, визит Путина (пятый с 2000 года) также расценивается как попытка возродить старую дружбу. Взаимоотношения двух стран в 90-е годы плыли по течению без руля и ветрил, поскольку Москва и Нью-Дели перестраивали свою политику, приспосабливая ее к новым геополитическим условиям, сложившимся в мировом порядке после "холодной войны".
Тем не менее, благодаря усилению своего геополитического веса Индия становится весьма привлекательным партнером для России, которая стремится более активно участвовать в политических процессах на юге Азии. Индия, со своей стороны, намерена выгодно использовать огромные нефтяные и энергетические ресурсы России, одновременно добиваясь от Москвы содействия в модернизации своих вооруженных сил, получая от нее новые технологии и секреты химического производства.
Вместе с тем, возрождение традиционной исторической дружбы между Россией и Индией связано и с растущим беспокойством двух стран в отношении Америки. Для Нью-Дели больным вопросом остается тот факт, что Америка продолжает оказывать финансовую и военную помощь Пакистану в его борьбе с "Талибаном", хотя Исламабад направляет значительную часть этой помощи совсем на другие цели, наращивая свой военный потенциал для борьбы с Индией. Кроме того, у Индии все большее разочарование вызывают слабые попытки Америки убедить Пакистан привлечь к суду тех, кто организовал и осуществил теракты в Мумбаи.
Москву же раздражает продолжающееся сближение Вашингтона со странами Восточной Европы, а также его попытки проникновения в Центральную Азию, где Россия хотела бы восстановить и сохранить свое влияние.
Более того, интересы США в Азии и на Индийском субконтиненте (в отношении Китая и Афганистана, например) не всегда совпадают с индийскими. Для сравнения, Россия не вынашивает планов превращения Индии в оплот сопротивления Китаю и точно так же, как и Индия, она недовольна американо-пакистанским отношением к Афганистану. В итоге позиции Москвы в этих вопросах совсем не противоречат позициям Индии.
Такое сближение интересов и стремление сдержать растущее влияние Америки в Азии заставило Индию и Россию – а также Бразилию и Китай – создать клуб крупнейших развивающихся экономик БРИК.
Активное сотрудничество Индии и России в ядерной области в стране считают гораздо более позитивным событием, чем впавшая в коматозное состояние американо-индийская сделка в сфере гражданской атомной энергетики. Подписание этого соглашения в 2008 году поставило под угрозу стабильность коалиционного правительства премьер-министра Манмохана Сингха. Данное соглашение до сих пор в полной мере не реализовано из-за целого ряда препятствий, в частности, из-за нежелания США передавать Индии технологии двойного назначения. (Правда, недавно две страны все же решили один важный вопрос, касающийся переработки топлива.)
Информированные источники говорят, что Москва мастерски воспользовалась этими противоречиями, чтобы активизировать сотрудничество с Индией в такой важной и деликатной сфере как технология переработки топлива, а также в ряде совместных проектов топливного цикла на базе тория и реакторов на быстрых нейтронах.
Более того, в отличие от Соглашения 123 с США, договор с Россией позволит Индии сохранить все права на обогащение и переработку, а также обеспечит бесперебойную поставку уранового топлива из России даже в случае непредвиденного прекращения двустороннего сотрудничества в этой области. Соединенные Штаты же могут не только прекратить поставки топлива, но и вернуть обратно весь запас уже поставленного материала. Российским соглашением также предусматривается передача технологий ядерного обогащения. В договоре с США такого положения нет.
Своим визитом Путин еще больше укрепил мнение Индии о России как о надежном партнере в сфере ядерной энергетики и обороны. Согласие России поставлять в Индию по разумным и привлекательным ценам современное оборудование без особых обременяющих условий в очередной раз продемонстрировало фундаментальное отличие в подходах Москвы и Вашингтона к ядерной коммерции. В России Индия ведет дела с государственными ядерными поставщиками, в то время как в США ей приходится иметь дело с частными фирмами, которые действуют по правилам и нормам, устанавливаемым Конгрессом, а также под его постоянным контролем.
Тем не менее, ни Москва, ни Нью-Дели не заинтересованы в развитии своих двусторонних связей в ущерб отношениям с США. Важно то, что Путин поспешил вернуться из Индии в Москву, дабы окончательно подготовить к подписанию новый американо-российский договор о сокращении стратегических вооружений. Нью-Дели также работает над тем, чтобы облегчить американским компаниям из сферы ядерной энергетики ведение бизнеса на рынке Индии. Среди прочего, через парламент был проведен непопулярный законопроект об ограничении ответственности. Все эти события показывают, что хотя три страны внимательно следят за взаимоотношениями друг друга, они готовы при любой возможности укреплять и развивать торговые связи.
Не вызывает сомнений то, что Индии для продвижения своих стратегических интересов нужны как Москва, так и Вашингтон. В руках у США ключи к международной правовой архитектуре, дающей Индии возможность для реализации программ в области высоких технологий. В то же время, Россия это очень ценный и уважаемый партнер в стратегических торговых вопросах. В результате Индия будет и впредь проводить политику активного сотрудничества с Америкой, одновременно наращивая потенциал в своих давних связях с Россией.
- Нита Лал – журналистка, живущая в Нью-Дели и работающая редактором в воскресном отделе Asian Age. Ее статьи публикуются в целом ряде американских, азиатских и европейских печатных и онлайновых изданий. -
http://www.inosmi.ru