Правительство Украины заявило о намерении запретить полеты в страну ряда российских авиакомпаний. Предполагается, что проблемы с авиасообщением могут начаться с 25 октября - даты вступления в силу зимнего расписания, сообщает соб.корр. Travel.ru.
В решении правительства говорится о намерении запретить "в первую очередь полеты "Аэрофлота" и "Трансаэро"". Не вполне ясно, будут ли запрещены полеты иных перевозчиков, попавших ранее в санкционный список Украины.
Этот список, утвержденный в начале сентября, содержит, среди прочего, всех значимых российских авиаперевозчиков, за исключением UTair. Только UTair, имеющая дочернее предприятие на Украине, воздерживалась в последние полтора года от полетов в Крым. Санкционный список направлен против компаний, которые способствовали интеграции Крыма в Россию, в случае авиакомпаний - путем полетов туда. Напомним, что власти Украины (а также европейская диспетчерская служба Евроконтроль) официально запрещают любые полеты в Крым с марта 2014 года.
Хотя правительство Украины имело юридическое право принять подобное решение, его вряд ли можно считать продуманным и конструктивным. С немалой вероятностью оно создаст проблемы десяткам тысяч пассажиров, не имеющих никакого отношения к политическому конфликту между двумя странами. Оно также коснется многих тысяч пассажиров, вовсе не собиравшихся путешествовать между Россией и Украиной, а купивших пересадочные билеты в третьи страны (к примеру, Киев - Москва - Нью-Йорк или Москва - Киев - Париж). По всей видимости, украинские власти вообще не приняли в расчет интересы пассажиров и не вникали в принципы организации авиасообщения. Во всяком случае, в решении кабинета министров нет ни слова о защите прав пассажиров.
С некоторой натяжкой к таковому можно отнести только перенос на месяц вступления решения в силу. Это позволит авиавластям, перевозчикам и пассажирам найти в ряде случаев альтернативные решения. Не исключено, что число рейсов не попавших под санкции перевозчиков будет увеличено. Но возможен и худший вариант - взаимное раскручивание санкционной спирали.
На долю "Аэрофлота" и "Трансаэро" приходится большой объем перевозок между двумя странами (они летают из Москвы в Киев и Одессу). Очевидно, что пассажирам будет предложено сдать билеты (а в некоторых случаях, возможно, воспользоваться рейсами других авиакомпаний или лететь кружным путем через иные страны или аэропорты).
Это решение с очень большой вероятностью может спровоцировать ответные меры в виде запрета на полеты украинских перевозчиков в Россию. Фактически это коснется Ukraine International Airlines, обслуживающей линии в Москву, Санкт-Петербург и Калининград, а также летающей только в Москву Dniproavia. Это усугубит ситуацию с перевозками между двумя странами.
В случае, если ситуация будет развиваться по подобному неблагоприятному сценарию, это увеличит спрос на железнодорожные перевозки между Россией и Украиной, которые последний год находятся в глубоком кризисе. Помимо общего падения спроса на такие поездки ввиду конфликта между странами, негативное влияние оказали обвалы обеих валют - рубля и гривны. Международные тарифы выражены в швейцарских франках (который, в свою очередь, резко поднялся за последний год), в результате чего рублевые и гривневые цены подскочили в два и более раз.
Еще одним следствием может стать рост спроса на полеты между Россией и Украиной через третьи страны. Однако такой перелет будет недешевым.
Пассажирам, имеющим билеты любых авиакомпаний (кроме UTair), включающие сегмент прямого полета между Россией и Украиной с 25 октября, следует следить за ситуацией, а также заранее проверять статус своего рейса. Кроме того, имеет смысл держать в голове альтернативные варианты путешествия.
‹тыц›