Минтранс снимет ограничения на транзитные полеты иностранных авиакомпаний через аэропорт Владивостока. Это беспрецедентное для России решение в сфере авиационной политики - ранее иностранные авиакомпании могли летать в страну только с ограничениями, указанными в существующих межправительственных соглашениях, а промежуточную посадку на территории страны могли совершать только для дозаправки, высаживать пассажиров или выгружать грузы было запрещено.
Как пишет "Коммерсант", полеты "по пятой свободе воздуха" (всего в международном авиарегулировании есть семь уровней "свободы воздуха") означают, что авиакомпании получают возможности совершать во время транзитной остановки во Владивостоке любые операции, в том числе высаживать и брать на борт пассажиров.
Инициатором введения режима "открытого неба" стал гендиректор Международного аэропорта Шереметьево Михаил Василенко. Он отвечает за аэропорт Владивостока с 2008 года, когда президент Дмитрий Медведев своим указом передал Шереметьево контрольный пакет акций аэропорта для подготовки объекта к саммиту АТЭС в сентябре 2012 года.
Государство вложило в реконструкцию аэродромного комплекса, взлетно-посадочной полосы и места стоянок для самолетов 12 млрд рублей, еще около 6 млрд вложило само Шереметьево - в строительство пассажирского терминала. Кроме того, ОАО РЖД потратит на железнодорожную ветку для аэроэкспресса до аэропорта около 8 млрд руб. Окупить эти вложения можно, только создав во Владивостоке хаб для иностранных компаний, для чего нужно ввести режим "открытого неба".
Режим "открытого неба" позволит увеличить транзитный пассажиропоток на 1-5 млн пассажиров в год (за 2010 год аэропорт обслужил 1,2 млн пассажиров, занимает 13-е место в России по этому показателю). Расположенный в 600 км от Владивостока аэропорт Сеула, открыв небо, смог за десять лет увеличить пассажиропоток вдвое - с 18 млн до 36 млн пассажиров, а количество транзитных пассажиров - с 5 млн до 28 млн. О своем интересе полетов через Владивосток уже заявили "китайские, австралийские и американские авиакомпании.
Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак поясняет, что режим "открытого неба" с "пятой свободой воздуха" авиакомпании используют обычно как способ обхода ограничений двусторонних межправительственных соглашений по авиасообщению. Эти соглашения устанавливают, какие перевозчики, в какие города того или иного государства и с какой частотой могут летать из своей страны.
Так, перелет из Китая во Владивосток, а затем дальше в США окажется эквивалентен прямому рейсу, который по соглашению об авиасообщении между США и Китаем был бы запрещен. Фактически посадка во Владивостоке будет чисто технической, но аэропорт получит от этого доход, могут быть "подхвачены" по дороге и российские пассажиры.
Российские перевозчики восприняли решение Минтранса резко негативно, ссылаясь на то, что иностранные конкуренты не только получат дополнительные возможности, но и отберут часть существующего пассажиропотока российских перевозчиков.
Но чиновник Минтранса заверил, что в обмен на "открытое небо" российские авиавласти будут добиваться увеличения частот на прямые рейсы в соответствующие страны для отечественных компаний.
http://www.newsru.com