30 августа, в канун Дня тибетской демократии, который отмечается 2 сентября, полицией Катманду были арестованы лидеры ведущей организации молодых тибетских беженцев New Age Network (NAN), которая в последнее время брала на себя ответственность за организацию акций в поддержку освобождения Тибета и скорейшего возвращения Далай-ламы. Как заявил начальник городской полиции по району Боддха Говинда Парияр, 33-летний президент NAN Келсанг Нордуп и 23-летний член центрального комитета Таши Дава арестованы по подозрению в расклейке листовок против Китая в преддверии демонстраций, намечавшихся 2 сентября в районе ступы Боднатх. По его словам, обоим уже предъявлены обвинения в нарушении общественного порядка. "Мы также изъяли у них некоторые важные документы, касающиеся антикитайской деятельности", - добавил DSP Говинда Парияр.
За последние три года Келсанг Нордуп трижды подвергался арестам в ходе тибетских демонстраций в Катманду, напоминает непальская газета Repủblica. На условиях превентивного задержания полиция отправляла его за решетку, но каждый раз по указанию верховной судебной инстанции (в Непале Apex Court) он выходил на свободу.
Этот арест последовал за полицейскими мероприятиями 6 июля, когда в соответствии с "черным списком", о котором мало что известно, полицией Катманду были в нескольких районах, включая Боддха, Сваямбу, Гаушала и Калимати, задержаны с целью запугивания 400 тибетцев. Начальник городского полицейского округа Катманду (SP) Рамеш Кхарел тогда подтвердил, что их допросы явились частью мер по воспрепятствованию проведению тибетских манифестаций по случаю 75-летия Далай-ламы. Тибетцам позволено провести мероприятия в честь дня рождения Далай-ламы внутри монастырей и лагерей беженцев при условии, что там не будет никаких лозунгов и транспарантов с протестами в адрес Китая, заявил глава администрации дистрикта Катманду Лакшми Прасад Дхакал. Однако полицейские воспрепятствовали проезду гостей в лагерь беженцев "Джавалакхел" в районе Лалитпур, заставив более сотни тибетских монахов, монахинь и простых тибетцев, намеревавшихся попасть на молебен о долголетии Далай-ламы, повернуть назад.
В таком рвении полиции Катманду очевидно стремление угодить требованиям богатого северного соседа – материкового Китая, эмиссары которого после массовых протестов 2008 года один за другим ринулись в Непал, напрямую предлагая властям обедневшей страны в обмен на увеличение экономической помощи пресечь демонстрации под лозунгами "Free Tibet" и возвести на границе непреодолимые преграды для беженцев из Тибета. Пекин даже лоббировал размещение подразделений сил вооруженной полиции (APF) вдоль северной границы Непала. Под дипломатическим давлением Китая непальские власти в марте 2010 года открыто заявили о внедрении политики, направленной на принудительную высылку тибетцев, нелегально проникающих в Непал, а также наказание тибетских беженцев, участвующих в "антикитайских" протестах.
В июне непальские власти депортировали троих тибетских беженцев в Китай, причем по крайней мере двое - девушка и монах – были отправлены материковыми властями на полгода в тюрьму. Офис управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNCHR или в русской версии УВКБ ООН) в Катманду выразил "крайнюю обеспокоенность".
Обычно Непал давал тибетским беженцам возможность безопасного пересечения своей территории, следуя "джентльменскому соглашению" между УВКБ ООН и правительством. В соответствии с этим неформальным соглашением, действующим с 1989 года, когда Непал перестал предоставлять им статус беженца, ушедшие через Гималаи тибетцы могли без особых препятствий перебраться транзитом в Индию. Аресты тибетских беженцев в различных приграничных областях Непала происходили и в прошлом, но после некоторого времени пребывания под стражей в полиции их все же передавали в распоряжение УВКБ ООН.
Беженцы размещаются в Центре приема тибетцев; как только их число достигает 40, офис управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в Катманду обращается к департаменту иммиграции (DoI) правительства Непала с просьбой выдать им разрешения на выезд в Индию и другие страны. Правозащитные организации указывают, что в случае отступления от норм "джентльменского соглашения" Непал нарушает обязательства, принятые в связи с присоединением к Международному пакту по гражданским и политическим правам и Конвенции ООН против пыток. Непал признал беженцами всех тибетцев, прибывших в страну до 1990 года. По данным проведенной в 1993 году переписи, в 21 дистрикте Непала проживало 12540 тибетских беженцев; теперь, по заявлениям властей, их около 20 тысяч.
Реализуемые на уровне страны и международного сообщества действия в помощь бутанским и тибетским беженцам в Непале стали центральной темой прошедшего с 17 августа трехдневного визита в Непал одного из высокопоставленных сотрудников Госдепартамента США. Как говорилось в пресс-релизе посольства США в Катманду, этот вопрос намечал подробно обсудить с представителями правительства Непала действующий заместитель помощника госсекретаря по делам Южной и Средней Азии Атул Кешап (Atul Keshap) в ходе своего первого визита в страну после назначения директором офиса Госдепа по делам Индии, Непала, Шри-Ланки, Бутана и Мальдивов, где на него возложена координация внешнеполитических усилий Соединенных Штатов в этих шести странах.
Результаты, которых достиг Атул Кешап в переговорах с непальскими чиновниками, не стали предметом публичной дискуссии в Пекине, хотя там совершенно не скрывают, что заинтересованы в изменении внешней политики Непала. В рамках этих изменений, чтобы не раздражать однопартийный режим материкового Китая, главного донора Непала, предполагается отказ от "джентльменского соглашения", на соблюдении которого настаивают Соединенные Штаты и западные страны.
25 июня в столице Непала был проведен симпозиум по отношениям между Китаем и Непалом, конкретно посвященный вопросам формирования внешней политики Непала по отношению к северному соседу "в условиях, когда Китай становится всемирным экономическим лидером". Хотя организатором симпозиума значился Центр непальско-китайской дружбы (Nepal-China Friendship Center), заказчика нетрудно разглядеть, если заметить, что единственной газетой, освещавшей это мероприятие, оказалась материковая Global Times, англоязычное издание рупора компартии Жэньминь жибао. "Симпозиум надеется найти ответы на вопрос о том, какого рода поддержку Непал ожидает от своего северного соседа, Китая, в контексте нынешних политических разногласий", - заявил открывший его председатель упомянутого центра Чандра Ман Ваджрачарья (Chandra Man Bajracharya). Направление дискуссии задал президент World Culture Net, непальского филиала пропагандистской сети China Information Center, Дипак Саркар (Deepak Sarkar), без обиняков заявивший, что "определенные внешние элементы используют территорию Непала для нанесения ущерба отношениям между двумя дружественными странами". Хотя он и не уточнил, на какие зарубежные силы намекает, очевидно, что имелись в виду организации и правительства, призывающие Непал обеспечивать безопасный транзит тибетских беженцев.
Принявшие участие в симпозиуме ведущие непальские политики и предприниматели высказывались весьма осторожно, прозрачно указывая на то, что Пекин не может претендовать на исключительное влияние в отношениях с Катманду. Отметив необходимость выбора того, какой "должна стать внешняя политика" в отношении Китая, лидер партии "Nepali Congress" Чакра Прасад Бастола (Chakra Prasad Bastola) напомнил, что Непал уже признал Тибет в качестве автономного района Китая и строго придерживается политики "одного Китая". Хотя "в Непале отличная от северных и южных соседей политическая система, у нас одна система человечества", отметил один из лидеров партии "Madheshi People's Rights Forum", добавив, что внешняя политика в отношении Китая и Индии должна носить сбалансированный характер. "Мы уважаем целостность Китая и привержены политике "одного Китая", - продолжил он, - но для взаимопонимания следует открыть больше пунктов сотрудничества между двумя странами". Тогда как президент Непальской торговой палаты Сурендра Бир Малакар (Surendra Bir Malakar) подчеркнул, что на фоне растущего объема торговли между двумя странами двусторонние экономические связи нельзя считать удовлетворительными ввиду того, что Непал испытывает огромный торговый дефицит по отношению к Китаю.
Однако главным оратором оказался все-таки китайский посол в Непале Цюй Гохун (Qiu Guohong). Обращаясь к участникам симпозиума, он заявил, что "со времени установления дипломатических отношений между двумя странами в 1955 году непальско-китайские связи неуклонно достигают новых высот", пообещав, что "Китай будет постоянно поддерживать Непал в его мирном процессе и социально-экономическом развитии". Представитель внешней политики Пекина вроде бы воздержался от выдвижения прямых условий, касающихся такой поддержки, но было ясно, что готовится серьезный нажим на уязвимые места, грозящий в корне изменить судьбу тибетских беженцев.
Буквально через пару дней, 28 июня, в статье, появившейся на принадлежащем редакции газеты Repủblica сайте myrepublica.com, эти уязвимые места обозначил некий представитель департамента иммиграции в Катманду, не без умысла оставшийся неназванным. Заметная навязчивость Пекина, для которого в соседней стране наиболее идеологически близким движением являются маоисты, может вызвать внутреннее недовольство, и непальские чиновники предпочитают в таких ситуациях не раскрываться.
Посетовав на западные страны, которые настаивают на соблюдении "джентльменского соглашения", этот иммиграционный чиновник указал на "хорошо организованных" посредников, помогающих тибетским беженцам переправляться через границу, а также практически обвинил Центр приема тибетцев и офис UNHCR в Катманду в обмане властей и подкупе полиции. По его словам, из-за дипломатического давления со стороны западных стран, главным образом Соединенных Штатов, департаменту иммиграции приходится "сложа руки следить за непрерывным потоком тибетских нелегалов", обращающихся за помощью в офис управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в Непале. Для доказательства был упомянут случай, когда 30 апреля чиновники DoI отправили в тюрьму 9 тибетских беженцев, у которых не оказалось денег на оплату штрафов за нелегальное пересечение границы. После того, как судьбой арестованных поинтересовались даже из посольства Непала в Вашингтоне, тибетцы после 5 дней заключения все-таки были освобождены.
"Мы находимся в абсурдной ситуации, - заявил этот представитель DoI. - В то время, как одна группа китайских граждан, въезжая в Непал, должна по завершении всех законных процедур оплачивать визы и платить штраф в случае, если визы своевременно не продлены, другая группа китайских граждан, въезжающих нелегально, вознаграждается за свой противоречащий закону проступок". Однако абсурдным выглядит скорее этот комментарий иммиграционного чиновника: ведь нельзя назвать "вознаграждением" нелегкую участь беженца, которую выбирают тибетцы, спасающиеся от идеологического прессинга однопартийного режима, требующего письменно подтверждать "разоблачение" духовного авторитета Далай-ламы.
Под давлением со стороны северного соседа непальские власти усилили нажим на тибетцев, но без особого успеха, подчеркивает далее DoI. Тибетцы продолжают проникать в Непал по трудным горным тропам, где нет постов безопасности, пользуясь услугами "хорошо организованных" посредников. Как показал арест 10 тибетцев 2 июня в Долакхе, они сумели обойти пять полицейских постов, прежде чем были задержаны полицией в Чарикоте, административном центре дистрикта Долакха. По данным непальских властей, чтобы перейти границу, тибетцы платят посредникам по 15-17 тысяч юаней за каждого человека.
В апреле DoI затеял проверку в отношении 42 тибетцев, для которых офис UNHCR просил разрешения на выезд в Индию и другие страны: только один из них был передан в распоряжение UNHCR из-под ареста. Пользуясь случаем, департамент иммиграции подвел итоги: 199 арестованных и переданных впоследствии УВКБ в период с середины июля 2009-го по июнь 2010-го, тогда как за тот же период официально получили разрешения на выезд в другие страны 670 тибетцев. Разницу в числе арестованных в Непале тибетских нелегалов и тех, кто получает разрешения на выезд по просьбе офиса УВКБ ООН в Непале, департамент иммиграции объявил подозрительной.
Около года тому назад из-за претензий чиновников правительства – наверняка из того же DоI – офису UNHCR в Катманду пришлось закрыть отдел Border Mission, встречавший на своих джипах тибетских беженцев вплоть до моста Митери на непальско-китайской границе, чтобы доставить их в Катманду. Чтобы арестованных вблизи границы тибетцев по-прежнему доставляли в распоряжение DoI в Катманду, а не отправляли назад, офис UNHCR стал оплачивать расходы полиции за доставку. Отметив, что за доставку 10 тибетцев, арестованных в пограничных дистриктах Долакха и Синдхупалчоук, офис UNHCR предоставил полиции финансовую поддержку в сумме 25 тысяч рупий, представитель DoI намекнул, что за такое материальное "стимулирование" пограничная полиция может пойти на "нечестную игру".
На следующий день та же Repủblica опубликовала редакционную статью, в которой выражались требования решительных перемен в отношениях с Китаем и Западом. "Как демократическая страна, Непал имеет определенные обязательства в сфере прав человека, но в то же время имеет свои национальные интересы, неразрывно связанные с нынешней геополитической реальностью", говорилось в статье, предлагавшей предоставить тем, кто находится в Центре приема тибетцев, разрешения на выезд, но при этом закрыть границу для тибетских нелегалов. "И если они арестованы на непальской территории, мы будем помещать их за решетку и наказывать в соответствии с законом - возможно, даже депортировать их назад, в страну происхождения", заявляли авторы статьи, подчеркивая: "Западные страны – в частности, США и европейские государства – должны понять, что не имеют никакого права оказывать давление на непальские власти, добиваясь такого обращения с тибетскими беженцами, которое подрывает наши национальные интересы".
Иначе говоря, отказаться от "джентльменского соглашения" после отправки трех десятков тибетских беженцев и депортировать с границы тех, кто попытается перебраться через территорию Непала в Индию, чтобы встретиться в Дхарамсале с Далай-ламой. Это слишком отчетливо напоминает хорошо известный по российскому опыту образ "суверенной демократии", в рамках которой за экономическую поддержку со стороны материкового Китаем следует пожертвовать соблюдением обязательств в сфере прав человека. Разногласиями, касающимися маоистских представлений об устройстве общества, можно пренебречь.
11 июля столичная Kathmandu Post опубликовала заметку "Беженцы усложняют жизнь плтцейским", в которой говорилось, что министерством внутренних дел Непала дано указание полиции по всей стране не передавать задержанных тибетских беженцев департаменту иммиграции, а немедленно отправлять их обратно в Тибет. "Правительства обеих стран создадут совместный механизм в помощь обмену оперативными сведениями об "антикитайской деятельности" в Непале", сообщила та же Kathmandu Post после прошедшего в Катманду совещания по вопросам безопасности.
В конце июля на границу с Китаем отправилась делегация офиса Верховного комиссара ООН по правам человека (OHCHR) в Непале, члены которой провели два дня в пограничном пункте Ламабагар, где встречались с полицейскими и местным населением, посещали монастыри и беседовали с буддийскими наставниками, собирая информацию о том, как полиция обращается с нелегалами из Тибета. Но по возвращении в Катманду 28 июля глава делегации Дамьян Турк (Damiyan Turk) – помимо него, в Ламабагар ездили сотрудник OHCHR по вопросам прав человека Нираджан Тхапалия (Nirajan Thapaliya) и сотрудник по безопасности Манеш Дувади (Mahesh Duwadi) – отказался общаться с журналистами. Как подтвердил myrepublica.com пресс-секретарь OHCHR в Непале Чун Гурунг (Chun Gurung), эта поездка была вызвана обеспокоенностью по поводу нарушений прав человека в дистрикте Долакха, связанными с принудительной высылкой тибетцев обратно в Китай.
Валерий Никольский