В среду в буддийских дацанах России начались трехдневные молебны Зула Хурала (тысячи лампад) - одного из главных праздников буддизма.
Праздник посвящен дню ухода в Нирвану основателя тибетской школы Гелугпа, реформатора и философа ламы Дже Цонкапы (1357 - 1419 годы).
"Миряне приносят в дацаны тысячи подношений Учителю, в основном это молоко, чай, сладости, масло для лампад. А с наступлением темноты внутри и вокруг храмов зажгут тысячи лампад, которые будут гореть до наступления рассвета, они символизируют свет Учения", - рассказали РИА "Новости" в центральном объединении российских буддистов - Буддийской традиционной сангхе России.
Глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев в поздравлении, направленном верующим отметил, что последователи традиции Зонхаве сравнивают Будду Шакьямуни с солнцем, а ламу Цонкапу с луной. "Эти два образа символизируют победу над невежеством, круглые сутки, днем и ночью", - сказал он.
"Мы радуемся этому великому событию в 594-й раз, со дня ухода ламы Цонкапы. Наши калмыцкие братья отмечают в этот день праздник встречи Нового года", - приводятся в сообщении его слова.
В честь праздника в Иволгинском дацане для верующих в четверг будет открыт доступ к нетленному телу Хамбо-ламы Даши Доржо Итигэлова. Двенадцатый иерарх российского буддизма умер в 1927 году. В 2002 году его саркофаг был изъят с места захоронения. Тело практически не подверглось тлению. Буддисты считают, что лама достиг постижения пустоты - великой реальности всех явлений. Нетленное тело Итигэлова стало одной из святынь буддизма, доступ для поклонения верующих к нему открывается несколько раз в год.
Основанная Цонкапой школа Гелука, к которой принадлежит большинство буддистов России, относится к буддизму Махаяны ("Большой колесницы"), ставящей во главу учения деятельность во благо всех живых существ.
Лама Цонкапа почитается в Тибете как второй Будда, а два его сочинения - "Ламрим" (посвященное общему пути Махаяны) и "Нагрим" (посвященное пути Тайной Мантры) - охватывают духовную практику буддизма во всем его объеме. Сам Цонкапа в конце жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.
Четыре главных деяния Цонкапы связаны с основанием школы Гелука:
- реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтреи (в буддийской мифологии - Будда грядущего мирового порядка как знак тысячелетнего существования новой школы);
- возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета;
- учреждение праздника Монлам чхенмо (15 чудес Будды, что способствовало единению народа и новой школы);
- строительство монастыря Галдан, или "земли Тушита", где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре магической диаграммы ‑ мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.
Школа Гелука стала наиболее влиятельной из всех школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва (тиб. - "победитель") и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.
С середины XVII века школа Гелука утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.
Главный ритуал, связанный с праздником Зула Хурал - это церемония подношения цог, которая означает подношение символического нектара. Тот, кто делает подношение, ничего не должен жалеть - ни еды, ни питья, ни денег, ни счастья, ни собственного тела. Буддисты верят, что подношения Буддам и Бодхисатвам помогают избавиться от омрачений, держащих людей в сансаре - от гнева, неведения и привязанности.
В этот день принято зажигать тысячу лампад (зула), которые освещают Путь буддиста, ведущей в Нирвану, тысячекратно подавляя невежество. Поэтому в каждой семье делаются лампадки из теста на каждого члена семьи, и отец семейства относит их в храм, где ставит на жертвенный столик.
С наступлением темноты духовенство в сопровождении народа, все с обнаженными головами, обходят вокруг храм, неся впереди икону с изображением Цонкапы. Во время процессии люди идут с зажженными факелами. Внутри и вокруг храма зажигаются тысячи лампад, которые горят до наступления рассвета. При приближении процессии к жертвенному столику на нем тоже зажигаются фитили лампадок. Монахи читают молитвы. Миряне гадают на зажженных зулах: пламя, его интенсивность и длительность горения указывают, каким будет для молящегося наступающий год. В ходе молитвы принесенная еда трансформируется в нектар, которым потом все угощаются. Лампадки из теста после догорания также съедаются.
Сохранился обычай и в доме ставить две лампадки. Одна делается в форме лодочки, в ней несколько фитилей - соответственно количеству членов семьи, причем каждый фитиль имеет разное количество составляющих травинок - их столько, сколько лет человеку плюс еще несколько. Вторая лампадка - обычной формы, фитиль в ней состоит из девяти травинок. Она ставится для всех домочадцев (по другой версии - для хозяйки дома). Число 9 - символ прибыли и богатства: скот считали не десятками, а именно девятками.
В день памяти Цонкапы в знак скорби принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста.
http://www.newsru.com/religy/27nov2013/sulahural.html