Как только в России наступает зима, тысячи наших людей устремляются в индийский штат Гоа. Впереди их ждут отдых, вино, свобода. Сказать что Гоа – рай на земле, было бы преувеличением. Рай – это все-таки 5 звездочек, а Гоа тянет на 2-3, и то в сезон. Гоа скорее рай для бедных, а именно к этой категории населения я себя и отношу.
Гоа привлекает не только своими пляжами и ресторанами. Прежде всего, это настоящая Маленькая Страна, где расстояния до смешного малы и все достопримечательности можно посмотреть за один-два дня. Но дело даже не в размерах, потому что Гоа – это Волшебная Маленькая страна, и поэтому там всегда светло и ясно. Если солнце в какие-либо дни и заходит за облака, то это воспринимается как праздник, смена декораций. В остальное время солнце не покидает своего поста в небе и потихоньку поджаривает всех и вся, как честный повар.
Гоа даёт подзаработать половине Индии. Сюда приезжают зарабатывать деньги жители Кашмира, Карнатаки, Махараштры, Раджастана и даже далёкого горного Ладака. Все вместе они составляют друг для друга ужасную конкуренцию. Бывают такие недели, когда по 6-8 дней у владельцев маленьких ювелирных магазинчиков нет ни одного покупателя. «Ну ничего, - утешает себя один знакомый ювелир. – Это же не овощная лавочка. Вот завтра придет какой-нибудь жирненький клиент, и я сделаю на нем 500 долларов!»
Кстати, держать магазин в Гоа – занятие не для слабонервных. Конкуренция очень большая, клиентов мало, да и те капризные и очень разборчивые. Поэтому вести бизнес можно только с Божьей помощью. Однажды я заметила у одного мусульманского бизнесмена черную отметину на лбу и спросила, что это такое. Он сказал, что молится пять раз в день, и не просто молится, а бьется об пол лбом. Это помогает. Чем лавочник физически более привлекателен и любезен, тем легче ему найти клиента. Он должен уметь делать комплименты и всячески облизывать клиентов. Например, шестидесятилетней покупательнице можно сказать, что она выглядит на 35 лет, а то и на все тридцать. Естественно, если вам сорок, то для индусов вы будете выглядеть на 25, и еще вам наплетут, что вы не меньше чем мисс Россия. Что поделаешь, им надо как-то выживать... Они открывают свои лавочки в 9 утра, а закрывают в 11 вечера, при этом пляж и прогулки не входят в распорядок их жизни. Все это подтверждает, что индусы – не только младенческая, но и глубоко старческая нация одновременно. Они живут как старички, без путешествий, приключений и даже без элементарного любопытства молодости. Их мир – это маленькая лавочка, а главная мечта жизни – постепенно превратить ее в большой магазин. Все разговоры и интересы не выходят за пределы их маленького мирка, в который они входят в молодости, а покидают глубокими стариками. Это не касается только религии, которая делит первое место в сердцах индусов с его семьёй и его бизнесом.
Покинуть свой боевой пост в лавочке и пойти проводить девушку – это немыслимое преступление для индуса, почти как политическое дело при Сталине. Также местные ухажёры десять раз подумают, стоит ли связываться с молодой и красивой девушкой, если она не богата и на неё придётся тратить время и деньги. Выкурить хозяина из его лавочки можно только под страхом смерти, да и то не всегда. Индусы не склонны растекаться по этому миру. В древности даже выехать за пределы Индии считалось грехом, поэтому дни не создали свой флот, чтобы вывозить свои товары в другие части света. Не они поплыли в Европу, а к ним приплыли сначала португальцы, потом голландцы, а потом англичане. Военная и торговая экспансии не были свойственны Индии как женской нации, ведь пуститься в открытое море на свой страх и риск могут только настоящие мужчины. Зато вертикальная дорога, дорога молитв и медитаций, была открыта для индусов всегда. Они могли путешествовать по ней, не выходя из своей лавочки. Весь мир для него – это вид, открывающийся с порога его лавочки, или из окна его такси.
Однажды я давала уроки русского языка одному местному бизнесмену. Больше всего его интересовало, что значит «пошли» и «давай». С интересом для себя я обнаружила, что «давай» одновременно означает и «Let», и «give», в зависимости от контекста. Иногда он задавал интересные вопросы о России, например, какие в России деньги. Он был уверен, что американские доллары. О существовании рубля он знал столько же, сколько гитлеровцы о подпольной деятельности Штирлица. Рейтинг же вопросов россиян об Индии возглавлял полу-вопрос полу-восклицание: «А что, они мусор совсем не убирают?» На это я обычно отвечала, что Индия – это большая деревня, а в деревне кто вывозит мусор? Обычно его сжигают на огородах, но иногда все-таки приезжает смешная машинка под названием ССР и вывозит то, что не сгорело. К тому же в Индии мусор быстро саморазлагается, так что ничего страшного в его изобилии нет. В отличие от российского мусора он не пахнет, так как солнце проделывает с ним почти то же самое, что и огонь.
Все же нечто страшное и даже ужасное в этих мусорных кучах было. Однажды, наводя на душу леденящий ужас, из едва прикрытой кустами помойки на дорогу вышел настоящий мезозойский ящер. Дело было ночью, и на дороге были только мы двое, ящер и я. С грацией доисторического чудовища ящер забрался на середину шоссе и внимательно посмотрел на меня. Этот зловещий монстр был полтора метра в длину и впечатлял.
Сразу же вспомнился комодский дракон из передач «Энимал пленет» с его ядовитой слюной и острыми зубами. Если такой укусит, то жертва обязательно умрет, но перед смертью помучается. Поразив меня самим фактом своего существования в Гоа, ящер неторопливо развернулся и побрел назад к кустам. «Вот тебе и Гоа, - подумала я. – Чем не парк Юрского периода?» Так что на вопрос туристов, почему не вывозят мусор, я теперь буду отвечать, потому что его доедают ящеры.
Мои туристы при заезде в лес всегда спрашивали, есть ли здесь змеи, а при виде реки всегда интересовались, есть ли в ней крокодилы. Но что такое змеи и крокодилы по сравнению с ящерами! Ящер или дракон – это какая-то неземная эстетика, нездешнее существо, вещь в себе. Его невозможно приручить, так как у рептилий нет высших эмоций. Это какое-то холодное совершенство, попавшее на Землю с другой планеты. Последних настоящих драконов убили рыцари, а их уменьшенные копии до сих пор бродят по земле, в том числе и по гоанской.
Еще один мучительный вопрос возникал у россиян во время передвижения по дорогам. Они спрашивали, есть ли в Индии вообще правила дорожного движения. Ответить отрицательно означало бы крайне перепугать наших туристов, а положительному ответу все равно бы никто не поверил. Аварии мы видели практически каждый день. Дороги в Индии очень узкие и строились в ту пору, когда по ним в час проезжало три автомобиля. Теперь количество машин возросло в десятки раз. Водители здесь в большинстве своем самоучки, а светофоров и дорожных инспекторов я почти не встречала. Существует только одно правило: если во время слепого обгона на тебя кто-то несется, затормози и вернись в исходную точку. О тротуарах на дорогах вообще не позаботились: к чему такие роскоши! Индусы не графья, по краешку шоссе пройдут, авось их никто не задавит. Почему нет тротуаров – это заключительный вопрос о быте, после которого начинаются вопросы о нравах местного населения и о значении точек на индийском лбу. Русских туристов также интересовало, много ли в Индии гомосексуалистов, так как здесь многие парни ходят в обнимку или держатся за руки. В восточных странах вообще люди гораздо ближе друг к другу, поэтому касаниями они выражают свою любовь и дружбу, а отнюдь не сексуальность. Впрочем, есть еще один интересный вопрос, почему можно отравиться креветками. Он вплотную связан с вопросом, почему так часто отключается электричество. Вы уже догадались, что когда отключается электричество, все что в холодильнике начинает портиться, и первыми портятся креветки. Но их не выбрасывают. А почему так часто портится электричество, это вопрос без ответа, что-то типа слов из песни: «Почему так путаются мысли, почему так часто меркнет свет?» Вот и приходится по вечерам брести по тёмным индийским дорогам без тротуаров, отвечая на все вопросы только одним знаменитым выражением: «Incredible India»...(Непостижимая Индия)
Еще одна достопримечательность Гоа – слоны. Видя голову слона, я всегда поражалась размерам его мозга. При таком огромном мозге слон все же не мыслит и остается животным. Человек же при значительно меньших размерах мозга мыслит и созидает. Значит, мыслит не мозг, а душа, невидимая глазу нематериальная субстанция, которая и делает нас разумными. В маленьких глазах слона отражается добродушие, бесхитростность и покорность судьбе. За все прошедшие тысячелетия слон не изменился, а вот человек изменился. Только в какую сторону?.. Слон работает за одну кормежку, а приносит владельцам большую прибыль. В древние времена слоны служили в армии, но с изобретением огнестрельного оружия они стали бесполезны. Сейчас слоны и катают, и купают туристов, и стоит это удовольствие 500-600 рупий (примерно 10 долларов). Говорят, такого же размера пенсии в Гоа. Так что если пенсионер прокатится на слоне, ему останется только умереть с голоду. К тому же пенсию получают далеко не все, а только те, кто не менее 40 лет проработал на государство. Большинство стариков находится на попечении детей. В то время как в России большинство пенсионеров проводят время в хождении по тем или иным инстанциям, в Индии стариков и старух на улицах почти не видно. Повсюду одна молодежь, а пожилые люди сидят дома и не требуют к себе внимания государства. В России же и в других развитых странах постарение населения бросается в глаза вместе с активностью пожилого возраста. В Индии же вообще создается впечатление, что все население молодо и энергично. В бизнесе до самой смерти остаются только те, кому покинуть свой магазин так же тяжело, как заслуженному артисту покинуть сцену. Возможно, они считают себя такими же незаменимыми, какими были бессменные руководители коммунистических партий, которые выбывали со своего поста только в связи со смертью. Ведь если Брежнев мог до глубокой старости трясти костями на посту руководителя государства, то почему бы какой-нибудь гоанской старушке не взвешивать овощи на базаре до тех пор, пока ее не вынесут оттуда вперед ногами?
Что касается общественного транспорта в Гоа, то работает он великолепно. Каждые десять минут от автобусной станции в Панаджи, столицы Гоа, отъезжают автобусы в любом направлении. Тащатся они медленно, но зато верно. Лишь один раз на моей памяти автобус задержался более десяти минут, и вокруг него собралась целая толпа гоанцев. Автобус брали штурмом: мужчины так рвались к дверям, как будто за ними их ждало спасение души, женщины плелись в хвосте. Мне удалось протиснуться между мужчинами и даже занять место на сидении. Неожиданно прямо надо мной оказалась маленькая сухая старушка. Встать с места было уже не возможно из-за давки, пришлось удочерить старушку и посадить ее на колени. Она почти ничего не весила, совсем как ребенок, зато всю дорогу лепетала слова благодарности. Она что-то щебетала беззубым ротиком по-гоански, то есть на языке конкани, но ни одного слова я понять не смогла. Когда народ рассосался, старушка спорхнула с моих колен как птичка. Другим старушкам везет меньше: ни мужчины, ни женщины им места не уступают, хотя вообще к старшим относятся уважительно. Но на своё счастье, старушки в основном сидят дома, поскольку в старости им не надо скитаться по учреждениям и пенсионным фондам: пенсии платят не всем.