"Хинди - руси - бхай, бхай!" ("индийцы и русские - братья", хотя перевод, по-моему, здесь излишен). Сразу скажем, что у нас праздник индийской свободы, провозглашенной в 1947 году, стали широко отмечать, по сути, лишь после смерти Сталина, который с подозрением относился к лидерам Индийского национального конгресса, во время второй мировой войны, например, видя в них чуть ли не японо-германских агентов. Они ведь боролись против доблестных британских союзников. Да и обстоятельства провозглашения независимости Индии, сопровождавшегося, как известно, расколом древней страны по религиозному принципу, с большими человеческими жертвами и массовыми миграциями, не располагали к излишнему оптимизму.
С кем вы, господа революционеры?
Со Второй мировой войной действительно все очень непросто. Будучи как-то в Токио, автор этих строк побывал в знаменитом синтоистском святилище Ясукуни, где, в частности, захоронены японские военные преступники. Возле этого храма я смог ознакомиться с литературой японских националистов, с переизданными листовками военной эпохи - рисунками, на которых доблестные воины микадо помогают индийским партизанам в их антиколониальной борьбе...
В индийской истории тех времен было все. И призывы легендарного Махатмы Ганди к английскому народу не воевать с Гитлером, а противостоять ему в духе ненасилия (1939 год). И борьба лидера радикального крыла индийского освободительного движения Субхаса Чандры Боса с колонизаторами, приведшая его к прямому союзу со странами "оси" и даже к руководству коллаборационистской прояпонской администрацией "Азад Хинд" ("Свободная Индия"). (См. Кольцов Р.Н. Автореферат кандидатской диссертации "С. Ч. Бос - идеолог и лидер индийского национально-освободительного движения: политические взгляды и деятельность :1921-1945 гг., Владимир, 2002). Как бы то ни было, Бос остался одним из национальных героев самой большой страны Южной Азии, так же как и Сукарно в Индонезии или Аун Сан в Бирме, которых неумолимая логика политической борьбы толкала на рискованные военные союзы. Ведь даже Джавахарлал Неру, вошедший в историю как один из лучших зарубежных друзей нашей страны, заявлял о желании бороться с фашизмом, призывая при этом "не допускать того, чтобы империализм (в данном случае британский. - Ред.) эксплуатировал нас".
Индия - CCCР: нелегкое начало
После войны все у нас с Индией было не просто, учитывая весьма острую политическую борьбу в этом государстве. Хотя Москва и установила дипломатические отношения с Дели еще в апреле 1947 года, то есть не дожидаясь самого акта провозглашения независимости. Заметим, что Неру не раз выражал досаду по поводу различных инцидентов в двусторонних отношениях, происходивших, например, из-за преследований индийскими правыми "своих коммунистов", что приводило к таким нелепицам, как, скажем, отказ МВД (под предлогом борьбы с "коммунистической пропагандой") разрешить советскому посольству продемонстрировать делийской общественности фильм-балет на музыку С.Прокофьева "Ромео и Джульетта" (Горев А.В. , Зимянин В.М. "Неру" Серия: Жизнь замечательных людей, М. 1988). Впрочем, со временем наши правители сами запутались в идеологических разногласиях между растущими в Индии как грибы после дождя все новыми компартиями и левацкими группировками.
Как писал в своих мемуарах бывший первый заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС Карен Брутенц ("Тридцать лет на Старой площади", М., 1998) в те времена "таких людей как Насер, Неру, "называли в нашей прессе "предателями", "агентами империалистической буржуазии", и т. д. и т.п. Сказывались привычные идеологические клише, наложение старых чертежей Коминтерна на совершенно новый период".
Однако о первых ласточках зарождающейся советско-индийской дружбы можно было говорить уже в 1952-1953 годах, когда с разницей в 11 месяцев Сталин принял двух индийских послов - сначала Сарвепалли Радхакришнана, а затем его преемника Кумара Менона. Эти встречи вызвали бурную реакцию индийской прессы, назвавшей их знаковыми событиями.
Булганин и Хрущев как первопроходцы
Реальный же прорыв пришелся уже на 1955 год. Сначала Неру приехал в Москву, (первый раз, кстати, он побывал в Белокаменной вместе со своим отцом Мотилалом еще в 1927-м), а затем первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев и председатель Совета министров Николай Булганин совершили свой знаменитый рывок на индийском направлении - визит в Страну махараджей и заклинателей змей.
Кстати, Булганину (карьера которого скоро покатится под гору) как главе правительства в Дели тогда уделяли ничуть не меньшее внимание, чем Хрущеву.
Почитаем пару индийских газет за декабрь 1955-го.
Indian Express: "Дружба между Индией и Россией выросла не на основе холодных расчетов, диктуемых соображениями о выгоде, а, как указывал маршал Булганин, на основе общего стремления к миру".
Amrita Bazar Patrika: "Мы считаем, что советская политика в отношении колониализма, расизма и допуска Китая и ряда других стран в ООН соответствует позиции Индии в этих вопросах. Россия приняла принципы Панча шила" (принципы международных отношений, предложенные Джавахарлалом Неру - Ред.).
Конечно, особый интерес индийских СМИ вызывало экономическое сотрудничество с СССР. С конца 1953 года у нас велись переговоры о строительстве металлургического завода в Бхилаи, это направление стало одним из ключевых и во времена хрущевско-булганинского визита. "Бхай, бхай" пошло вперед, и вот уже газета "Правда" на первой странице сообщает о торжественном вечере в Колонном зале дома Союзов, посвященном творчеству индийского поэта Калидасы, на котором присутствовали чуть ли не все члены советского правительства и партруководства во главе с Хрущевым.
Сегодня это трудно себе представить, но во время визита Неру в Советский Союз его фотографии украшали улицы и перекрестки дорог, витрины магазинов, тысячи и тысячи людей стояли в очередях за билетами, чтобы впервые посмотреть индийские фильмы, попасть на концерты танцоров и музыкантов из этой страны.
Пиком же этих отношений стало подписание Договора о мире, дружбе и сотрудничестве в 1971 году во время правления дочери Неру Индиры Ганди в 1971 году. Как заметил автору этих строк бывший посол Индии в России Канвал Сибал, "в контактах между Россией и США, Россией и Китаем с тех пор были свои падения и взлеты, эти страны рассматривались в Москве то, как враги, то, как друзья. А вот в отношениях между Москвой и Дели в принципе нет конфликта интересов". Интересно, что и Кришнан Рагхунатх (предшественник Сибала на посту посла) весьма любил поговорить на тему об исторической близости наших народов, начиная с самых древних времен. Но в своем особом ключе: "Если мы сравним санскрит и русский языки, то найдем много общего. Оба наших языка - одного происхождения. Их объединяет целая система - от грамматических окончаний слов, префиксов, суффиксов, падежей до словарных запасов. Есть теория, что народы Арктического региона мигрировали в Южную Азию. Судя по всему, это было беспрецедентное переселение народов. У нас много похожих обычаев и обрядов. Хорошо известно об идейном родстве таких столпов общественной мысли как Лев Толстой и Махатма Ганди. Главный мировоззренческий принцип Толстого "Царство Божие - внутри тебя" на сто процентов соответствует менталитету нашего народа".
Индийские чудеса
Добавим пару штрихов к облику уже современной Индии. Несколько лет назад автор этих строк пропутешествовал по знаменитому "Золотому треугольнику" (у кого "Кольцо", а у кого и "Треугольник") Дели -Агра -Джайпур. Больше всего поразила древняя индийская столица Агра. Вроде бы при всем своем великом прошлом это типичная тихая провинция. Но когда нужно было срочно позвонить в Москву, мне посоветовали поймать популярное в Индии трехколесное авто и доехать до пункта международной телефонной связи. Само это авто - фактор риска, хотя и полезная штука в пробках, а пункт связи и вовсе выглядел каким-то сараем, но когда я вошел внутрь, меня поразила электроника, карты-схемы контактов с любой точкой мира. Короче говоря, высший пилотаж, и в подобном контрасте - вся современная Индия.
Столь же необычно для нашего представления о традиционном индийском обществе выглядят споры последних лет по поводу роли слабого пола. Насколько слабого - тот еще вопрос, ведь женщины возглавляют и само государство - президент Пратибха Патил, и Индийский национальный конгресс, ведущую партию правящей коалиции - Соня Ганди. А Мейра Кумар, избранная в 2009 году спикером нижней палаты парламента, еще и принадлежит к касте далитов (так называемых неприкасаемых). Недавно в стране была создана Ассоциация женщин-депутатов. Вообще индийские феминистки на солидной научной базе, регулярно получая правительственные гранты, постоянно готовят полноценные образовательные программы для колледжей по всей стране. Главной же "кузницей кадров" этого движения является Бомбейский женский университет с аспирантурой и научно-исследовательским департаментом.
Зарождалось же индийское движение за женское равноправие очень своеобразно. В 1930-е здешние дамы создали "Армию обезьян" (в далекой древности, по индуистской мифологии, обезьяны объединились в помощь богу Раме в борьбе со злобным демоном Раваной), детско-подростковую организацию, помогавшую взрослым в ненасильственной борьбе против британского владычества. В 1940-е же годы в разных политических партиях стали создаваться женские отделы, и на сегодня у каждой из них есть своя женская организация.
Однако в индуистских догматах социальный статус женщины сформулирован весьма определенно - это супруга и мать, не более того. Согласно "Законам Ману", перечню религиозных предписаний, женщины не могут даже самостоятельно изучать священные Веды, "для жены не существует отдельно жертвоприношения, обета, поста: в какой мере она повинуется мужу, в такой же она прославляется на небе". Жена часто ассоциируется с плодородным полем (кшетрой); прелюбодеяние есть ущерб, нанесенный владельцу кшетры - мужу, и за супружескую измену жену следует наказывать как за воровство. Кроме того, в сборниках правил поведения (дхармах) можно наткнуться на утверждения, что женскому естеству свойственны зловредность, лживость, сладострастность и т.п.
Впрочем, на других страницах тех же текстов говорится о женщине как "воплощении божественных качеств". Индуисты-реформаторы смотрят на все это иначе. Главным считается не слепое следование особо чтимым текстам, а способность человека рассуждать. Еще Махатма Ганди подчеркивал что "нельзя рассматривать все то, что написано в священных сочинениях, как слово Бога, или боговдохновенное слово".
http://www.rg.ru