Сегодня - годовщина изгнания Далай-ламы из Лхасы
Почти полвека назад, 31 марта 1959 года, в небольшом, но роскошном храме Махакале тибетской столицы Лхасы 24-летний человек в очках, с бритой наголо головой и в буддийских оранжевых одеяниях, вошел в полутемный зал, освещенный золотыми и серебряными жертвенными светильниками. Здесь уже проводился загадочный для иностранца религиозный обряд.
У подножия большой статуи Будды-Охранителя сидели несколько монахов, нараспев читавших молитвы и не обращавших внимания на вошедшего молодого человека. Один из служителей склонился над золотым сосудом с маслом для светильников, другой поднес к губам предмет, напоминавший раковину, и издал долгий печальный звук. Третий легонько ударил в музыкальные тарелки, которые серебристым звоном разлились посреди украшенных фресками стен, и этот звон странным образом лишь усилил в храме атмосферу вселенской тоски.
Молодой человек подошел к статуе Охранителя и положил длинный кусок белого шелка в знак надежды когда-нибудь вернуться к этим святыням. Беззвучно прошептав молитвы, он повернулся, еще раз окинул взглядом весь зал и вышел. Вслед за ним большая часть огней в храме погасла. Так 49 лет назад началось изгнание с родины земного воплощения Бодхисатвы Сострадания, Держателя Белого Лотоса - духовного лидера буддистов всего мира Далай-ламы ХIV, рожденного в семье мелких фермеров под именем Лхамо Тхондуп.
ООН не помогла
Изгнанию его святейшества предшествовали драматические события, начавшиеся в Тибете в 1944 году, когда коммунистическая Народно-освободительная армия Китая (НОАК) в ходе войны с японской императорской армией вторгалась на высокогорья. После капитуляции Японии, разгромленной США и добитой Советским Союзом, воцарившийся в Пекине великий кормчий Мао вспомнил, что Тибет в разные исторические эпохи захватывался Китаем. Последний раз освобождение случилось в 1913 году после Синьхайской революции в Пекине, и независимый Тибет признали многие державы. Однако послевоенный мир изменился: Тибет утратил поддержку Запада за скрупулезное следование нейтралитету и отказ предоставить союзникам базы для снабжения войск в Китае.
Решающие события начались в 1950 году. В октябре 80-тысячный экспедиционный корпус НОАК, оснащенный новейшим советским оружием и закаленный в боях с японской армией, переправился через пограничную реку Дричу и начал подниматься на высокогорья. Тибет располагал пятитысячной армией с устаревшим оружием и архаичной системой управления. Военная служба в буддийской стране всегда считалась недостойным занятием, статус офицеров в глазах населения приравнивался к статусу мясников и прочей обслуги, поэтому оказать серьезное сопротивление НОАК Тибет был не в состоянии.
Оставалась последняя надежда - ООН. 7 ноября 1950 года правительство страны обратилось туда с просьбой о покровительстве и защите. Несколькими месяцами ранее мировое сообщество выступило в защиту Республики Корея, подвергшейся агрессии коммунистического севера, и предоставило войскам США в Корее свою эгиду. Однако Тибету было отказано из-за неясного правового статуса: он проводил политику глобального нейтралитета и изоляционизма, из-за чего в ООН не вступал. Протест Китаю выразила только Индия при поддержке Великобритании, а остальному миру не было дела.
В автобиографии Далай-лама ХIV пишет: "Бесполезно рассуждать о том, каковы были бы последствия, если бы положение вещей было иным. Нужно только сказать, что китайцы потеряли большое количество солдат при завоевании Тибета: в некоторых районах они встретили отчаянное сопротивление и, кроме прямых военных потерь, очень страдали от трудностей снабжения и сурового климата. Многие умерли от голода; другие не могли перенести горной болезни, которая всегда мучает, а иногда просто убивает иностранцев в Тибете. Но что касается исхода боев, то независимо от того, насколько велика или хорошо подготовлена была тибетская армия, в конце концов все еe усилия были бы тщетными. Ведь даже тогда китайское население более чем в сотню раз превышало наше".
Встреча с кормчим
Об атмосфере в маленькой (6 млн жителей) пацифистской стране, подвергшейся агрессии коммунистического монстра, хорошо свидетельствует знаменитый фильм "Семь лет в Тибете" Жан-Жака Анно. Это ужас, отчаяние, осознание своего бессилия что-либо изменить, готовность к смерти, то есть перерождению. В тибетском обществе стали преобладать сторонники передачи Далай-ламе всей полноты госвласти. В сложившейся ситуации это казалось единственным разумным решением. Однако был ли готов 15-летний юноша, пусть даже земное воплощение Бодхисатвы Сострадания, взвалить на свои плечи тяжесть ответственности за народ? Чем он мог обнадежить сторонников - иностранной помощью? Он ничего не знал не то что о Европе и Америке, но даже о Китае. Что мог предложить - священную войну до последнего буддиста, обещания нирваны павшим на поле битвы с коммунистами?
Основанное 2,5 тысячи лет назад религиозно-философское учение индийского принца Гаутамы Сиддхартхи осуждает насильственные методы. Из этого вытекает целый ряд морально-этических установок, которые в целом перекликаются с постулатами христианства. Однако человек, участвовавший в боевых действиях, не сможет достичь просветления ни при каких обстоятельствах, а очевидный враг более полезен, чем друг, потому что учит терпению и мужеству.
В 1954 году председатель Мао пригласил Далай-ламу в Пекин, чтобы лично убедить его в пользе китайской оккупации. Это было первым знакомством его святейшества с китайцами и их вождем. Речь кормчего звучала убедительно, но была ложью и притворством от начала до конца. Мао говорил: «Тибет - это великая страна. У вас удивительная история. Много лет назад вы даже завоевали большую часть Китая. Но теперь вы отстали, и мы хотим помочь вам. Через 20 лет вы нас обгоните, и тогда будет ваша очередь помогать Китаю». Он сумел очаровать абсолютно неопытного в мирских делах Далай-ламу и даже добиться его согласия вступить в компартию, а также заняться китайской гимнастикой ушу. Сущность кормчего открылась его святейшеству только тогда, когда разговор зашел на духовные темы. "Религия - это яд. Во-первых, она уменьшает население, потому что монахи и монахини не должны жениться. А во-вторых, она пренебрегает материальным прогрессом", - сказал Мао. Он уже считал молодого собеседника своим единомышленником и союзником. Возможно, потому, что Далай-лама живо интересовался научно-техническими достижениями и искренне хотел модернизировать Тибет до уровня Китая. По канонам буддизма каждый верующий должен самостоятельно проверять правильность своих убеждений и моральных оценок, поэтому Далай-лама без всяких предубеждений воспринимал открывшиеся ему материальные истины. А Мао решил, что религия для него всего лишь ширма или привычка.
Реформы по Мао
Далай-лама пробыл в Пекине 10 недель. Мао лично проводил молодого монаха до автомобиля и долго махал вслед рукой, стоя под накрапывающим дождем без шляпы и плаща. Его святейшество вернулся в Лхасу в июне 1954 года. Китайские гарнизоны к тому времени стояли в большинстве городов страны, кроме столицы. Коммунистический режим принялся засучив рукава убеждать местных жителей в своей пользе: началось строительство железной дороги, потянулись автоколонны с мукой, рисом и другим продовольствием, улицы Лхасы заполнили сотни автомобилей советского производства, доставленные из Пекина. Активное сопротивление чужакам сменилось пассивным недовольством, отношение оккупационной администрации к Далай-ламе стало откровенно угодливым из-за встреч и хвалебных отзывов Мао. Внешний мир окончательно повернулся к Тибету спиной: премьер-министр Индии Джавахарлал Неру подписал с китайцами новый договор, который включал меморандум "Панча Шила" о взаимном невмешательстве во внутренние дела и признании Тибета частью Китая.
В Пекине гремели фанфары, и председатель Мао укрепился в мыслях, что после смерти Сталина является главным и единственным вождем мирового пролетариата, носителем сокровенного знания о марксизме-ленинизме, несмотря на проигрыш корейской войны. Не осмеливаясь трогать Лхасу и прилегающие районы, китайская администрация стала проводить реформы в восточных областях Кхама и Амдо. Вводились налоги на землю, дома и скот, крупных землевладельцев раскулачивали, причем многих казнили "за преступления против народа", происходили конфискации имущества монастырей и издевательства над религиозными убеждениями монахов. Еще со времен Чингисхана особую ненависть ханьцы питали к кочевникам, считая их варварами. В завоеванном Тибете на местных скотоводов проводились массовые облавы под предлогом приобщения их к цивилизации. А местным жителям казались варварскими обычаи китайских коммунистов: например, так называемая публичная критика, а на самом деле - глумление и издевательство над связанным и кричащим от боли человеком.
Председатель Мао даровал Тибету автономный статус и предложил передать власть от военной администрации так называемому подготовительному комитету автономного района Тибет, в который пригласил Далай-ламу. Но вооруженное сопротивление подпольной организации "Союз борцов за свободу Кхама и Амдо" в отдаленных горных районах продолжалось, и попутно росло ожесточение китайской армии. В июне 1956 года ее авиация совершила массированный налет на монастырь Литанг, в результате чего он был стерт с лица земли вместе с монахами.
Горы тонут в крови
Принято считать, что народное восстание в Лхасе началось 10 марта 1959 года. Плохо вооруженные или вообще безоружные тибетцы без всякой надежды на успех вышли против частей НОАК, получивших к тому времени 40-тысячное подкрепление. Лхаса с окрестностями была завалена трупами. За первые три дня погибли 10-15 тысяч местных жителей, а всего с марта по октябрь, то есть в период подавления восстания и массовых репрессий, 87 тысяч человек. Горы утонули в крови.
Однако восстание 1959 года на самом деле было кульминацией долгого сопротивления Тибета. Повстанческая армия под командованием Гомпо Таши в течение девяти лет не прекращала нападений на оккупационные войска, и уже к 1957 году ситуация вышла из-под контроля не только Далай-ламы, но и политкомиссара (главы временной администрации Китая) генерала Тань Куань-Сэня. Хотя буддизм ведет к смягчению нравов, исторически тибетцы были весьма воинственным горским народом, неоднократно нападавшим на ханьцев, а в VIII веке захватившим Пекин.
Советская историография либо крайне скупо упоминала о тибетском вопросе, либо рассматривала тамошние события исключительно через призму подрывной деятельности Запада. Оно и понятно: несмотря на острые разногласия с китайскими ревизионистами, оба государства были империями, и национальная политика велась примерно одинаковыми методами под флагом заботы о меньшинствах. Тем не менее советский взгляд на Тибет практически стал официальным российским, и корень проблемы видится в интригах Запада и подстрекательской роли Далай-ламы. Это при том, что в 1959 году он постоянно проповедовал теорию срединного пути, то есть возможности мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества двух народов, а 31 марта отправился в изгнание в надежде хоть как-то облегчить судьбу своего народа. А интриги Запада заключались в том, что несколько охранников его святейшества прошли подготовку в учебном центре ЦРУ. Кроме того, ЦРУ предоставило ему одного кадрового сотрудника с рацией.
В изгнание через Гималаи
В апреле 1959 года индийским пограничникам в Гималаях предстало жалкое зрелище: около 80 человек, изможденных трехнедельным переходом через хребты высочайшей на Земле горной системы. Они сопровождали тощего молодого человека в очках, крепко сжимавшего в руке буддийские четки и винтовку.
По пути в Индию Далай-лама остановился в деревне Лхуцзе-Дзонга, где дезавуировал соглашение с китайскими властями о сотрудничестве и объявил о создании тибетского правительства в изгнании.
На встречу с Далай-ламой в приграничный город Массури приехал премьер-министр Джавахарлал Неру. Как будто ощущая свою вину за договор с Китаем, Неру принял живейшее участие в делах беженцев и позаботился, чтобы ничто материальное не омрачало их жизнь. Так началась многолетняя эмиграция лауреата Нобелевской премии мира, почетного гражданина Канады, кавалера Золотой медали конгресса США и одного из самых известных людей в мире - Далай-ламы XIV.
31.03.2008 / ДМИТРИЙ БАЛЬБУРОВ www.gzt.ru