В пяти минутах ходьбы от ашрама Шантикундж живет индус по имени Ашутоша. Он 18 лет прожил в России, в Краснодаре. Хорошо говорит по-русски, с небольшим акцентом. Сначала с ним познакомилась Зарема, потом он приходил к нам в гости, и мы к нему. Он живет с семьей – отец, жена и двое сыновей. Они всей семьей делают спектакли. Какая-то организация организует бесплатные для публики концерты, и Ашутош с семьей на этих концертах выступает. Они делают разные постановки на тему индийских богов. Обычно все эти концерты проводятся в ночное время. Они привыкли к такому режиму, и отсыпаются днем. Зарема им понравилась, и они предложили ей сыграть роль Дурги в очередном спектакле. Она сыграла, и все были в восторге. После этого она так и осталась с ними жить и участвовать в их спектаклях; до самого отъезда практически все время она была у них, играла в их спектаклях разных богинь.
Один раз и мы с Лешей и Юлей поехали посмотреть очередной спектакль. Благо, было относительно недалеко, - всего лишь 4 часа езды. Часто бывают концерты довольно далеко, полдня добираться.
Когда мы уже ехали на концерт с семьей в их машине, Ашутошу пришла в голову мысль, что нам тоже не надо просто так болтаться, мы тоже примем участие в концерте. Нам дадут какую-нибудь роль в массовке. Он тут же придумал нам роль – садху в оранжевых одеждах. Там роль простая, - надо сначала танцевать, потом повторять, что делают другие актеры-«садху», - когда ругают кого-то, надо руками махать, когда сердятся, надо изображать гнев, и в определенный момент свалить со сцены. Меня сначала шокировала мысль о том, что мне придется играть на сцене перед толпой индусов. Но с другой стороны, почему бы и нет? Все равно меня тут никто не знает, и я никого не знаю. Уговаривать нас не пришлось.
Приехали мы в тот город, где был концерт (название города не смогла запомнить, 4 часа езды от Харидвара), на пару часов раньше. Когда проезжали по улицам города, увидели, что недалеко от храма (концерт был в храме) есть базар, на котором есть арбузы. Пока делать было нечего, мы втроем – Леша, Юля и я – решили сходить за арбузом. Пришли на базар. Я заметила повышенный интерес к нашим персонам. Нет, в Индии на белых всегда смотрят, это понятно, но здесь стало происходить что-то совсем из ряда вон выходящее. Хотя мы были увлечены выбором хорошего арбуза, не заметить собирающуюся вокруг нас толпу было сложно, - сквозь нее стало труднее передвигаться. Когда задавали продавцам вопросы о цене и тп., они впадали в оцепенение и теряли дар речи, как будто увидели привидение. Кое-как мы выбрали арбуз, узнали цену, заплатили и повернули обратно. Толпа вокруг нас была огромной. Все побросали все свои дела и сконцентрировались вокруг нас. Я мысленно возблагодарила Аллаха за то что с нами мужчина, и что мы догадались одеться прилично (то есть, в пенджаби). Увидев нас, прохожие впадали в ступор. Какой-то человек спокойно разговаривал с другом, а когда увидел нас, онемел, у него отвисла челюсть, он выпучил глаза, стал издавать невнятные звуки и толкать друга в бок, показывая на нас. Это было похоже на припадок.
Когда мы вот так шли с арбузом, я вспомнила о том, как вайшнавы рассказывали о санкиртане Господа Чайтаньи, как люди все дела бросали и моментально, не раздумывая, присоединялись к санкиртане, и уходили вслед за ним, целыми деревнями. Такое ощущение, как будто мы несем не арбуз, а флаг или крест, и возглавляем Крестный ход. Вдруг к нам навстречу прибежал Ашутош. Он был перепуган, когда ему сказали, что мы самостоятельно пошли на базар. Он нам сказал, что это мусульманский район, и здесь иностранцам, а тем более девушкам ходить опасно, и решительно и быстро повел нас в наш «лагерь». Когда мы вернулись в храм, трудно было удержать наплыв толпы детей, которые хотели пойти за нами. Ашутош показал нам ход на крышу, где мы спрятались от всех и слопали наш арбуз.
Потом нас позвали в гримерку за сценой. Нужно было переодеться. Мы надели оранжевые одежды садху, на нас повесили бусы и гирлянды и вручили погремушки. Волосы сказали распустить, и желательно взлохматить. На лбу нарисовали яркие тилаки, чтоб издалека было видно.
Потом начался концерт. О чем он был, мы можем только догадываться. Естественно, все на хинди. Там была какая-то семейная драма, какие-то страсти-мордасти, а под конец добро в виде богов побеждает зло в виде демона. Причем там куча разных богов сразу – и Хануман там же, и Сарасвати, и Кали, и Дурга. А у демона была крутая «подписка», как у Хираньякашипу, - он тоже заполучил такое благословение, что не умрет ни так ни эдак, и чтобы соблюсти все условия, богам пришлось применить фантазию.
Наш выход. Мы не просто выскочили на сцену из-за кулис, - нам пришлось обойти всю аудиторию и подходить к сцене спереди, через всех зрителей. Не просто выйти, а плясать на ходу. Индусы, конечно, были в трансе. Процессию садху возглавлял разукрашенный нарядный джигит с приклеенными усами. Сначала по костюму и макияжу было не понятно, плохой он или хороший. Но ближе к концу он стал вести себя агрессивно и обижать мирных жителей. А потом на него стали по очереди нападать разные небожители. Сначала Хануман. Но Хануман не смог его победить. Тогда богиня Сарасвати – Зарема – она тоже обломалась. Потом Кали с красным языком, - тоже безрезультатно, демон оказался живучий, зараза. В конце концов его убила Дурга, проткнув трезубцем. Тигр на четвереньках, сопровождающий Дургу, громко орал и кусал демона.
Мы отплясали положенное по сценарию время на сцене и потом ушли. Переоделись и пришли досматривать спектакль. Пока мы были на сцене, я отдала фотоаппарат журналисту, который снимал концерт для прессы, и он нас фотогрфировал.
Что интересно, - весь спектакль озвучивал отец Ашутоша один. И женские роли, и детские, и страшных демонов, и богов, и тигра. И в конце песни пел тоже он. Актеры только открывали рот. По ходу спектакля в зависимости от говорящего, он мгновенно меня тембр и громкость голоса. И все это 3 часа подряд. Можно сказать, все спектакли держатся на нем. Когда он озвучивает, он сам входит в роль и меняется в лице, и при этом роли постоянно меняются. Он поразил нас своим талантом, энергией и выносливостью.