После фестиваля индийского кино в Москве в 1954 году в СССР пришел фильм "Бродяга", снятый Раджем Капуром. Этот фильм открыл дорогу Болливуду за "железный занавес" - огромный успех "Бродяги" привел к тому, что с 1955 года вплоть до распада СССР индийское кино не сходило с советских киноэкранов. О секрете фильмов Капура и о новом индийском кино в интервью корреспонденту РИА Новости Евгению Пахомову рассказал старший сын Раджа Капура, глава кинематографической династии Капуров, актер, режиссер и продюсер Рандхир Капур.
- Успех фильмов Раджа Капура в СССР стал сюрпризом для него самого?
- О, да! Это было полной неожиданностью. Но это произошло! "Бродяга" был сразу принят советскими людьми, его полюбили. И мой отец был счастлив, что "Авара" (как называется фильм на хинди) стал "Бродягой". Мы даже выучили это русское слово: "бродяга". Отец часто бывал в СССР, и всякий раз он возвращался взволнованным, полным впечатлений от встреч людьми. Ведь в Советском Союзе были хорошо приняты практически все его фильмы, не только "Бродяга", но и "Господин 420", и "Сезон дождей", и другие.
После этих фильмов отца стали посещать многие делегации из Советского Союза, которые приезжали сюда. Наша компания тогда много сотрудничала с советскими коллегами, например, в известном фильме отца "Меня зовут клоун" снимались советские цирковые артисты. У компании "Р.К.Филмз" ("Радж Капур Филмз") в тот период были разносторонние контакты с СССР. Ваши люди любили и наши фильмы, и моего отца. И я очень признателен за то, что даже сейчас, когда моего отца уже нет, а его нет уже более 20 лет, мы продолжаем чувствовать эту любовь.
- Как сам Радж Капур объяснял свой успех у зрителей в СССР?
- Никто, наверное, не знает, как пришел этот успех. Думаю, просто это было какое-то особое время для двух наших стран. Ведь индийские фильмы у вас любили больше, чем американские, и наших актеров любили больше, чем американских, а в СССР, я знаю, смотрели и американские фильмы. Возможно, причина в том, что герои и "Бродяги", и "Господина 420", и других лент оказались близки людям в СССР. Полагаю, русские в своей эмоциональности, в своих проявлениях чувств оказались чем-то похожи на нас. Многие индийские фильмы, не только производства "Р.К.Филмз", шли у вас и имели большой успех.
- А как вы, сын Раджа Капура, объясняете секрет фильмов вашего отца?
- Я думаю, отец делал фильмы сердцем, а не разумом. И эти фильмы оказались близки тому русскому поколению - поколению 50-х - 60-х годов. Радж Капур сам мыслил так же, как его герои: он играл простых людей, и ему нравилось их играть. Это чувствовалось, и, возможно, именно это нравилось в нем зрителям.
Еще хочу заметить, что вашим людям нравилась музыка в его фильмах (а Радж Капур уделял больше внимание музыке в своих фильмах), нравились песни, их мелодии, тексты. Это тоже было для нас неожиданностью - ведь индийские песни отличаются от русских. Но я знаю, что в СССР песни из фильмов отца переводили и исполняли по-русски.
- Скажите, Радж Капур знал советское кино? Он смотрел советские фильмы?
- Да, он смотрел советские фильмы. Я сейчас не вспомню названия и имена режиссеров. Прошло столько лет! Могу сказать только, что ему нравилось советское кино 60-х и 70-х годов.
- Индийское кино было популярно в СССР, а советское кино в Индии - нет. Как вы думаете, почему?
- Индийцам больше нравятся эскапистские фильмы. У нас предпочитают поромантичнее и побольше эскапизма. В Индии не очень любят фильмы, где есть только социальная проблематика. Должен сказать, что СССР в то время делал много пропагандистских фильмов, а также много фильмов про войну, знаете, такое кино в стиле "милитари". К тому же в них не было музыки, танцев. А наши фильмы наполнены музыкой и танцами. Это нравится индийцам.
- Интересно, что фильмы из Бомбея стали посланцами Индии в СССР, не менее важными, чем все дипломаты. Вы знаете, что Бомбей - это город, где 110 лет назад открылось первое дипломатическое представительство еще царской России?
- Я знаю об этом. И очень рад, что между нашими странами сложились столь тесные отношения. Хотя для меня более важным представителем России был "Совэкспортфильм". Так что Бомбей - это город, где появилось первое дипломатическое представительство из России, и город, где появилось индийское кино. И закономерно, что однажды они встретились.
- Что представляет собой компания "Радж Капур Филмз" сегодня?
- Мы работаем по-прежнему. Но мы, конечно, изменились по сравнению с 60-ми годами. Сегодня мы обращаемся к новому поколению индийцев. А оно хочет видеть на экране больше любовных историй, больше фильмов в стиле "экшн" и так далее. И это свойственно всему миру. Сегодня глобализация оказывает влияние и на кино. Ведь и вы, русские, сейчас уже не те, что были раньше, в 60-е годы. И индийцы стали другими. Изменилась и общество, но, можно сказать, что мы изменились и эмоционально. Я бы сказал, индийские фильмы сейчас менее ориентированы на социальные проблемы, они стали более развлекательными.
- Что вы думаете о будущем кинематографа? В России сейчас говорят о кризисе кино, о наступлении эры телевидения.
- Это действительно общая проблема. Телевидение очень активно, оно стало частью индустрии развлечений. Индийское телевидение очень-очень популярно. У нас огромное число телеканалов - полагаю, больше, чем во многих других странах мира.
- Люди перестали ходить в кинотеатры?
- Это зависит от зрителя. В Индии люди продолжают ходить в кино. Но телевидение наступает. Поколение постарше часто предпочитает остаться дома и посмотреть телевизор - телеканалы предложат им все, в том числе фильмы, и самые последние, и старые, и сериалы. Развлечения на все вкусы. За телевидение не нужно платить - его поддерживают средства от рекламы. Индия сейчас активно развивается, и телевидение получает много, очень много денег от рекламы. Наши исследования показывают, и это подтверждает мой опыт, что кинозалы привлекают в основном молодежь - от шести до 26 лет.
При этом молодежь все чаще ходит в дорогие кинозалы, в мультиплексы - это модно. Молодые люди платят по триста рупий за билет (ок. 6,5 доллара), что, в общем, для индийца дороговато. Они покупают дорогие билеты и хотят дорогих развлечений, они хотят получать в кинозале попкорн и все такое. Как и везде, во всем мире. Это глобализация. Индийская молодежь открыта миру, и мир открыт для нее. И мы должны понимать, что они хотят.
В мире сегодня снимается много, на мой взгляд, мусора. Скажем, та же американская киноиндустрия делает странные ленты о приключениях где-нибудь на Луне, Солнце и так далее. И эти фильмы смотрят. Молодежь, начиная со старшего школьного возраста до лет 30, предпочитает также смотреть романтические истории.
- А вы тоже делаете фильмы для молодежи от шести до 26?
- Конечно, мы тоже делаем кино для молодежи - мы делаем фильмы для всех. Молодая аудитория - это большая аудитория, и я хочу, чтобы молодые люди тоже приходили на наши фильмы.
- И вы тоже снимаете про космические приключения на Луне или Солнце?
- Нет. Наша студия не делает таких фильмов, я не понимаю такого кино. Мы также не делаем фильмов, подобных "Джеймсу Бонду" или "Терминатору". Я по-прежнему предпочитаю делать кино о реальной жизни. О себе и о вас.
- Вам известно что-нибудь о современном российском кинематографе?
- Нет. В Индии в последние лет двадцать нет никакого русского кино. Насколько мне известно, индийское кино тоже больше не идет в российских кинотеатрах. Хотя индийские старые фильмы любят до сих пор. Ваши соотечественники часто спрашивают меня, когда же в России увидят индийские фильмы? Но это не зависит от нас.
- Какие индийские фильмы из числа самых новых, не обязательно вашей студии, вы бы показали в России?
- Ну, такие фильмы как "Три идиота", "Джаб ви мэт" ("Когда мы встретились") и "Раджнити" (в России известен под названием "Политики" - прим. ред.). В последнем играет Ранбир Капур, внук Раджа Капура.
- В России говорят о том, что национальное кино проигрывает Голливуду. Вы чувствуете экспансию Голливуда?
- Голливуд присутствует в Индии уже 60 лет, но большинство населения все же предпочитает индийские фильмы. Конечно, в Индии известны все голливудские новинки, тот же "Аватар". Тем не менее, индийцы по-прежнему смотрят свое кино. Хотя влияние Голливуда, безусловно, ощущается. Например, в том, что индийские фильмы становятся все более зрелищными. Режиссеры в этом ориентируются на западное кино.
- В России индийские фильмы можно купить на кассетах, но в кинотеатрах они практически не идут. Почему, как вы думаете?
- Я знаю, что индийское кино у вас больше не идет. Я не так давно был в Москве, там у вас в кинотеатрах одни американские фильмы. Что касается возвращения индийского кинематографа в Россию, то я не знаю, как начать этот процесс. Но, пожалуйста, сообщите всем, что в "Радж Капур Филмз" по-прежнему очень любят русских и Россию. Мы готовы показывать свои фильмы в России, и я думаю, нам есть что предложить. Я уверен, что новое индийское кино может понравиться российскому зрителю и сегодня.
http://www.rian.ru/interview