В гости ходить хорошо и приятно. Ездить в гости тоже хорошо и приятно. Вот мы и поехали одним солнечным днем в гости к CarlaMaxa в деревню под названием Карджан. Слово «кар-джан» можно перевести с кулльского (древний язык долины Куллу) как «уважаемый ворона». История умалчивает, почему именно «ворона» и почему именно «уважаемый», но с незапамятных времен здесь живут гордые карджанцы, которые тем не менее весьма гостеприимны... Ой, простите, это наверное Дима Гайдук часто в гости стал заходить, вот и пробило на сказочную волну. Вру я все: и про древний кулльский язык, и про гордый и уважаемый птица ворона, но про гостеприимство – чистая правда.
Почему-то у нас нет фотографий непосредственно из Карджана, но вы уж поверьте мне на слово. CarlaMaxa оказалась двумя симпатичными молодыми людьми – Ксюшей и Максом. Они снимают домик у тибетской семьи, у которой есть еще много разных домов. С тибетской семьей у нас состоялся интересный разговор за кружкой масала-чая. Мы узнали про отличие школ Нигмапа и Гелукпа, про нелегкую жизнь тибетцев в Тибете, про демонстрацию тибетцев в Дели против Олимпийских игр в Китае, ну и вообще познакомились. Ужин у Ксюши и Макса состоял из традиционных индийских блюд (рис, сабджи, чапати) и традиционно русской душевной посиделки «на кухне» за разговорами о том, о сем.
С утра, позавтракав овсянкой, мы все вместе двинулись (уже пешком) в гости еще к одному нашему знакомому, к менеджеру нашего «Машрум гестхауза» Даве. Работает он, получается, в Васиште, но иногда проводит время в кругу семьи в своей деревне под названием Харипур (пешком от Карджана километра 2-3). Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро! Ура! И вот мы уже в большом, уютном и светлом доме Давы пьем яблочный сок и едим пирог из цампы. Семья Давы переехала сюда, в Куллу, из долины Лахол. Они буддисты. Во дворе стоит большая ослепительно белая ступа, в доме – буддистский алтарь и старые фотографии прадедов Давы. Дом охраняет «грозный пес» Чику. Он еще маленький (4 месяца) и смешной, но ведет себя как будто большой – лает, охраняет.
Мы захотели посмотреть деревню и окрестности, и Дава провел нам экскурсию по местным достопримечательностям. Мы незаметно покидаем пределы Харипура и так же незаметно входим в соседнюю деревню под названием Дашала. Мы идем по улочке, сплошь обставленной старыми домами, столь характерными для долины Куллу – резные-расписные полудеревянные-полукаменные, внизу коровник, вверху живут люди. У одного дома останавливаемся как вкопанные: заросли конопли просто поражают своими масштабами. Тут же – старый мотоцикл, настолько старый, что уже слился с окружающим пейзажем, вернее, окружающая трава проросла сквозь него и сделала его своим. И вдруг – бац – храм 10 века, каменный, симпатичный. Храм Гауришанкар, посвященный Шиве, стоит у кромки леса, и нам уже не терпится прогуляться лесной тропой. Идем, дышим, любуемся бабочками, дивимся на водяные мельницы, в своих маленьких темных недрах неустанно перемалывающих пшеницу.
Выходим к реке, которая так и называется – Харипур. Через реку перекинут мостик и видно как тропа на том берегу уходит куда-то в загадочный верх. «Куда ведет?» - спрашиваем Даву. Оказывается, в другую деревню под названием Сойл. Хотим в Сойл!
Мы малость запыхались, пока поднимались вверх по горной тропе в деревню Сойл, поэтому площадка наверху, куда мы в итоге пришли, была как нельзя кстати. Мы так поняли, что это центр досуга местных деревенских. С нее открывается замечательный вид на долину. Кроме того, там есть древнее святилище, где поклоняются мудрецу Джамадагни, одному из семи почитаемых мудрецов, среди которых и наш Гуру Васишт. В святилище зайти нельзя никому, кроме пуджари (типа индийского священника). Джамадагни поклоняются еще в небезызвестной Малане, где установлен большой храм.
За святилищем мы узрели тоже своего рода священнодействие – там гнали самогон! И вот уж не ожидали мы увидеть здесь, в удаленном месте, мороженщика. Ему удалось сделать непло*** кассу на нас, туристах, и на местной молодежи – день был жаркий. Подсуетился парень, не поленился залезть с ящиком на гору, - в поисках покупателей хоть на край света.
По дороге обратно через деревню Дашала встретили необычайно приветливого вида бабушку. Улыбка до ушей, машет рукой, говорит «Хело, хело!». Я сначала подумала – издевается. Но Дава сказал, что она уже так давно не выходит из своей деревни, что радуется каждому новому человеку. Бабушка эта, не иначе, махала рукой еще Николаю Рериху, когда тот, бывало, прогуливался по окрестностям.
Кстати, о Рерихе. Решили мы с Муни после этой прогулки проехаться в Нагар, но не для того, чтобы с Рерихом повидаться (прошлого раза хватило), а чтоб с Кришной увидеться. В храме Кришны оказались часам к 4 вечера. Решили побывать на вечерней пудже и переночевать здесь. Сняли комнату в доме подле храма, и весь вечер провели в храмовом дворике, откуда открывается вид на долину Куллу и реку Бьяс. Дедушка-пуджари угощал нас фруктами с Кришниного алтаря. А мы смотрели на Кришну, и Кришна смотрел на нас. Незаметно опустилась ночь, и мы отправились спать. По дороге мы увидели кошку, ну а Муни хлебом не корми, - дай кошек потискать. Особенно когда они так редки здесь, в Индии.
Наутро, повидавшись, опять же, с Кришной, поехали домой. Дедушка-пуджари опять одарил божественными грушами (в смысле – прасадом от Кришны). Вот так мы и съездили в гости.