ШКОЛА ЖИВОПИСИ ПАХАРИ
Индийская живопись делится на несколько групп и периодов. Эта статья рассказывает о живописи Пахари (17-19 в).
Основные школы стиля:
◘ Басоли
◘ Гулер (1700-1800)—Кангра (1780-1850)—Сих (1815-1875)
◘ Чамба (1680-1820)
◘ Гарвал (1700-1800)
◘ Кашмир (1750-1850)
От себя могу добавить, что выбрала этот стиль дня начала знакомства из-за его особой магии цвета и пластики. Яркие декоративные цвета, тонкие образы героев этих миниатюр, изящный рисунок, всё это лишь небольшая часть богатого наследия великой культуры.
Пахари значит «горный». Красота предгорьев Гималаев всегда пленяла поэтов и художников, паломников и путешественников. Школы живописи существовали в таких горных княжествах, как Басоли и Чамба на реке Рави, Гулер на реке Банганга и Кангра на Беасе, Техри-Гархвал на Алакананде и Джамму на реке Тави. Крупнейшие из этих княжеств в середине XVIII в. перестали платить дань могольскому двору. Однако в 1819 г. они были завоеваны сикхами под предводительством раджи Ранджит Сингха. Тем не менее, все эти изменения в политической ситуации фактически не затронули горные княжества благодаря их географической изоляции, и они существовали достаточно мирно и благополучно.
В каждом княжестве развивался свой, только ему присущий художественный язык. Обобщая, можно выделить в стиле Пахари четыре основные местные школы: Басоли, Гулер, Чамба и Кангра.
Живописные традиции уже глубоко укоренились в этом регионе. В XVII в. возрождение живописи произошло в Басоли и других центрах, которые следовали стилю раджастанских школ. К 1675 г., когда были созданы иллюстрации к Расаманджа-ри, классическому трактату о любви, это был уже зрелый стиль. Это в высшей степени декоративный стиль живописи, где с большой выразительностью трактуются человеческие фигуры, пейзаж и небо, однако традиционные условности соблюдены. Каждая миниатюра является экспериментом в области формы и цвета и в то же время сохраняет верность богатой традиции.
Серия за серией писались миниатюры к текстам на санскрите и брадже в мастерской Манку во второй половине XVIII в.; обычно их связывают с кангрским двором. Прежде обладавшая политическим могуществом, Кангра возвращала себе свой былой статус. Здесь были созданы серии Гитаговинда и Кришналила, посвященные Кришне, его любовным похождениям и чудесным мифическим подвигам. Особая выразительность сцен достигается с помощью живописных пейзажей и выразительной трактовки экстатической радости или томления в разлуке влюбленных.
Однако стиль этот изменился под воздействием новой натуралистической тенденции, очевидно привнесенной могольской живописью.
Поздний стиль, ориентированный на могольскую школу, нашел ярчайшее выражение в гулерско-кангрском направлении миниатюрной живописи. Первая стадия бьета тесно переплетена со стилем Басоли; она достигла расцвета в Гулере, Джамму и, возможно, в Кангре к концу XVIII в. Стиль этот утверждался в индивидуальных или групповых портретах Говардхана Чанда Гулерского, Мукунда Дева из Джамму и Бальванта Сингха из Джасроты. Они были написаны семьей гулерского художника Пандита Шива, чьи сыновья, Найнсукх и Манку, были, несомненно, наиболее талантливыми художниками, работавшими в этом стиле. Найнсукх работал только на одного патрона, раджу Бальванта Сингха, изображая его в самых различных ситуациях, порой не лишенных юмористической окраски.
Конец XVIII — начало XIX в. - очень плодотворный период для живописи Пахари, когда почти весь регион находился под политическим контролем Сансара Чанда. Стиль, разработанный Манку и Найнсукхом, распространился почти во всех школах региона и имел влияние на местное творчество. Последователи этой прославленной семьи художников работали в различных центрах, таких, как Чамба, Нурпур, Гулер, Гархвал. На протяжении всего своего развития, расцвета и заката индийская миниатюра являла собой удивительное обилие тем и стилей. Из дворцов императоров и царей вышли великолепные сцены светской власти и славы, охоты и баталий. Эпос и религиозные тексты были основой для изображения богов. Величественное, гордое и смелое, нежное, лирическое и изящное — все бьшо доступно мастерам-миниатюристам: они сумели уловить мимолетное и запечатлеть его навечно.
продолжение следует...