Является ли газета, которую вы читаете, реально существующей газетой, да и является ли она «предметом» вообще, или же это лишь «видимость» газеты? И далее, являетесь ли вы сами действительно собой, или это еще одна видимость? Такие вопросы мог бы задать вам не духовный провидец, мысленно витающий в иных мирах, но вполне материалистически настроенный ученый, основывающий свои умозаключения на фактах.
Сегодня ученые все чаще задаются вопросом, а существуют ли в действительности материя или факты сами по себе? Исследования на субатомном уровне показали - то, что мы в своей повседневной жизни склонны воспринимать как осязаемую материю – и газета, которую вы держите в руках, в том числе – на самом деле состоит практически из пустоты.
Все материальные объекты – блоха, слон, стаканчик с мороженым, гора Эверест – состоят не из отдельных частиц, подобных крохотным кирпичикам, но из непрерывной череды «элементарных актов», которые неотделимы от нашего осознания этих явлений.
С одной стороны можно говорить, что они «существуют», потому что мы воспринимаем их как существующие. Но с другой стороны можно задать вопрос: «А существуем ли мы сами иначе как посредством нашего собственного восприятия?».
Но если материя иллюзорна, или непрочна в основе своей, почему тогда ваша рука не проходит насквозь через видимость газеты, которую вы читаете? Или наоборот, почему газета не проходит насквозь через иллюзию вашей руки? Ученый ответит, что это происходит потому, что материя, хотя и не состоит из отдельных кирпичиков, не поддающихся уже дальнейшему дроблению, она, тем не менее, скреплена взаимодействием силовых полей, или «взаимозависимостью» между «элементарными актами», из которых складывается история жизни вселенной.
Все это начинает напоминать скорее метафизику, чем физику. В особенности буддийскую метафизику, которая оперирует такими понятиями как сансара, иллюзорность, мир, построенный на принципе полной взаимозависимости, неотъемлемой частью которого являемся мы сами. (Эта газета является газетой, потому что вы читатель, а вы в свою очередь читатель, потому это газета). Взаимозависимость всех явлений лежит в основе буддистского принципа универсального сострадания.
Если любой феномен – песчинка, галактика, Салман Хан, антилопа гну – является неотъемлемой частью причудливого взаимодействия видимостей, то стремление причинить вред другому существу не просто противоречит морали, но абсолютно нерационально с логической точки зрения. Это все равно, что пытаться нанести вред себе самому.
Провидец назовет это взаимозависимостью всех явлений. Ученый скажет вам о принципе неопределенности Гейзенберга, согласно которому, пытаясь получить информацию об объекте, мы тем самым изменяем сам объект наблюдения.
Поэт, привыкший иметь дело с метафорами, скорее всего, опишет это как взаимопроникновение сознаний. Метафора это способ связать внешне несходные явления. «Сравню ли с летним днем тебя?». Метафора это мост, силовое поле, соединяющее два или более несопоставимых явления: любимый человек, тепло и сияние солнечного света. Задача поэта найти такие связующие звенья. Не случайно Октавио Пас писал, что поэма подобна вселенной, «реальной» как та, что окружает нас.
Так является ли газета, которую вы читаете «реальной» или же это лишь иллюзия?
Ученый, провидец и поэт дадут вам три разных ответа, которые суть один. Как едины поэт, провидец и ученый. И эта газета, и мы с вами.
Автор: Jug Suraiya - писатель, автор карикатур и комиксов, постоянный ведущий рубрики в газете India Times.
Перевод: Наталья Иноземцева