Сегодня Шива Ратри – Ночь Шивы, большой праздник индуистского календаря. Сейчас полдвенадцатого ночи, но улица полна звуков, хотя обычно в это время здесь, в Удайпуре, уже тишь да гладь. Где-то в храмах поют бхаджаны, раджастанские бабушки все никак не угомонятся – болтают и болтают, рикши и всякие мотосредства помельче снуют туда-сюда. Шиваитские храмы и храмики украшены светящимися гирляндами. Но в целом все довольно спокойно.
Днем мы с Муни ходили поклониться Шиве в храм Эклингаджи, что в деревне Кайласпури в 22 км к северу от Удайпура. Большую часть пути проделали на автобусе (10 рупий с человека), остальные пару километров прошли пешком вместе с паломниками. Некоторые паломники шли пешком аж с Удайпура и окрестных деревень, как и полагается настоящим паломникам. Помимо нас в толпе был замечен еще пяток иностранцев, то ли из любопытства, то ли из почтения к синекожему богу на белом быке решивших отправиться в храм Эклингаджи во время праздника.
Храм Шри Эклингаджи, как говорят, был построен где-то в 15 веке. Это даже не один храм, а целый комплекс храмов и храмиков, обнесенный стеной. Само божество представляет собой лингу из черного мрамора с четырьмя лицами. Мужчин и женщин, пришедших на даршан (свидание с богом), разделили на две очереди, которые подходили к линге с разных сторон. Паломники принесли дары – кокосы, маленькие сахарные шарики, благовония и цветочные гирлянды. Сзади меня в очереди стояла группка женщин в полном обмундировании раджастанских деревенских жительниц. А именно – блузки на них были точь в точь такими, какие мы часто видим в индийских краеведческих музеях, но не часто в реальной жизни, - типа бюстгалтеров маленьких, каких-то даже кукольных размеров. Браслеты покрывали не только руки от запястий до локтей, но и предплечья – полностью покрывая их до самых плеч. Волосы были украшены какими-то серебряными цепочками, а наверху лба каждой из этих женщин красовались золотые «шишки». В носах - огромные золотые кольца. Я не взглянула на ноги этих женщин, но уверена, что каждая лодыжка была заключена в массивный серебряный браслет, а может быть, и не один. В общем, весь их вид говорил о полной традиционности и древней племенной культуре. Их лица не отличались благородностью черт, зато весь облик был очень экзотичным. Даже здесь, в Раджастане, такое встретишь не часто. Женщины похихикивали и запросто по-деревенски толкали меня в спину, мол, тоже на даршан к Шиве идешь, чужеземка? Впрочем, все это было проделано очень дружелюбно.
Я тоже предложила Шиве кокос и гирлянду. Атмосфера в храме чистая, спокойная. Несмотря на то, что в этот день посетителей в храме было много, не было никакой толкотни и суеты. Само место располагает к умиротворению – вокруг храма находятся удивительной формы холмы и поблизости есть несколько озер. Помимо основного комплекса храма Шри Эклингаджи здесь стоят еще несколько старых храмов. Один из них датируется 10 веком.
Фотографировать внутри комплекса Шри Эклингаджи запрещено, так что мы взобрались на ближайший холм и сделали кадр сверху. А на холме росли разухабистые кактусы с красноватыми микро-цветочками. Коровы гуляли среди скал, отыскивая себе там какое-то пропитание. И послеполуденное раджастанское солнце жарило и сушило землю, богатую на разные минералы и мрамор, который тут валяется кусками.
Вечером, уже в Удайпуре, мы стояли на крыше, любуясь видом озера Пичола. В храмах звонили в колокола и били в барабаны, звучало «Ом Намах Шивайя», - люди чествовали своего бога. Праздник потихоньку подходил к концу, но во всем воздухе было разлито такое светлое и радостное чувство.