Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Гостевой блог › "...Ведь Это - НАШИ Горы..." или В Поисках Наследия Древних Ариев

Карма 490
14.06.2011
Скифы и Кавказ в VIII-VII в.в. до н.э.

В VIII-VII вв. до н.э. в степях Предкавказья сложился сильный союз иранских кочевых племен европейских скифов. Их выход на арену мировой истории был подготовлен освоением железной металлургии, развитием кочевого скотоводства и выдающимися достижениями в военном деле. Общественный строй ранних скифов иногда называют военной демократией – это переход от родо-племенного общества к государству и сословному разделению. Демократия сохраняется в виде народного собрания, а война становится главным источником богатства, которое позволяет выделившейся знати закрепить свое господство.

Предкавказскую степь скифы разделили с савроматами [сарматами] – своими родственниками и восточными соседями. Начиная завоевание новых территорий, скифы столкнулись с другим объединением иранских кочевников – киммерийцами. Проиграв скифам войну, киммерийцы уступили им причерноморские земли и отправились походом на юг – в Закавказье и Переднюю Азию. Следом за ними в 70-е гг. VII в. до н.э. в богатые страны Азии ворвались скифы. Разгромив Урарту, Ассирию, Мидию, они дошли до Сирии и Египта. «Скифское царство», созданное в Закавказье, служило базой для войн и набегов. Первым царем, который возглавил скифов в переднеазиатских походах, был Ишпака. Следующий грозный царь скифов – Партатуа. Его сын и наследник Мадий совершил последний грандиозный поход, завершившийся двадцативосьмилетним господством скифов в Азии.

Переднеазиатские походы дали мощный толчок социальному и культурному развитию скифов. В VI в. до н.э. возникло Скифское государство. Под влиянием широких контактов с народами Передней Азии и Кавказа сложились самобытные черты скифской классической культуры.

Военные маршруты скифов пролегали по северокавказским и закавказским землям. Скифы двигались по перевальным дорогам и скоро освоили обе стороны Кавказского хребта. Приобретая политическое господство над местным населением, скифы оседали в среде носителей кобанской культуры [аборигенного населения Осетии]. Подтверждением тесного взаимодействия скифов и кобанцев является инвентарь кобанских могильников с VII в. до н.э. Известны изображения скифских воинов на бронзовом поясе из Тли, – глиняные фигурки бородатых скифов в типичных остроконечных шапках.

Первоначально в горах оставались жить небольшие группы воинов, которые женились на женщинах из кобанских племен. Скифские гарнизоны устанавливали контроль над перевальными дорогами, по которым шли в азиатские походы конные отряды степняков. Скифы были заинтересованы в союзе с кобанцами, помогавшими им преодолевать перевалы и владевшими передовыми технологиями обработки металлов. Воинственные скифы не только использовали кобаниев в качестве квалифицироваюшых ремесленников, но и активно вовлекали кобанскую аристократию в свои походы. Археология находит следы кобанского присутствия в южных районах Закавказья и в Передней Азии. Также и кобанские памятники эпохи скифских походов обнаруживают художественное влияние переднеазиатских традиций.

Так в VII в. до н.э. складывалось социально-политическое единство кобанского Центрального Кавказа и скифского Предкавказья. В дальнейшем это единство превращается в этнокультурную общность. К V в. до н.э. скифские элементы в материальной культуре центрально-кавказского региона становятся настолько многочисленными, что археологи говорят о ее «скифоидном» характере. Впоследствии новая, сармато-аланская волна иранских кочевников укрепила политические и культурные позиции, завоеванные скифами. Скифо-сарматское посредничество связало племена Центрального Кавказа с огромным миром евразийских степей и древних цивилизаций. Скифы и сарматы создали высокую культуру, передовые формы хозяйства, сложную общественную систему и основы государственной власти. Совершенно естественно, что кобанское население ассимилировалось в скифо-сарматской среде.

http://globalania.com/2011/01/31/history-of-alania/
Карма 490
14.06.2011
Скифский мир (VII-IV вв. до н.э.)

В середине I тысячелетия до н.э. обширные степные пространства от Северного Причерноморья и Предкавказья до Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири были населены близкородственными племенами иранских кочевников. В древнеперсидских надписях они известны под именем саков, европейские авторы называли эти племена скифами, затем сарматами, а позднее аланами. В узком смысле скифами чаще именуют жителей равнин Северного Кавказа и Причерноморья, отделяя их от других народов «скифского мира» — европейских савроматов и киммерийцев, азиатских саков, массагетов, исседонов и цахов. По историко-географическому принципу скифские народы называют северными иранцами древности — в отличие от южных иранцев, расселившихся в плодородных долинах Иранского нагорьи и Средней Азии. Иранские страны, широко известные в истории — Мидия, Персия, Согдиана, Хорезм, Бактрия, Маргиана, Парфия, Арейа. По происхождению, языку и культуре иранцам наиболее близки индоарии, их общие предки в бронзовом веке составляли так называемую индоиранскую (или арийскую) общность. Индоариями называют арийскую ветвь, поселившуюся на полуострове Индостан. Не случайно и Нартовский эпос, запечатлевший мифологические представления и бытовые особенносги скифской эпохи, хорошо сохранил сюжеты и образы, которые находят прямые аналогии в эпических сказаниях и священных книгах Древней Индии и Ирана.

Скифский мир был связующим звеном между Западом и Востоком, между цивилизациями Средиземноморья и народами северной Евразии. Скифская цивилизация послужила основой культурного развития многих стран. Народы скифского мира положили начало трехтысячелетней традиции евразийского культурно—исторического единства.

Большинство скифов были кочевниками—скотоводами. Некоторые оседлые племена занимались земледелием, возделывая пшеницу, просо и ячмень. Кочевники жили в войлочных юртах и кибитках, используемых для перевозки семей и имущества. Они пасли овец и крупный рогатый скот, но главным богатством считали табуны лошадей. Владение конями служило мерилом достоинства и экономической самостоятельности кочевника.

Основа скифского войска — легкая конница. Типичный скифский воин — конный лучник, вооруженный также копьем для метания и коротким мечом—акинаком. Излюбленный тактический прием скифов — конная атака лавой с метанием стрел и притворным отступлением.

Тяжелая панцирная кавалерия с длинными мечами и копьями играла вспомогательнуго роль, составляя аристократическую гвардию скифских царей. Опасность разорительных скифских набегов и желание подчинить и использовать военную силу скифов заставляли персидских царей направлять на северных кочевников свои походы. В 530 г. до н.э. основатель Ахеменидской державы Кир II предпринял поход на массагетов, которыми правила царица Томирис. В жестокой битве персидская армия была разгромлена, и великий Кир погиб.

В 519 г. до н.э. Дарий I совершил победоносный поход на саков—тиграхауда и пленил их вождя по имени Скунха. А в 512 г. до н.э. Дарий бесславно проиграл начатую им войну с причерноморскими скифами. Под предводительством царей Иданфирса, Скоггасиса и Таксакиса скифы отступали, заманивая врага вглубь степей и громя его стремительными набегами.

Скифское царство делилось на три части во главе с тремя царями, один из которых бы л верховным — как Иданфирс во времена войны с персами. Подвластная каждому из царей территория состояла из округов, возглавляемых окружными правителями. Территориально-политическое устройство Скифии воспроизводит общую для индоиранцев троичную социальную схему, в основе которой лежало мифологическое представление о трехчастности космоса. По легенде, записанной Геродотом, предком скифов был богочеловек Таргитай. Трое его сыновей — Липоксай, Колаксай и Арпоксай воплощают три социальные функции ариев: религиозную, военную и производительную. Соответственно и все скифы делились на три «рода», а их страна— на три царства. Это деление сохранилось в Нартовском эпосе (три рода, жившие в трех частях Города Нартов) и в общественной жизни осетин до ХIХ в.

Европейская Скифия достигла зенита своей силы в IV в. до н.э., когда Атей Великий создал крепкую державу, лишив власти других царей. Столицей Скифии в ту эпоху был ремесленный и торговый город на Днепре, его остатки археологи называют Каменским городищем. Атей погиб в 339 г. в неудачной войне с македонским царем Филиппом. Скифское царство, существовавшее еще полтора века, не сумело вернуть прежнего могущества и пало под натиском сарматов.

http://globalania.com/2011/01/31/history-of-alania/
Карма 490
14.06.2011
Сарматы (III в. до н.э. – I в. н.э.)

Древнейшая форма имени сарматов – «савроматы» – впервые встречается у Геродота, который пересказал легенду о происхождении савроматов от брака скифских юношей с амазонками. Античных писателей поражало почетное положение савроматских женщин, их участие в общественной жизни и войнах. Авеста, священная книга Древнего Ирана, упоминает савроматов-сарматов под именем «сайрима».

В IV в. до н.э. между Доном, Южным Приуральем и Аральским морем сформировались грозные сарматские объединения, включившие также значительную часть сако-массагетских племен. На рубеже IV и III вв. до н.э. началось активное наступление кочевников-сарматов на Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Среднюю Азию. В это время, подобно скифам эпохи азиатских походов, сарматы переживали период военной демократии. Быстро развивалось социальное неравенство. Военная знать, возглавившая племенные союзы, стремилась укрепить свою власть захватом новых пастбищ и контролем над богатыми земледельческими странами.

В III-II вв. до н.э. сарматы завоевали земли европейских скифов, которым удалось удержать свое господство лишь в Крыму и Добрудже (причерноморская территория современной Румынии). В конце III в. до н.э. сарматская царица Амага, защищая Херсонес от враждебных скифов, свободно распоряжается властью в ослабевшей Скифии. В 179 г. до.н.а. известен царь сарматов Гатал, участвующий в Международной жизни Малой Азии и Северного Причерноморья. Во II-I вв. до н.э. Скифия стала называться Сарматией. Река Танаис (Дон) считалась границей между Европейской Сарматией (Восточная Европа) и Азиатской Сарматией, к которой принадлежали и кавказские земли. Скифские племена вошли в состав сарматских союзов.

Успех сарматских завоеваний был бы невозможен без передового вооружения и военного искусства. Сарматский период в истории военного дела -это время, когда увеличивается значение тяжеловооруженной конницы и приемов ближнего боя. Основу войска ранних сарматов все еще составляли легковооруженные конные лучники, одетые в кожаные латы и шлемы. Но военное превосходство сарматов было создано дружинами тяжеловооруженных всадников. Численность таких отрядов и их роль в сарматском войске постоянно возрастала. Защищенный панцирем из металлических или роговых пластинок и шлемом, знатный сарматский воин опрокидывал противника копьем и добивал его длинным всадническим мечом. Своих рослых породистых коней сарматские рыцари тоже облачали в специальные доспехи.

Крупнейшие сарматские союзы племен – языги, роксоланы, сираки, аорсы. Самые западные сарматы — языги, набеги которых впервые достигли дунайских провинций Римской империи. Роксоланы кочевали между Днепром и Доном, их зимники находились на побережье Азовского моря. Наиболее развитой хозяйственной и социальной структурой отличались сираки, подчинившие на Северо-Западном Кавказе земледельцев-меотов и первыми из сарматов создавшие свое государство. Но самыми сильными и многочисленными были аорсы. По сообщению древнегреческого географа и историка Страбона, в одной из войн I в. до н.э. царь сираков Абеак выставил 20 тысяч всадников, царь аорсов Спадин – 200 тысяч, а верхние аорсы — еще больше.

Аорсы контролировали удобные торговые пути, по которым шли караваны, перевозившие на верблюдах индийские и вавилонские товары через Кавказ в волго-донские степи. Одна из дорог в Переднюю Азию шла кавказским берегом Каспийского моря, а другая, называемая Сарматской, проводила по долинам Терека и Арагвы. Важный торговый путь вел по сарматским землям из Западной Европы через причерноморские и прикаспийские степи в Приуралье, Среднюю Азию и Китай. В тесных политических, торговых и культурных связях находились сарматы с Боспорским царством и городами Северного Причерноморья. Часть сарматов на Кавказе и Нижнем Дону перешла к оседлому земледельческо-скотоводческому хозяйству.

Военное сотрудничество, культурный и хозяйственный обмен, переход части кочевников к оседлой жизни способствовали смешению сарматов с местным населением. Кавказ издавна был неотъемлемой частью скифского мира. Сарматское завоевание только сменило политические декорации и укрепило традицию скифской (то есть иранской, арийской, индоевропейской) культуры на Кавказе. Последние века до нашей эры были периодом расселения сарматов не только в предгорьях, но и в горах. По сведениям античных авторов и древнегрузинскйх летописей, Центральный Кавказ населяли скифо-сарматы.

Материальная культура сарматского времени имеет яркие отличительные черты, в числе которых особый «сарматский» звериный стиль и полихромия – украшение металлических изделий вставками из цветных камней. Характерной чертой сарматского общества было применение эмблем, имевших функции тамги (знака собственности) и герба.

Сарматские группы, уходившие со II в. до н.э. на запад, расселились на нынешней территории Румынии, Венгрии, Болгарии, Франции, Италии, Англии.

http://globalania.com/2011/01/31/history-of-alania/
Карма 490
14.06.2011
Аланы в I-IV вв.

В I в. начинается новый этап в истории скифо-сарматов. Большинство их с этого времени известны под названием «аланы». Первоначально аланами именовалась сильная группировка сарматских и сако-массагетских племен, вышедшая из степей Средней Азии. Став господствующей силой в новом объединении сарматских областей и союзов, аланы передали им и свое имя. Современники хорошо понимали, что «аланы» – это общее название близкородственных племен, которые прежде выступали под разными именами. Поэтому одни древние авторы объясняли читателям, что аланы – это сарматский народ, другие называли их бывшими скифами, третьи – прежними массагетами.

Легкость, с которой новое имя вытеснило старые племенные названия, объясняется несколькими причинами. Во-первых, оно было абсолютно понятным и наиболее подходящим для всех частей скифского мира. «Алан» — так на скифо-сарматских диалектах звучало, общее самоназвание индо-иранцев «ариана», что означает «арии», «ариец». Во-вторых, существовала культурная основа объединения — общность языка и происхождения, близость хозяйственного и общественного быта. Не случайно уже во II в., то есть сразу после создания аланского союза, возникла единая поздне-сарматская (или аланская) археологическая культура. Онa отличается поразительным единообразием на широких пространствах от Кавказа до Украины и Поволжья. Третья и самая важная причина объединения – в его экономической и политической необходимости. Только централизованная власть могла обеспечить безопасность караванных дорог, которые традиционно контролировали сарматы. А умножение выгод от торговли было необходимо для содержания тяжелой кавалерии. Боевые лошади, вооружение и сама подготовка профессионального воина-катафрактария стоили очень дорого. Поэтому сарматская аристократия нуждалась в постоянном и надежном доходе, чтобы сохранять боеспособные дружины.

Со II в. в сочинениях древних авторов появляется общее имя страны – Алания. Значительность ее военно-политического, торгово-хозяйственного и культурного потенциала проявилась во влиянии на дружественные соседние державы. Постоянные связи между сармато-аланами и Боспорским царством привели к постепенной ирани-зации этого государства- от правящей династии до рядовых граждан греческих городов. Такие же связи существовали с закавказской Иберией, цари и высшая знать которой носили древнеосетинские имена.

Аланы Нижнего Дона, Кубани и Терека жили оседло, занимаясь пашенным земледелием (сеяли просо, ячмень, пшеницу), придомным и отгонным скотоводством. Кочевой и полукочевой быт сохранялся у населения аланской степи, где главными занятиями были коневодство и овцеводство. Сезонные скотоводческие стоянки превращались в постоянные поселения, окруженные пашнями. Создание аланского объединения привело к быстрому развитию городских поселений, становившихся политическими, торговыми и ремесленными центрами. Крупные поселения вырастали в I-IVвв. на путях международной торговли.

Аланы славились своей воинственностью и военным искусством. По словам римского историка IV в. Аммиана Марцеллина, «им доставляют удовольствие опасности и войны. У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении». На первые века аланской истории пришелся расцвет кавалерии катафрактариев — знатных профессиональных воинов. Эти закованные в доспехи рыцари атаковали противника сомкнутым строем, применяя клинообразное построение для рассечения вражеской армии на части. Излюбленный аланский прием – лобовая атака по центру, которую в случае необходимости дополняли последующим обходом и атакой с флангов. Комплект вооружения катафрактария включал пластин-чатый или чешуйчатый доспех, конический шлем, четырехметровое копье, длинный меч, овальный щит.

Аланская военная активность заставила многие государства укреплять свои рубежи, усиливать войска. В I в. началось перевооружение боспорской армии по сармато-аланскому образцу. В римской армии первые всадники-катафрак-тарии появились уже в первой половине II в. Хорошо известны аланские походы на юг – в страны Закавказья и Передней Азии, на запад – к владениям Римской империи. В 35 г. аланы вмешались в иберо-парфянскую войну на стороне Иберии. В 72 г. аланы совершили победоносный поход в Армению и Мидию-Атропатену. В походе 135 г. на Мидию, Армению и Албанию аланы столкнулись с легионами римского наместника Каппадокии Флавия Арриана, видного историка, описавшего военное искусство своих противников. ВIII-IV вв. аланы неоднократно вторгались в дунайские и азиатские провинции Рима. Роль посредника, сохранявшего баланс сил между Аланией и Римом, в Северном Причерноморье выполняло Боспорское царство. Значительная часть его населения имела сармато-аланское происхождение. В III в. Северное Причерноморье подверглась нашествию готов, которые отвоевали себе место между донскими аланами и дунайскими сарматами.
Карма 490
14.06.2011
Аланы в Великом переселении народов (конец IV - начало VI в.)

С гуннского нашествия в конце IV в. началось Великое переселение народов – эпоха, совпавшая с переходом от древнего периода мировой истории к средневековью. Гуннское нашествие разрушило Аланию первых веков, а события Великого переселения разметали по свету алан, покинувших родину вместе с завоевателями. Аланы были первым европейским народом, столкнувшимся с гуннскими полчищами. Перейдя Волгу в 372 г., гунны нанесли ряд поражений донским, причерноморским и северокавказским аланам. По условиям мирного договора часть алан отправилась с победителями на запад, оставшиеся на родине отступили из междуречья Волги и Дона, сосредоточивая силы на Предкавказской равнине. В 376 г. гунны и аланы, тесня и вовлекая в свое движение готов, вышли на дунайскую границу Римской империи. В Паннонии и на Нижнем Дунае аланы усилились, соединившись с сарматами, которые ушли на запад еще в I-III вв. G этого времени аланы начинают действовать самостоятельно, отказавшись от гуннской опеки. 9 августа 378 г. готы с помощью нижнедунайских алан и гуннов разбили римскую армию под Адрианополем, а затем попытались взять Константинополь. Аланы во главе с Сафраком, участвовавшие в этих событиях, вскоре тоже поселились в Паннонии на правах федератов, то есть военнообязанных союзников Рима. Другая группа аланских федератов в 80-е гг. IV в. была размещена в Северной Италии – эти аланы .под началом Саула (Саруса) в 401-405 гг. храбро противостояли вторжениям вестготов.

В составе вестготского союза еще на Балканах действовали аланы, которые вместе с вестготами воевали в Италии, взяли в 410 г. Рим и вышли в Южную Галлию. Там, отделившись от вестготов и заключив договор с Западной Римской империей, аланы получили значительные территории в 415 и 439 г, В 30-40-е гг. V в. царем возникшего здесь южного Аланского королевства был Самбида. В 457 'г. новый царь Беоргор в союзе с римлянами потерпел поражение от вандалов в Испании. С 460 г. Беоргор совершал набеги на Северную Италию, пока не погиб в битве у Бергамо в 464 г.

Аланы, поселившиеся в Паннонии, в начале V в. вступили в союз с вандалами. Вандалы, делившиеся на силингов и асдингов, были германцами, как и готы (вестготы и остготы), свевы, бургунды, франки, с которыми аланы заключали союзы или воевали в Европе. Недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы и вандалы 31 декабря 406 г. по льду перешли Рейн и вторглись в Галлию. Там аланы разделились. Часть из них, возглавляемая Гоаром (Эохаром), вновь перешла на римскую службу и впоследствии осела на землях между реками Луарой и Сеной. Здесь уже располагались многочисленные сарматские колонии, а с приходом алан образовалось северное Аланское королевство. С 442 г. его столицей был Орлеан. Около 450 г. Гоар умер и царем стал Сангибан, во главе с которым аланы участвовали в решающей победе доспались Лузитания и Картахена. Отказавшись признать завоевателей своими федератами, Рим вступил с ними в затяжную войну. После гибели короля силингов Фредбала и аланского царя Аддака (418г.), силинги и аланы подчинились королю асдингов Гундериху. Борьба за Испанию, опустошенную войной, имела мало перспектив, поэтому новый король Гейзерих в 429 г. переправил свой народ и 80-тысячную армию в Африку. Завоевав римские провинции Северной Африки, Гейзерих создал Вандало-аланское королевство и в 442 г. вынудил Римскую империю признать его независимость. Флот Гейзериха господствовал на Средиземном море, в 442 г. вандалы и аланы захватили Сицилию, в 455 г. взяли Рим. Подчинив местное население, завоеватели заняли место высшего сословия. Вандало-аланское государство просуществовало до 533 г. и пало под ударами Византии. Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С сармато-аланским наследием связывают целый комплекс военно-технических и духовно-этических достижений средневекового рыцарства. Аланская основа обнаружена в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Однако участие в важнейших событиях Великого переселения народов не спасло западноевропейских алан от быстрого исчезновения. Раздробив свои силы, разойдясь по разным странам, не сумев построить долговечного государства, все они были ассимилированы другими народами.

http://globalania.com/2011/01/31/history-of-alania/
Карма 461
14.06.2011
Skipp3d

Фундаментально , ничего не скажешь.

Спасибо.
Карма 490
14.06.2011
Алания в VII-XII вв.

Великое переселение народов, последующие перемещения кочевых племен, войны и нашествия нарушили территориальное единство аланского населения Восточной Европы. Многочисленные аланские группы жили в Крыму, на нижнем Днепре, в бассейне Дона. Но раннесредневековые авторы подчеркивали ,кавказское происхождение европейских алан. Кавказ оставался аланской метрополией и после VI в., когда северные аланские степи перешли под контроль Тюркского, а затем Хазарского каганатов. Могущественный царь кавказских алан Саросий в VI в. был посредником в отношениях между Византией и Аварским каганатом. Аланы участвовали в ирано-вИзантийских войнах VI-VII вв. и арабо-хазарских войнах VIII в.

В средневековом мире Алания считалась богатой страной, ее вовлечение в мировую торговлю связано с Великим шелковым путем, трассы которого проходили по аланским землям. Аланские купцы были хорошо известны в странах Востока и Запада. Транзитные пути международного значения способствовали социальному, экономическому и культур-ному развитию Алании.

Аланская держава в IX-XII вв. имела широкие внешнеполитические связи и активно влияла на международные отноше-ния Кавказа, Средиземноморья и Восточной Европы. По свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, в престижном списке государств X в., Алания располагалась вслед за Арменией выше Хазарии и Руси.

Аланское общество было раннефеодальным. Верховная государственная власть принадлежала царю. Аланский царский дом имел родственные связи с византийскими императорами, хазарскими, абхазскими и грузинскими царями. По общеевропейской традиции и цари Алании претендовали на происхождение от римских императоров Цезаря и Августа. Известны имена некоторых аланских царей: в XI в. Аланией правили Урдуре и Дорголел Великий, в XII в. – Худдан.

Столицей Алании был город Магас, предположительно отождествляемый с Нижне-Архызским городищем. Как и везде в Европе, Х-ХII вв. были в Алании временем быстрого роста городов, которые становились крупными торгово-ремесленными, политическими и культурными центрами. Часть городов и хорошо укрепленные замки принадлежали сильнейшим князьям-алдарам, владетелям областей. Письменные источники отмечают высокую плотность населения Алании, подтверждаемую археологией. Основой равнинного хозяйства было пашенное земледелие с трехпольным севооборотом. В горах развивалось отгонно-пастбищное скотоводство.

Первое знакомство алан с христианством связано с проповедью святого апостола Андрея Первозванного. В начале X в. восточное (православное) христианство стало государственной религией. Создается Аланская епархия Константинопольской патриархии, начинается широкая христианизация населения, особенно активная в западной части страны,распологалагался центр Аланской епархии (городище Нижний Архыз). В X-XI вв. здесь сооружаются монументальные купольные храмы. В юго-восточных горных районах Алании отмечено также христианское влияние Грузии.

С V-VI вв. аланы неоднократно упоминаются в числе «письменных» народов. В IX в. создатель славянского письма Константин-Философ называет алан среди народов, «имеющих письменность и славящих Бога на своем родном языке». В XIII в. монах-францисканец Гильом де Рубрук находит у алан «греческие письмена». Сегодня известен единственный надежно читаемый памятник средневековой осетинской письменности – каменная плита с надписью X в. из ущелья Большого Зеленчука.

Сохранившееся изображение средневекового осетинского герба (штандарта аланских царей) продолжает древнюю скифо-сарматскую мифологическую и геральдическую традицию. Восемь вершин Мировой Горы, расположенные в три яруса, воплощают индоевропейскую модель мира и идеальной страны. Барс – символ воинской доблести и государственной власти.

Со второй половины XII в. в Алании начинается период феодальной раздробленности. Удельные князья выходят из-под контроля слабеющей центральной власти. Упадок городов и христианства был связан также с продвижением на территорию Алании кочевых тюркских племен из союзного аланам Хазарского каганата. Первая волна тюрок была представлена «внутренними» или «черными» болгарами. Постепенно движение тюрок достигло и верховьев Кубани. Тюркское проникновение в Аланию особенно усилилось в XI в., когда в предкавказских степях появились новые тюрки-кочевники – половцы.

http://globalania.com/2011/01/31/history-of-alania/
Карма 490
14.06.2011
Алания в XIII-IV вв.

Состояние феодальной раздробленности, в котором Алания находилась с XII в., губительно сказалось на ее дальнейшей судьбе. Продвижение тюркских племен, упадок городов и христианства в Западной Алании переместили центр этнической и культурной истории алан-осетин в восточную часть страны, не затронутую тюркским вторжением. Отсутствие сильной центральной власти и сложные демографические процессы обусловили военно-политическую слабость Алании на пороге драматических событий XIII-XIV вв.

Перестав подчиняться царской власти, враждовавшие княжества не сумели объединиться против монголо-татарского нашествия. В 1222 г. тридцатитысячная армия,посланная главой монгольской империи Чингисханом, разгромила аланское войско, выступившее в союзе с половцами и преданное ими. В 1235 г. монголы приняли решение о новом грандиозном походе на Русь и Аланию. Поход возглавил Бату, внук Чингисхана. В 1238 г. началось монголо-татарское завоевание Алании, в январе 1239 г. был штурмом взят Магас. Сломив разрозненное сопротивление аланских князей, монголы разорили равнинную часть страны. Свою свободу отстояли лишь горные аланы. Покоренные области вошли в состав монголо-татарского государства Золотой Орды. Независимая горная Алания оказалась между Золотой Ордой и государством Хулагу- внука Чингисхана, правившего Ираном и Закавказьем.

Сохранение государственности и демографические перспективы народа зависели от контроля над равнинной территориально-хозяйственной базой. Попытка возвращения равнинных областей Алании вызвала выступление алан на стороне Хулагу в его войне против Золотой Орды. Однако в 1263 г. Хулагу потерпел поражение в битве на Тереке. Царь Алании погиб, а его малолетние сыновья были вывезены в вассальную Хулагидам Грузию, где в ожидании лучших времен собиралась с силами аланская аристократическая эмиграция. Но разгром был довершен в 1278 г., когда монголы при участии русских дружин взяли, как повествует русская летопись, "славный город ясьскый Дедяков", предположительно отождествляемый с Верхним Джулатом – Татартупом.

Поражения на севере заставили аланскую элиту переместить центр своей военно-политической активности в Закавказье. В 1292 г. осетины во главе с царевичем Багатаром (младший сын погибшего в 1263 г. царя) захватили город-крепость Гори с прилегающей территорией и в течение нескольких десятилетий пытались создать новую равнинную Аланию. Эта попытка также закончилась неудачей – крепость Гори была отбита грузинами. Багатару, умершему в 1306 г., посвящена мемориальная Нузальская часовня XIV в., расписанная осетинским художником Вола Тлиагом. Недалеко от Нузала, в общеосетинском святилище Реком (у селения Цей Алагирского общества) хранились боевые доспехи Багатара. Народный вариант его имени – Ос-Багатар.

Вошедшая в Золотую Орду северокавказская аланская равнина была включена в ханский домен. Нижний Джулат и Верхний Джулат развивались как ордынские города, в них были помещены монголо-татарские гарнизоны. В XIV в. быстро вырос город Маджар, где располагалась одна из зимних ставок золотоордынских ханов.

В 1395 г. власть Золтой Орды на Северном Кавказе пала в результате нашествия среднеазитского эмира Тимура (Тамерлана). Разгромив ордынцев в битве на Тереке и завоевав Грузию, Тимур отомстил осетинам за военную помощь своим противникам. Походы 1394-1400 гг., в ходе которых армия Тимура вошла и в горные ущелья, стали завершающим ударом в череде трагических событий XIII-XIV вв.

Всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию в этот период, привела к массовому истреблению населения, подрыву основ хозяйства, полному разрушению городской жизни, крушению государственности и – как следствие – к неизбежной утрате достигнутых уровней социально-политического и экономического развития, к потере синхронной связи со средневековыми цивилизациями Запада и Востока.

С XV в. осетины, потерявшие равнинную часть своей родины и укрепившиеся в горах, начали отсчет нового исторического времени. По древней традиции идеология общенародного единства строилась на предании об общем предке. В скифскую эпоху прародителем народа считался Таргитай. В позднесредневековой Осетии первопредком называли Ос-Багатара, которого народ признал величайшим героем своей истории. В фольклорном образе Ос-Багатара осетины соединили древний арийский миф о едином предке народа и реально-историческую информацию о последнем выдающемся правителе аланской эпохи.

http://globalania.com/2011/01/31/history-of-alania/
Карма 490
14.06.2011
Осетия в XV – начале XVIII в.

События XIII-XIV вв. стали катастрофой для Алании. Ее равнинные земли опустели. Небольшие по численности группы осетин, сохранившие жизнь и надежду на будущее, укрепились в горных ущельях, а равнина в XV-XVI вв. была освоена адыгами-кабардинцами, пришедшими из Западного Предкавказья. Ущелья, в которых сложилось смешанное алано-тюркское население, стали родиной балкарцев и карачаевцев. Осетины сохранили за собой лишь юго-восточную горную окраину разрушенного Аланского государства.

Горное земледелие было малопродуктивным и не очень надежным. Важнейшей отраслью хозяйства стало скотоводство. Продукты сельского хозяйства, ремесла и домашних промыслов обменивали через заезжих купцов или торговые центры Закавказья.

В естественных границах большого ущелья или нескольких каньонов и горных долин, разделенных невысокими перевалами, в XV-XVII вв. сложились осетинские общества. Все они были либо самостоятельными гражданскими общинами, либо союзами соседствующих общин.

Осетинская гражданская община -традиционная индоиранская (арийская) форма социальной организации. Население такой общины делилось на три колена, каждому из которых принадлежала своя часть территории. Идеология общинного единства опиралась на предание о происхождении всех граждан от общего предка и трех его сыновей, именами которых назывались три колена. Типичным примером гражданской общины было Алагирское общество. По преданию, древние колена алагирцев произошли от прародителя осетин Ос-Багатара. Трое его сыновей -Кусагон, Царазон и Сидамон воплощали три социальные функции ариев: религиозную, военную и производительную. Территория Алагирского общества состояла из трех частей, занимаемых коленами Кусагонта, Царазонта и Сидамонта. Система поземельных прав, социальных и политических связей строилась как иерархия коллективов, в которые входил рядовой гражданин: семья-фамилия-селение-колено-гражданская община.

Гражданина, то есть полноправного члена гражданской общины, называли уазданом. Звание уаздана передавалось по наследству.

Фундаментом политического устройства гражданской общины являлся Ныхас – собрание народных депутатов, опиравшееся на многоступенчатую систему местного самоуправления – квартальные, общесельские и коленные ныхасы. Правомочность Верховного Ныхаса определялась присутствием депутатских групп от трех колен. Тот же принцип соблюдался при формировании войска, при выборе посреднического суда.

Различия в природных ресурсах, военно-стратегическом положении, политических связях обусловили неравномерность развития и региональные особенности разных районов Осетии. Общие черты феодальных отношений в Осетии – собственность знати на альпийские пастбища (базу горного скотоводства); личная свобода крестьянина-арендатора, обязанного владельцу земли рентой и военной службой; многочисленный слой независимых общинников, владевших наследственными участками земли.

Территория каждого осетинского общества была защищена сложной системой оборонительных сооружений, отлаженным механизмом военного и таможенного контроля над дорогами и перевалами. Укрепления и крепости в Осетии всегда соседствуют с храмами и святилищами, составляя завершенный военно-идеологический комплекс, совмещающий функции духовной и стратегической безопасности.

Местные особенности осетинских обществ не мешали народу осознавать традиционное единство, сложившееся в государственную эпоху, да и соседи воспринимали Осетию как единую страну. Сохраняя суверенитет и независимость внутренней жизни, общества обьединялись для военной и внешнеполитической деятельности. В тех особых случаях, когда решались судьбы всего народа, созывался Всеосетинский Ныхас. Иными словами, Осетия эпохи горных обществ – это конфедерация самоуправляющихся областей. Сохранение в гражданской общине древних форм общественной жизни и народной культуры помогло уберечь основу этнического, культурного и политического единства Осетии.

http://globalania.com/2011/01/31/history-of-alania/
Карма 490
14.06.2011
Осетия в XVIII в.

Переход от средневековья к современным формам организации общества принято называть «новым периодом» или «новым временем». Новое время Для Осетии наступило в XVIII в. Главные причины столь позднего расставания со средневековьем – тяжелые последствия катастрофы XIII-XIV вв. и суровые природные условия горной Осетии. В XV-XVII вв. смыслом осетинской истории было выживание народа, сохранение его этнического единства и культурной самобытности. В XVIII в. сформировались новые политические и идеологические приоритеты, в числе которых – гарантия внешней безопасности, возвращение равнинной территории на Северном Кавказе, возрождение христианской традиции, письменности и школьного образования. Достигнутый уровень феодальных отношений требовал расширения хозяйственной базы и государственных форм политической организации.

Достижение этих целей оказалось связано с осетино-российскими отношениями. В образе России осетины увидели организованную силу государственности, способную противостоять агрессии на севере и юге, вернуть равнинные земли, стать надежным торговым партнером.

Новое время настоятельно потребовало общенародного лидера, готового отстаивать национальные интересы. Таким лидером стал Зураб Магкаев, выдающийся общественный деятель, политик и дипломат. XVlII век прошел для Осетии на путях, проложенных Зурабом Магкаевым.

Интересы Осетии совпали с внешнеполитическими планами Российской империи. Продвижение на Кавказ облегчало России выход к Черному морю, укрепляло южные рубежи государства против Ирана и Турции.

Выгодное расположение Осетии в самом сердце Кавказа, по обеим сторонам Главного хребта и на пересечении стратегических дорог – неизменная часть политических интриг XVIII в. Сильнейшие владетели Кабарды и Грузии не оставляли попыток военной силой или экономическим давлением подчинить себе пограничные осетинские общества и всячески препятствовали развитию осетино-российских отношений. Крестьянские движения в Осетии XVIII в. имели как антифеодальные, так и политические цели'. Борьба с турецкой агрессией 30-х гг. XVIII в. сменилась на осетинском юге восстанием 1737-1741 гг. против экспансии Ирана. Восставшие в 1781 г. дигорские крестьяне требовали от своих феодалов разорвать вассальные отношения с князьями Кабарды и подчиниться российской власти.

Начало дипломатическим отношениям Осетии с Россией было положено в 1745 г., когда постоянная связь между Осетией и Россией начала осуществляться через Осетинскую духовную комиссию, совмещавшую функции христианской миссии и политического представительства. В 1749 г. осетинские общества приняли совместное решение о присоединении к России. На протяжении трех лет Осетия была представлена в Петербурге посольством во главе с Зурабом Магкаевым. В числе условий присоединения Осетии посольство обсудило с российским правительством вопросы внешней безопасности, переселения осетин на предкавказскую равнину, создания осетинской школы, восстановления церковной организации. Россия проявила особую заинтересованность в разработке горнорудных богатств Осетии и в пользовании перевальными дорогам.

Официальное оформление присоединения было отложено до 1774 г., когда подписание Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией предоставило России свободу действий на Кавказе. Выехавшие в Моздок осетинские представители 27 октября 1774 г. скрепили своими подписями пункты о подданстве осетин Российской империи. Тогда же осетины подали идею строительства русской крепости, которую предполагалось поставить у Татартупа. После подписания Георгиевского трактата (договора России с грузинским царством Картли-Кахети) возникла новая задача – контроль над Дарьяльской дорогой – и в 1784 г. была заложена крепость Владикавказ. Ее осетинское название «Дзауджикау» унаследовано от осетинской деревни, прежде расположенной на этом месте.

Во второй половине XVIII в. в Осетию были направлены геологические экспедиции. Для передвижения воинских контингентов в Грузию Россия использовала осетинские перевальные дороги. С основанием Моздока и Владикавказа стало быстро расти число переселенцев на равнину – осетины поселялись в военных укреплениях или основывали самостоятельные селения.

С 1752 г. в Дзивгисе действовала первая школа, в 1764 г. осетинская школа была открыта в Моздоке. Крупнейшим культурным достижением конца XVIII в. является издание в Москве первопечатной осетинской книги.

http://globalania.com/2011/01/31/history-of-alania/
Помощь сайту
⚠ Топик закрыт
Случайные топики