Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Мертвый Журнал › Индийская живопись

Карма 1
7.09.2006
ШКОЛА ЖИВОПИСИ ПАХАРИ

Индийская живопись делится на несколько групп и периодов. Эта статья рассказывает о живописи Пахари (17-19 в).

Основные школы стиля:

◘ Басоли

◘ Гулер (1700-1800)—Кангра (1780-1850)—Сих (1815-1875)

◘ Чамба (1680-1820)

◘ Гарвал (1700-1800)

◘ Кашмир (1750-1850)

От себя могу добавить, что выбрала этот стиль дня начала знакомства из-за его особой магии цвета и пластики. Яркие декоративные цвета, тонкие образы героев этих миниатюр, изящный рисунок, всё это лишь небольшая часть богатого наследия великой культуры.

Пахари значит «горный». Красота предгорьев Гималаев всегда пленяла поэтов и художников, паломников и путешественников. Школы живописи существовали в таких горных княжествах, как Басоли и Чамба на реке Рави, Гулер на реке Банганга и Кангра на Беасе, Техри-Гархвал на Алакананде и Джамму на реке Тави. Крупнейшие из этих княжеств в середине XVIII в. перестали платить дань могольскому двору. Однако в 1819 г. они были завоеваны сикхами под предводительством раджи Ранджит Сингха. Тем не менее, все эти изменения в политической ситуации фактически не затронули горные княжества благодаря их географической изоляции, и они существовали достаточно мирно и благополучно.

В каждом княжестве развивался свой, только ему присущий художественный язык. Обобщая, можно выделить в стиле Пахари четыре основные местные школы: Басоли, Гулер, Чамба и Кангра.

Живописные традиции уже глубоко укоренились в этом регионе. В XVII в. возрождение живописи произошло в Басоли и других центрах, которые следовали стилю раджастанских школ. К 1675 г., когда были созданы иллюстрации к Расаманджа-ри, классическому трактату о любви, это был уже зрелый стиль. Это в высшей степени декоративный стиль живописи, где с большой выразительностью трактуются человеческие фигуры, пейзаж и небо, однако традиционные условности соблюдены. Каждая миниатюра является экспериментом в области формы и цвета и в то же время сохраняет верность богатой традиции.

Серия за серией писались миниатюры к текстам на санскрите и брадже в мастерской Манку во второй половине XVIII в.; обычно их связывают с кангрским двором. Прежде обладавшая политическим могуществом, Кангра возвращала себе свой былой статус. Здесь были созданы серии Гитаговинда и Кришналила, посвященные Кришне, его любовным похождениям и чудесным мифическим подвигам. Особая выразительность сцен достигается с помощью живописных пейзажей и выразительной трактовки экстатической радости или томления в разлуке влюбленных.

Однако стиль этот изменился под воздействием новой натуралистической тенденции, очевидно привнесенной могольской живописью.

Поздний стиль, ориентированный на могольскую школу, нашел ярчайшее выражение в гулерско-кангрском направлении миниатюрной живописи. Первая стадия бьета тесно переплетена со стилем Басоли; она достигла расцвета в Гулере, Джамму и, возможно, в Кангре к концу XVIII в. Стиль этот утверждался в индивидуальных или групповых портретах Говардхана Чанда Гулерского, Мукунда Дева из Джамму и Бальванта Сингха из Джасроты. Они были написаны семьей гулерского художника Пандита Шива, чьи сыновья, Найнсукх и Манку, были, несомненно, наиболее талантливыми художниками, работавшими в этом стиле. Найнсукх работал только на одного патрона, раджу Бальванта Сингха, изображая его в самых различных ситуациях, порой не лишенных юмористической окраски.

Конец XVIII — начало XIX в. - очень плодотворный период для живописи Пахари, когда почти весь регион находился под политическим контролем Сансара Чанда. Стиль, разработанный Манку и Найнсукхом, распространился почти во всех школах региона и имел влияние на местное творчество. Последователи этой прославленной семьи художников работали в различных центрах, таких, как Чамба, Нурпур, Гулер, Гархвал. На протяжении всего своего развития, расцвета и заката индийская миниатюра являла собой удивительное обилие тем и стилей. Из дворцов императоров и царей вышли великолепные сцены светской власти и славы, охоты и баталий. Эпос и религиозные тексты были основой для изображения богов. Величественное, гордое и смелое, нежное, лирическое и изящное — все бьшо доступно мастерам-миниатюристам: они сумели уловить мимолетное и запечатлеть его навечно.

продолжение следует...
Карма 1
7.09.2006
ещё миниатюры
Богиня дурга на троне. 1685-1690, Басоли, Пахари
Богиня дурга на троне. 1685-1690, Басоли, Пахари
Богиня Дурга на троне.Фрагмент.
Богиня Дурга на троне.Фрагмент.
Карма 23
11.09.2006
Я бы добавил отсебятину.

Пахарская живопись интересна своей историей и особым положением.

Она возникла как разновидность раджпутской живописи.

Раджпуты начали завоевывать южные предгория Гималаев довольно поздно, уже после того как мусульмане начали вытеснять их из родины - Северо-Западной Индии. Отдельные кланы, потерявшие владения, но не желающие служить мусульманам, уходили на север и северо-восток, захватывая себе земли. В непривычных условиях они освоились достаточно быстро и создали сеть крохотных княжеств. Раджпуты-"пахари" сохраняли связи со своими собратьями Раджпутаны и Мадхья-Прадеша, участвовали в антимусульманских коалициях, но смогли избежать тотального разрома, учиненного Моголами. Моголам, сикхам и англичанам они подчинялись без особого сопротивления, взамен за это очень долго сохраняли старинный уклад жизни и тень независимости. В результате получилось так, что раджпутские традиции в Гималаях продолжали существовать еще в девятнадцатом веке - в то время как на равнинной Индии о них уже успели забыть.

Раджпутская миниатюра Раджпутаны очень быстро стала яркой и прекрасной живописью в могольском стиле (восходящем к иранским образцам), потом стала подражать европейской. А пахари испытала внешнее влияние в меньшей степени. Марионеточные правители гималайских княжеств находили отдушину в меценатстве своим художникам.

Мне неизвестно, продолжается ли сейчас традиция пахарской миниатюры - наверняка местные художники пишут что-то, но пробивается ли это в районы, посещаемые туристами, и насколько близко творят старинным образцам - ничего не слышал.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики