17 мая этого года начался месяц Пурушоттам, 13-й месяц по индийскому календарю, который случается раз в три года. Некоторые считают этот месяц бесполезным, так как никаких кармических предписаний для него нет, следовательно, он "пустой", в течение него нельзя заработать хорошую карму. Но вайшнавы почитают месяц Пурушоттам как подаренный месяц, когда можно все силы и время отдать медитации и поклонению Шри Кришне, который известен еще под именем Пурушоттам, то есть Наслаждающийся. Именно в течение этого месяца во Вриндаване, где Кришна провел свое детство, устраивается большое число ритуально-театральных представлений Раса-лилы, когда переодетые богами дети поют и танцуют, и все приходят на это посмотреть, вплоть до почтенных вриндаванских бабаджи, всю свою жизнь медитирующих на Кришну.
Мы с Муни тоже надеемся попасть во Вриндаван в Пурушоттам, который продлится до 15 июня, и окунуться в атмосферу воспевания имени Кришны.
Месяц Пурушоттам как нельзя более подходящ для духовной практики воспевания имени Господа Хари.
Вот выдержка из дневника Максима Мейстера про месяц Пурушоттам (запись относится к дате предыдущего Пурушоттама):
"Вчера начался месяц Пурушоттам... Это очень важное событие для вайшнавов. Пурушоттам еще называют адхимас, дополнительным месяцем, который появляется в календаре только раз в три года. И этот год становится особенным. И не только потому, что в нем становится 13 месяцев... (речь идет о лунному календаре). Бхактивинод Тхакур так раскрывает нам славу и смысл Пурушоттама:
Ведийские Писания ариев делятся на две части: Смарта и Парамартха. Те, кто по своему адхикару заслуживают следовать Писаниям смарт, естественным образом привлекаются именно этим разделом Вед. Образ мышления, убеждения, деятельность и представления о цели жизни даются человеку в соответствии с его естественными наклонностями (ручи). Смарты питают большую веру в те Писания, которые отвечают их наклонностям. Из-за того, что адхикара к Парамартха-Шастре у них нет, вера в эти Писания у них отсутствует. Такое деление создано Богом, а это значит, что можно не сомневаться — за ним стоит глубокий и мудрый смысл. Смысл, насколько мы только можем понять, заключается в том, что джива, неуклонно держась своего адхикара, сможет постепенно подняться выше. Отступление от своего адхикара влечет за собой падение. В результате своей деятельности человек приобретает адхикар двух видов: кармадхикар и Бхактйадхикар. Путь смарт является для человека благом, покуда его адхикар указывает на карму. Когда, перешагнув через кармадхикар, человек вступает в Бхактйадхикар, у него рождается естественное влечение к пути высшего обретения (парамартхик патх). С этой целью Господь сотворил две Шастры: Смарта и Парамартха.
В своем стремлении укрепить веру людей в карму Смарта-Шастра дает множество правил и предписаний. Более того, для того, чтобы пробудить твердую веру в эти правила и предписания, во многих местах Смарта Шастра игнорирует Парамартха-Шастру. В действительности, Шастра едина, но для людей она являет себя двояко. Дживе не достичь блага, если она не будет убежденно держаться своего адхикара. Поэтому можно видеть, что Писание делится на Смарта- и Парамартха-Шастры.
Разбив год на двенадцать частей, Смарта-Шастра распределила все виды благочестивой кармы между двенадцатью месяцами года. Из-за того, что вся карма, предписанная варнам и ашрамам, оказалась расписанной по двенадцати месяцам, "адхимас" — дополнительный месяц — остался без кармы. Никакой праведной кармы в адхимас нет. Для того, чтобы сохранить совпадение между лунными и солнечными месяцами, через каждые 32 месяца необходимо включать дополнительный месяц. Смарты чураются адхимаса, называя его "мала-масом" — скверным месяцем. С презрением они награждают адхимас такими именами, как "малимлуча", "малинмас" и т.п.
Но преосвященная Парамартха-Шастра ставит адхимас превыше всех остальных в отношении вечной духовной деятельности. Жизнь скоротечна. Ни одно мгновение жизни не должно быть потрачено впустую. Дело дживы — жить непрерывным служением Хари. Пусть и тот добавочный месяц, который появляется каждые три года, будет еще одной возможностью отдаться Хари-Бхаджане — таково внутреннее намерение Парамартха-Шастры. А поскольку карми посчитали этот месяц лишенным всякой праведной кармы, Парамартха-Шастра объявила это время особенно благоприятным для Хари-Бхаджаны. Парамартха-Шастра говорит: "Джива! Почему тебе неохота совершать Хари-Бхаджану в адхимас? Этот месяц поставлен Господом Голоки превыше всех остальных. Он лучше даже таких благодатных месяцев, как Картика, Магх и Вайшакха. В этот месяц возноси арчану Шри Шри Радхе-Кришне по особым правилам поклонения. Ты обретешь все."
Полностью статью не привожу. Кому надо, найдут. Я помню, как пытался что-то делать на Пурушоттам в 2001 году. Это был для меня самый насыщенный в духовном отношении год. Как объясняют ачарьи, любая духовная деятельность, совершенная в Пурушоттам, неимоверно усиливается, тогда как кармическая не приносит никаких плодов. В 2001 году я даже прекратил на месяц занятия бизнесом, над чем кто-то из друзей, помню, потешался..."
http://gopal.narod.ru/dnevnik/2004-07-18.htm
Джай Шри Кришна!