Небывалое унижение пришлось испытать в эти дни правительству Таиланда, беспомощному перед захватом оппозицией аэропортов страны. В результате свыше 300 тысяч туристов со всего света не могли вернуться домой. Ситуация разрядилась только в преддверии национального праздника - Дня рождения короля Пумипона Адульядета, когда премьер-министр Сомчай Вонгсават был отстранен от политической деятельности.
Самолеты возобновили свои рейсы, туристы стали разъезжаться по домам после неожиданно продлившихся отпусков, но говорить, что кризис позади, пока вряд ли кто осмелится. В "Стране улыбок", как принято называть Таиланд, возникло затишье, и есть серьезные опасения, что это - лишь пауза перед бурей.
Хотя туристы вздохнули с облегчением, случившееся на глазах у всего мира на самом деле могло вызвать шок: захват плохо организованной, невооруженной толпой главных воздушных ворот Таиланда поставил под сомнение способность его властей обеспечивать безопасность. Как отмечала газета "Бангкок пост", это может стать сигналом для террористов, последствия которого даже страшно предсказать.
На фоне того, что произошло в Таиланде, вряд ли стоит ожидать, что в стране вдруг появится сильное правительство, которое обеспечит стабильность. На следующей неделе, 8 декабря, после того, как народ отгуляет день рождения короля, парламент должен будет собраться на чрезвычайную сессию.
Депутаты будут выбирать нового премьера, он сформирует правительство, но оно вряд ли устроит оппозицию. У некоторых есть сомнения в том, что она вообще позволит собраться парламенту.
Несмотря на то, что 12 депутатам Конституционный суд Таиланда запретил заниматься политической деятельностью вместе с бывшим премьер-министром Сомчаем, возглавляющая правящую коалицию Партия народной власти и так получит 221 место в парламенте, что, по сути, ничего на политическом ландшафте страны не меняет.
Оппозиционное движение "Народный альянс за демократию", протестуя против засилья кланов в политике, выступает за создание "беспартийного" правительства из представителей всех слоев населения. В то же время в парламент, по замыслу оппозиции, должны войти 70% делегированных депутатов от разных слоев общества и только 30% выбранных депутатов.
Местные наблюдатели сравнили этот замысел с военным режимом в Мьянме, где 25% мест в парламенте, по новой конституции, с 2010 года будут зарезервированы за военными. Политическая нестабильность в Бирме, как ранее называлась эта страна, и привела там к господству военных в той или иной форме с 1962 года.
Таиланд, который все время служил образцом демократии и примером для развития соседней Мьянмы, теперь сам оказался перед угрозой нестабильности и, по некоторым оценкам, стоит перед лицом нового военного переворота. Нынешний премьер Сомчай как раз и пришел к власти после смещения его предшественника и дальнего родственника Таксина Чинавата во время путча в 2006 году.
Для того, чтобы замыслы оппозиции о "правительстве народного примирения" осуществились, существует единственный способ это сделать - приостановить действие конституции под предлогом необходимости выхода из кризиса выборной демократии, сложившегося в Таиланде. Для этого потребуются новые протесты, кризис может набирать новые обороты.
На угрозу нестабильности намекают и в российском МИД. Гражданам России, как отмечалось в сообщениях российского внешнеполитического ведомства, настоятельно и неоднократно рекомендовано воздержаться от поездок в Таиланд до полной нормализации обстановки.
Иван Захарченко, международный обозреватель
http://www.rian.ru