Это странный город. Население в полтора миллиона, а никто толком о нем не знает. Имена соседей - Красноярска и Новосибирска - гремят на всю страну, а что такое Омск - непонятно. То есть, известно, конечно, что город такой в природе есть, но что в нем происходит и что в нем такого особенного - не ясно.
Лично я до виртуального (а потом и до реального) знакомства с Константином об Омске знала только одно - там училась на парикмахера одна из моих университетских подруг, и, видимо, училась хорошо, потому что сейчас она владеет одним из парикмахерских салонов Ижевска. Но речь не о ней.
Омск разделил судьбу многих советских так называемых закрытых городов, к каким относился и Ижевск. Но население того же Ижевска в половину меньшее, чем в Омске. Это ж надо так спрятать полтора миллиона, чтоб никто ни сном, ни духом! Омску, как и Ижевску, было уготовано стать заводским городом. Только у Ижевска - оборонка, а у Омска - нефтепереработка. Костя рассказал, что якобы в советские времена омскому главе было предложено - строить у себя академгородок или завод. Градоначальник тогда сказал, мол, мне лучше подавай рабочий класс. Таким образом, научная элита обосновалась в Новосибирске, а Омск стал городом заводчан. Это я к тому, как судьбы городов и миллионов живущих в них людей порой зависят от слов одного человека.
Что представляет собой город Омск? Ну, город как город. Ничего особенного. И ничего общего с трансцендентно звучащим названием. Наверное, таких городов в России - большинство. Как бы сказал Константин, “серый город, серые люди”. Идеальные условия для внутренней эмиграции. В этом Омск схож с Ижевском - в наличии своей потусторонней сущности. Вот, скажем, Москва - и то, что на ее поверхности, и то, что как бы скрыто - одинаково будоражит ум и чувства. Иду ли я по Тверской, или нахожусь на шаманской мистерии в квартире художника Германа Виноградова - и то, и другое одинаково сильно впечатляет. Но такие города как Омск действуют иначе. Внешне они неинтересны. Но если знать и видеть “прорехи” в пространстве, то можно попасть в “зазеркалье”.
Итак...
Зачарованный сад диких яблонь в нормальном, не-зазеркальном мире носит название Ачаирский монастырь. Но нас интересует не монастырский новострой, а то, что его окружает - сад, где растут дикие яблони, березовая роща и горячий источник. Там душевно и по настроению пространство наиболее близко к тому, что мы, помешанные на Индостане, ожидаем от трансцендентно звучащего названия города ОМска. Яблоки-дички, хоть жутко кислые и вяжущие, обладают полноценным вкусом. С морозами они становятся мягкими и их можно уплетать. Прогулка по яблочному саду успокаивает ум и радует глаз (проверено на себе). Прохаживаясь в тени берез, мы, отчего-то, разговаривали о Вриндаване. И еще купались в чудотворном источнике. Вода здесь, я бы не сказала, что горячая (было с чем сравнивать - с реально горячими ваннами в Гималаях и на Байкале), скорее, тепленькая, но мягкая и действительно творящая легкость в теле. И это при всем при том, что раньше, во время войны (Костя, поправь, может, я путаю со временем), на этом месте был концлагерь, предназначенный исключительно для уничтожения людей. Как может быть такое, что место, раньше бывшее средоточием насилия и смерти, теперь излучает умиротворение?
“Шар” или памятник, посвященный основанию Омска. Тот самый, который меня потряс. Но в каком смысле? Я была просто возмущена тем, как можно надругаться над такой совершенной, такой завораживающей формой как шар. Шар этот достаточно объемен. На его поверхности вырезаны углубления. Но ладно бы только это. В эти ниши очень неаккуратно вмонтированы какие-то листы с, так сказать, живописью, на которых изображены... ну, это уже не так важно. Щас объясню. Вот примерно так нерадивый студент худграфа малюет в последнюю ночь перед просмотром - ни хрена уже не соображая, лишь бы наутро что-то болталось рядом с его именем на стене в аудитории. И как правило, после тех самых “пяти минут позора”, ему хочется затолкать “шедевры” минувшей ночи в мусорную корзину. Что же двигало людьми, которые “облагородили” таким образом часть городского пространства, в котором живут люди? Мы с Муни давай тут же (ну, разумеется, по излюбленной интеллигентской привычке в уме обустраивать Россию) прикидывать, вот как было бы здрово, если бы вместо мазни здесь были витражи и шар бы переливался огнями, и из-под него текла бы вода, и вообще он сам бы перекатывался в этой воде - так сказать, подарок красноярского мэра городу Омску... и тэдэ и тэпэ. Но, так уж получилось, что совершенная форма теперь оказалась в руках неких сил зла, которые хотят погрузить город в пучину безобразия.
Врубель. Еще одна дверь в омское “зазеркалье”. Точнее, даже не дверь, а мемориальная доска на обшарпанной стене, кажется, Союза художников (Костя, так?). Оказывается, Омск - город, где родился Врубель! Самый мистичный из всех русских художников. На мой взгляд, Рерих - художник-мистик (как его обычно называют), не идет ни в какое сравнение со Врубелем, который расплатился собственным умом за право всматриваться в потусторонний мир.
Белый камень с именем Рериха. Он находится у Музея изобразительных искусств (моя дырявая память! Опять прошу Константина, чтобы поправил, если что не так). Считается, что Николай Рерих (на мой, опять же, скромный взгляд, - Рерих оказался более выдающимся именно как путешественник, нежели как художник или духовный деятель) начал свое путешествие через Алтай к Гималаям именно из Омска. Любопытно, что мы набрели на это место, особенно учитывая тот факт, что нам в этом году посчастливилось побывать в Нагаре, где Рерих нашел свое прибежище и где завершился его жизненный путь. То есть, именно отсюда (копать, наверное, следует под камнем) и начинается путь в другие миры.
Зазеркальный Омск открылся нам в сумерках и с позволения одной из обитательниц этого призрачного мира - Костиной знакомой Ларисы. В центре города, за музыкальным театром, формой своей напоминающим трамплин, стоит старый дом, спрятанный во мраке за деревьями. Я узнаю эту атмосферу. Одна моя подруга тоже жила в подобном доме посреди Ижевска. В таких домах пропадает ощущение времени и очень уютно. Двери этих домов - это двери между двумя мирами. Мы пробыли в гостях у Ларисы не больше 15 минут, но когда вышли на улицу возникло чувство, что все изменилось. Омск уже представлялся пространством с тайными лазейками в другие... измерения, что ли. На фотографии, где мы отражаемся в старом зеркале, Лариса держит в руках старинные увесистые ключи. Ведь старо как мир - Буратино и Золотой ключик, поиски Шамбалы и все такое... Только где та потайная дверь?