Введение
Путеводитель основана на следующих источниках:
Описание прадакшины и тиртх Курукшетры взято из академического перевода третьей книги Махабхараты – «Араньякапарвы, книги Лесной» и комментариев к ней.
Сжатое изложение сюжета Махабхараты приводится по выложенному в Интернете изложению Г.Ф. Ильина.
Современное состояние Курукшетры описывается в сайтах:
www.web1.hry.nic.in и www.kurukshetra.nic.in.
К сожалению, сайт www.kurukshetradb.org , посвященный непосредственно прадакшине по Курукшетре не доступен.
₪ Современное описание
Дистрикт Курукшетра /Distrikt Kurukshetra/ штата Харьяна/Haryana/ расположен к северу от Дели. Центр округа, г. Курукшетра находится в 160 км к северу от Дели и в 6 км от национальной магистрали №1 /National Higway 1 populary called the Grand Trunk Road/.
Железнодорожная станция Курукшетра /Kurukshetra Railway Station, also called Kurukshetra Junction / расположена на главной железной дороге Дели-Амбала /Delhi-Ambala Railway line/ .
Историческое описание
Земля Курукшетры неоднократно имела ключевое значение в истории Индии.
Здесь происходили события, которые вывели арийские племена из области туманных преданий в историю, пусть мифическую и баснословную, но все же имеющую определенную последовательность событий, действующие лица и реальное значение для жизни Индии. Святость места не помешала неоднократно решать в битвах на полях земли Куру, кому царствовать в стране арьев.
Курукшетра – одно из немногих мест, описываемых в Ригведе, местоположение которых сейчас может быть точно определено и которое до сих пор сохранило свое название без искажений.
С Курукшетрой связано пожалуй самое первое историческое событие в истории Индии – Дашараджне, Битва десяти царей. Если попытаться реконструировать эти события на основании нескольких неясных упоминаний в гимнах, то суть дела заключается во вражде двух пурохит царя бхаратов Судаса. Пурохита был самым приближенным к царю жрецом и полностью направлял его деятельность в сфере обеспечения связи племени с богами. По каким-то причинам прежнего пурохита Вишвамитру сменил новый, Васиштха. Отставленный жрец возбудил ненависть к бхаратам среди соседних племен арья и повел отряды десяти царей на Курукшетру. Особенно интересно упоминание среди участников похода племени яду, именно в нем воплотился Кришну. Судас хитрым маневром смог избегнуть поражения и дал сражение на берегах древней Парушни, нынешней Рави. Союз десяти потерпел поражение, многие воины и два царя утонули в водах реки. Потом бхараты упоминаются в Ригведе как участники битвы с еще одним союзом пяти племен, на этот раз из местного населения – дасью. Племя бхаратов стало самоназванием индийских арья, которое было пронесено через всю историю и дало название современной Республики Индия – Бхарат.
Территория Индии к северу от Дели и к западу от Ямуны была тогда местообитанием арийских племен, слагавших гимны Вед. Позднее они двинулись на восток по долине Ганги и на юг через плоскогорья Декана. А тогда по лугам обширных лесов перемещались вслед за своими стадами коров и быков племена арьев. Они не знали городов, жили в переносных плетенных хижинах, молились под открытым небом перед земляными жертвенниками своим богам – справедливому Варуне, воинственному Индре и Митре, который заставлял их держать клятвы. На колесницах они вторгались в окруженные стенами селения дасью и занимали их земли. От этих времен память осталась только в гимнах Вед.
С потомками ведических арьев или же следующей, более развитой волной арийских племен современные археологи отождествляют так называемую культуру серой расписной керамики. Она просуществовала на севере Индии от 1100 г. до н.э. и исчезла в 400гг до н. э. То есть люди которые выделывали тонкостенные блюда и горшки из серой глины и украшали их черными полосами, застали закат хараппской цивилизации на Индии и строили первые блистательные города Древней Индии, те самые, которые поражают наше воображение в описаниях буддийских джатак. На Курукшетре располагаются многие археологические объекты этой культуры, можно даже сказать, что она была ее географическим центром. Тут археология смыкается с легендами Вед, они взаимно дополняют друг друга, хотя с оговорками и сомнениями.
Но самая первая ассоциация, которая возникает от названия Курукшетра – это конечно битва, описанная в Махабхарате. Даже если считать Махабхарату полностью вымышленной или базирующейся реально на рядовом столкновении малозначительных племен, нужно признать, что в мифах человечества Курукшетра заняла одно из самых выдающихся мест. О ней знают больше людей чем о Трое в Троянской войне и битва эта дала «Бхагават – Гиту», которую считаю своей священной книгой одна из самых многочисленных конфессий в мире. Нет индуиста, который бы не принимал «Бхагават – Гиту» и другие тексты Махабхараты, которые получили статус священных книг – «Мокшадхарму», «Шантипарва», «Анушасанапарва». В них описывается дхарма, то есть правила жизни в соответствии религиозными принципами, что составляет суть индуизма.
Если выполнить вычисления на основании пуранических данных, то сражение описанное в Махабхарате происходило в 3102 г. до н.э. (или в 2449 г.до н.э. по другому способу вычислений). Современная наука относит эти события, в принципе не подвергая их сомнению, к 1440, 1050, 950 и 900 гг. до н.э. Археологические данные хотя прямо не подтверждают эти данные, но и не противоречат им.
Вопрос о битве на Курукшетре по сути означает, правильно ли мы понимаем научную историю и то, что история считает мифологией , как они сочетаются и дополняют друг друга.
Во времена Будды, то есть к середине первого тысячелетия до н.э. Курукшетра как и вся Северо-Западная Индия постепенно теряет политическое и культурное значение. Скорее всего с распространением настических, то есть еретических, не признававших авторитета Вед учений как буддизм и джайнизм, святыни Курукшетры теряют свое общеиндийское значение. Индия тогда в городах постигала тонкости философии буддизма и верила в джинов – победителей джайнов, в деревнях чтила местночтимые святыни, по наследству доставшиеся от аборигенов, при храмах и святынях сохранялись устаревшие формы изживших себя ведических обрядов или плодились новые секты. В этом многоголосом хоре постепенно набирал голос современный индуизм. Но все это происходило уже далеко от Курукшетры. О ней еще помнили, но вряд ли она была местом всеиндийского притяжения.
На Курукшетре же с распадом империи Харши по сути закончилась история Древней Индии, ведической и брахманистской культуры. Началась средневековая Индия.
После гибели империи Гуптов, окончания золотого века Древней Индии, территорию страны поделили между собой десятки, а то и сотни мелких царств, постоянно враждующих между собой. Столицей одного из них был древний Стханешвар, нынешний Тханесар. Вместе с другими царствами Ямуны предки Харши противостояли натиску с востока, из низовий Ганги. Шашанка, властитель Гауды, вероломно убил во время переговоров царей Стханешвара и Канауджа. Ямуна осталась беззащитной перед нашествием с востока. Тогда сопротивление возглавил Харшавардхан, более известный под сокращенным именем Харша. Стханешвар и Канаудж, объединенные под знаменем юного принца, отбросили захватчиков и сами перешли в наступление в 606 г. Харша был удачливым полководцем, в котором воинский талант соединялся с милосердием к побежденным и следованием древним традициям. Его империя простиралась от Аравийского моря до Бенгальского залива, от Нармады на юге до Гималаев на севере. Харша ограничивался признанием своего владычества на покоренных землях, взиманием дани и обязательством вассалов выступать в поход под его знаменами. Поэтому после смерти Харши в 647 году его царство распалась. Это была последняя империя Древней Индии, блистательных и веротерпимых брахманистских и буддийских царств.
В это время на западе Индии воинственные пришельцы уже учились быть индуистами и спустя два столетия раджпуты выступили в свой победоносный поход по следам Харши, последнего древнего властителя.
Позднее Курукшетра уже не имела никакой политической роли.
Ал-Бируни, свидетель и участник тюркских походов в Индию, отметил значение Курукшетры в науке Индии. От Ланки через Курукшетру к мифической горе Меру проходил своего рода «гринвичский меридиан», нулевая линия астрономических и астрологических отсчетов.
История Курукшетры связана с историей междуречья Ямуны и Ганги. Нашествия и владычества мусульман опустошили Курукшетру и привели к забвению ее святынь. Паломничества осуществлялись к немногим из них. По преданию нынешнее местоположение многих тиртх было открыто во сне некоему брахману. Существует мнение, что соседи Курукшетры благочестиво подкорректировали священную географию и многие тиртхи на юге и западе (за пределами современного дистрикта) были смещены на десятки километров.
При веротерпимых Моголах и англичанах тиртхи были восстановлены, появился современный город Курукшетра как центр паломничества рядом с древним Тханесаром и многочисленными деревнями..
Реки Курукшетры
В настоящее время район Курукшетры является водоразделом между двумя огромными речными бассейнами – Индом и Гангой и их притоками, между которыми поделена вся континентальная Индия. Многочисленные реки, речушки и протоки, которые порой разделяет не более десятка километров, несут свои воды в разные моря. Система бывшей Сарасвати уносит свои воды на юго-запад, чтобы затеряться в песках, Ямуна – на юго-восток к слиянию с Гангой.
Так было не всегда.
Четыре тысячи лет назад все воды Курукшетры текли в сторону Инда. Сарасвати времен Ригведы была огромной рекой, причем любимой рекой арьев. Сочинители гимнов словно черпали вдохновение в ее водах и воспевали ее мощь и красоту. Отсюда вышла богиня мудрости Сарасвати. Другая богиня, Ямуна, несла свои воды не Ганге, а Сарасвати.
Потом случилось событие, которое можно описывать по-разному.
Можно сказать, что мощная тектоническая подвижка изменила рельеф Западной Индии. В результате уменьшения уклона река Сарасвати лишилась множества притоков и сама потеряла былую силу. В настоящее время система пересыхающих русел Хакра – Чара - Гхаггар – Сарасвати теряется в болотах Качского Ранна, не достигая Аравийского моря. Ямуна, прежде впадавшая в Сарасвати, получила новое направление. Теперь она несколько сотен километров течет параллельно Ганге, прежде чем слиться с ней у древнего Праяга, нынешнего Аллахабада.
Можно сказать иначе. Боги почему-то лишили своего благословения легендарное Пятиречье арьев Ригведы и покорная их воле Ямуна вспоила новую землю с новым народом. Но Сарасвати лишилась только своего земного облика, зримой силы и красоты. Незримая, она также вместе с Ямуной вливается в Гангу.
Сарасвати — богиня учения и культуры. Другие её имена — Вак (Vak), Вагдеви (Vagdevi), Вагишвари (Vagisvari), Бхарати (Bharati), Вани (Vani). Сарасвати была популярна среди Индуистов, Буддистов и Джайнов. В буддизме она является супругой Манджушри (Manjusri), Бодхисаттвы Мудрости. В Индуистской мифологии Сарасвати иногда была связана с Брахмой, иногда с Вишну или Ганешей. Ригведическая Сарасвати — воплощение реки Сарасвати. Позже она стала идентифицироваться с Ведической богиней Вак (Речь). Когда она становится самостоятельной богиней, то является супругой Брахмы. Матсья-Пурана рассказывает, что Сарасвати была создана Брахмой. Брахма был очарован собственной дочерью. В то время, как она начала кружиться вокруг него в молитве, у Брахмы возникло страстное желание постоянно видеть ее, и потому его лицо возникало во всех напрвлениях — он постоянно видел дочь. Так Брахма приобрел пять ликов. Миф об инцесте Брахмы со своей дочерью обязан своим происхождением Риг-Веде, где ведический Праджапати (Prajapati) соединился со своей дочерью Ушас (Usas).
В нынешней Курукшетре от этих рек осталось немногое. На западе ее пересекает Сатледж, известный еще с ведических времен как Сутудри, главный приток Гхаггара, то есть бывшей Сарасвати, на востоке осталось пересохшее русло изменившей свое направление Ямуны. Современная Ямуна протекает сейчас гораздо восточнее.
Мифологическое описание Курукшетры
Страна Куруша упоминается в Ригведе и Махабхарате. В Двапара Югу это была самая священная область на земле.
Курукшетра лежит на территория между реками Сарасвати на севере и Ямуной на востоке. Протяженность по окружности, по маршруту прадакшины составляет 48 кош (80 миль или 128 км).
Курукшетра – значит поле Куру.
Царь Куру, предок Пандавов, предавался здесь подвижничеству на берегах озера Рамахрада, входящих в цепь Прудов Рамы (совр. Тханесар).
Другие названия Курукшетры и их толкования:
Самантапанчака – имеющая каждую из сторон в пять (йоджан), то есть она представлялась в виде квадрата со сторонами в 80 километров;
Джамбадвипа – остров дерева Джамба, подразумевается, что она окружена пятью прудами, что является представлением о ее центе между прудами Рамы;
Дхармакшетра – поле дхармы, земля закона и справедливости;
Брахмаварта – земля, живущая по законам Брахмы и Ману.
На территории Курукшетры находится девять легендарных лесов, сохранилось название трех из них: Пхалака и Вьяса – в центре, Шитавана – на крайнем западе.
Традиционно считается, что на территории Курукшетры находится 360 тиртх. В настоящее время достоверно определяются лишь немногие из них. Правительство дистрикта официально определило местонахождение и поддерживает в приемлемом для посещения паломников 134 тиртхи.
Множество легенд, связанных с Курукшетрой можно условно разделить на несколько пластов.
Первый из них – космогонические мифы индуизма.
На Курукшетре проявился Брахма как бог – созидатель, который создал вселенную и дал ей законы. Здесь же он до сих пор и пребывает.
Позже, когда земля канула в воды великого потопа Вишну принял форму вепря - Варахи, чтобы спасти богиню Земли Притхви (Prithvi) от власти демона Хираньякши (Hiranyakha. Он нырнул в глубины вод, после продолжительной борьбы убил демона и освободил Землю от потопа пороков силой Верховного Божества. (Эпическая поэма Рамаяна приписывает подъем Земли Брахме. Вишну, Линга и Гаруда-Пураны также приписывают этот подвиг Брахме, однако они идентифицируют Брахму и Вишну. Инкарнация вепря по-разному описывается в различных текстах.).
Второй пласт – древнейшие мифы, ссылки на которые сохранились в Ведах, брахманах и упанишадах.
Вот легенда о Раме, сыне Джамадагни, в том виде как она приводится в Махабхарате. Другие версии вместо теленка называют имя волшебной коровы Сабалы, которая накормила гостей и стала причиной ссоры между царем и отшельником. В любом случае именно на Курукшетре Рама Пурушарама мстил кшатриям и искупал свою вину.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
В племени хайхаев был великий кшатрий по имени Арджуна, сын Критавирьи. Он
имел тысячу рук и благодаря своей необычайной силе подчинил себе весь мир.
Возгордившись, он стал относиться с пренебрежением к богам и святым.
Разгневанные боги обратились к Вишну с просьбой наказать высокомерного
Арджуну. Тогда Вишну родился в виде человека - Рамы, пятого сына
отшельника Джамадагни из древнего брахманского рода Бхригу.
Однажды в отсутствие Рамы в обитель Джамадагни явился Арджуна и похитил
телёнка. Рама, узнав о происшедшем, бросился вдогонку за обидчиком и
вступил с ним в бой. Своим боевым топором он обрубил тысячу рук Арджуны, а
затем убил его самого.
Родственники Арджуны, охваченные жаждой мести, убили Джамадагни. Его
сыновей не было в обители, и некому было защитить отшельника, сам же он,
занятый благочестивыми размышлениями, не оказал никакого сопротивления.
Вернувшись в обитель и увидев мёртвого отца, Рама поклялся истр****ь всех
кшатриев.
Он взялся за выполнение своей клятвы решительно и настойчиво. Все
мужчины-кшатрии были им убиты. Но женщины-кшатрийки породили новое
поколение кшатриев от брахманов. Их также истребил Рама. Так он поступал
трижды семь раз, наполнив кровью убитых пять озёр. Жажда мести у Рамы ещё
не была утолена полностью, но он вынужден был прекратить свои кровавые
дела: мир нуждался в кшатриях-ведь сами боги разделили людей на четыре
варны и смертный не мог менять установленный богами порядок. К тому же
просьба богов о наказании кшатрия Арджуны была уже выполнена. Рама принял
обет отшельнической жизни.
Рама бился со своими врагами боевым топором (парашу), почему этот герой
обычно и называется Паращурама, что значит "Рама с топором" .
Здесь в Двапара-югу впервые появилась царская власть, чтобы избавить людей от беззакония.
Воин и мудрец Бхишма, ученник Рамы Парашурамы, умиравший на Курукшетре так наставлял Юдхиштхиру.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
Бхишма рассказал Юдхиштхире о блаженном веке Крита, когда не было ни
государства, ни царей и никого не нужно было наказывать, потому что всюду
царила добродетель. Но затем нравственность стала падать. Боги перестали
получать жертвоприношения. Это не на шутку встревожило их, и они
обратились к богу Брахме с просьбой установить необходимый порядок на
земле. Бог Брахма возвестил людям сто тысяч правил всех сторон жизни
народа - о богослужении, обязанности людей, морали, отличии лжи от правды
и т.д., а также правила управления страной. Так как выполнение этих
законов людьми могло быть обеспечено лишь применением строгих наказаний,
то и всё изложенное в поучениях Брахмы было названо "Данданити", то есть
"Руководство в применении наказаний". Но так как продолжительность жизни
человека со временем всё больше уменьшалась, люди лишились возможности
полностью изучить столь грандиозный трактат; поэтому сначала Щива, потом
Индра и наставник богов Брихаспати, а затем и великие риши постепенно
сократили его в сто раз. Когда было создано "Руководство в применении
наказаний", боги обратились к Вишну с просьбой назначить человека, который
стоял бы над всеми людьми и обеспечивал бы исполнение законов,
предначертанных Брахмой. Первым царём был назначен Притху - потомок бога
Вишну в восьмом поколении; он был коронован собранием богов. После этого
на земле воцарился мир, восстановилось благополучие, и люди перестали
беспокоиться за безопасность своей жизни и своего имущества. По словам
Бхишмы, все последовавшие за Притху цари были воплощениями самого бога
Вишну.
Третий пласт – события, непосредственно связанные с жизнью Кришны. Наиболее раннее и полное описание их сохранилось в Махабхарате, где Курукшетра выступает местом самой грандиозной в истории человечества битвы. Краткие пересказы из Махабхараты приведены ниже.
Четвертый пласт – полуисторические свидетельства о пребывании в этих местах многочисленных ведических мудрецов и философов – настиков. С Курукшетрой связывают пребывание здесь Будды, хотя я не могу точно сказать в какой из периодов жизни Просветленнного он здесь был. Житие его повествует о долгих годах странствий и поиска истины, он не мог миновать легендарную Курукшетру
Здесь проповедовали почти все гуру сикхов.
Таким образом, на Курукшетре совершали свои деяния четыре аватары Вишну – Вараха, Рама Пурушарама , Кришна вместе с Баларамой, а также Будда.
Кроме этого, предание связывает с Рамой, сыном Дашаратхи, две тиртхи. В одной из них некий мудрец освободился от вцепившейся в него головы ракшаса, убитого Рамой, а храм Бхадаркали возник на месте падения ступни Ситы, жены Рамы.
Махабхарата
Махабхарата считается пятой Ведой или Ведой Кали-Юги. В увлекательной форме Махабхараты изложены священные истины, которые по законам не могли быть открыты шудрам, женщинам и варварам – млечхам. Одновременно с повествованием о вражде двух родственных династий Бхаратов – Пандавов и Кауравов эпос имеет эзотерический второй смысл. Это рассказ о выполнении миссии Кришны по избавлению земли от чрезмерного количества воинов - кшатриев. Им всем предстояло в честью погибнуть в битве на Курукшетре и, по сути дела, Махабхарата описывает последовательность событий, которая с самого начала и до конца была известна только Кришне и Балараме. Разделенные по двум враждующим лагерям миллиарды кшатриев собрались на Курукшетре и за исключением восьми человек истребили друг друга. Кришна принимал самое деятельное участие в подготовке битвы, в качестве советника и возничего – в самой битве и он же примирял победителей и побежденных, доказывая им на примере их же судеб, что все что ни делается во имя Кришны – делается во благо самого человека.
Многие из этих событий описаны во второй и четвертой частях «Компиляции…» - «Хастинапура и Индрапрастха» и «Дварка». То, что относится непосредственно к Курукшетре и Кришне приводится ниже.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
Противники в равной мере были заинтересованы в том, чтобы на их стороне
выступили Кришна и его брат Баларама. Поэтому в Двараку,
отправился сам Дурьйодхана, а от Пандавов - Арджуна. Они прибыли в Двараку
одновременно и объяснили Кришне причину своего посещения. Хотя Кришна
всегда благосклонно относился к Пандавам, особенно к Арджуне, он не решил,
на какой стороне ему выступить, и предложил им выбор: либо взять на свою
сторону его самого, к тому же обязующегося не принимать участия в битве с
оружием в руках, либо его 100 миллионов воинов.
Первому он предоставил право выбора младшему,
Арджуне, который выбрал Кришну. Дурьйодхана же взял его воинов.
Затем Дурьйодхана обратился с таким же вопросом к Балараме, но тот
отказался примкнуть к какой-либо из враждующих сторон. После этого Арджуна
с Кришной и Дурьйодхана с войсками Кришны направились каждый к месту сбора
своих войск, оба довольные результатами посольства.
Мне неизвестно достоверно, почему в качестве поля боя была выбрана именно Курукшетра. Наиболее доступное объяснение – обе стороны рассматривали грядущую битву не как средство достижения политических целей, а как кшатрийское испытание в поединке (собственно, вся восемнадцатидневная битва миллиардов воинов была только серией бесчисленных поединков), которое давала воинам определить собственную меру благочестия и достичь рая Индры. Так в святой Индии в поединках кшатрии издревле испытывали, кто из них более привержен дхарме – тот выходил победителем в рукопашной. Лучшего места чем Курукшетра, она же Дхармакшетра, земля Дхармы, придумать для этой цели было трудно. Сама битва была построена как грандиозный добровольный обряд жертвоприношения, в котором место жертвенных животных, осознанно или нет, заняли люди.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
Вечером и ночью накануне битвы шли последние
приготовления. Были установлены условные слова и значки, по которым
воюющие могли бы отличать во время сражения своих сторонников.
Противники договорились также между собой о соблюдении определённых правил
в битве. По этим правилам каждый из воинов обязан был сражаться только с
воином противной стороны, соответствующим ему по роду оружия: колесничий с
колесничим, всадник со всадником, пехотинец с пехотинцем и т.д. Не
дозволялось поражать воина в то время, как он бьётся с другим в поединке,
воина, лишившегося оружия или отступающего с поля битвы и т.д. Не
участвующие в сражении трубачи, возницы и лагерная прислуга также не
должны были подвергаться нападению. Впрочем, надо сказать, что этим
хорошим правилам обе стороны во время битвы следовали недостаточно твёрдо;
во всяком случае, нарушали их нередко даже самые доблестные воины.
На рассвете две огромные армии, подобные двум океанам, готовым сокрушить
всё живое в конце махаюги, когда должно погибнуть всё на земле, начали
строиться в боевой порядок. Кауравы выстроили свои войска в восточной
части Курукшетры, а их противники - в западной. Стройные ряды бесчисленных
войск, слоны, стоявшие подобно горам, колесницы, украшенные золотом и
драгоценными камнями, блеск оружия, разноцветные развевающиеся по ветру
стяги - всё это представляло собой грандиозное зрелище. Шум голосов
воинов, грохот барабанов, звуки труб, рёв слонов, ржанье лошадей, стук
колёс стоял такой, что казалось, будто раскалывается пополам земля.
В этот момент Арджуна, признанный военный вождь Пандавов, сказал своему возничему Кришне, что он не может сражаться против своих родственников. Он не мог понять, какая причина заставляет его делать это, какая цель оправдывает убийство близких ему людей. Арджуна готов был смириться с приниженным положением Пандавов, признать свое поражение, лишь бы избежать кровопролития, которое казалось ему преступным.
В ответ на это была произнесена «Бхагават – Гита». Она началась с дружеского упрека и закончилась открытием вселенских истин, законов мироздания. Арджуна нашел своем место в замыслах Бога и понял свое предназначение. Он по своей воле принял волю Кришны как свою собственную.
Те же чувства испытывал и старший из Пандавов, Юдхиштхира.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
Сражение вот-вот должно было начаться, но тут
Юдхиштхира, отложив в сторону своё оружие и сойдя с колесницы, направился
в сторону Кауравов. Его братья, удивлённые и недоумевающие, Кришна, а
также некоторые их сторонники пошли за ним. Оказалось, что Юдхиштхира,
понимая какой грех они собираются совершить, решил заручиться формальным
согласием своих родных на начало братоубийственной битвы. Подойдя к
колеснице Бхишмы - старшего в их царском роде, Юдхиштхира с почтением
приветствовал его и попросил разрешения начать битву. Бхишма,
удовлетворённый такой почтительностью и проявлением величия души у
старшего из Пандавов, дал разрешение начать битву и предсказал Юдхиштхире
победу. Затем Юдхиштхира обратился с той же просьбой к наставникам Дроне и
Крине, а также к царю мадров Щалье - брату Мадри, матери близнецов
Пандавов. Они также разрешили начать битву и заверили Пандавов, что те
одержат победу, так как их дело правое. Сами же они вынуждены сражаться за
неправое дело, так как зависят от Кауравов.
Обе стороны, верные дхарме, вступили в битву. Восемнадцать дней две армии уничтожали одна другую. Восемнадцатый день окончился тяжелой окончательной победой Пандавов. Со стороны Кауравов уцелели только четверо. Один из них Дурьйодхана, главный обидчик Пандавов, спрятался на дне озера и был случайно обнаружен. Ему предложили поединок.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
Поединок уже готов был начаться, когда явился брат Кришны Баларама. Он,
как уже упоминалось выше, отказался примкнуть к какой-либо из враждующих
сторон и ушёл путешествовать по святым местам. Он знал уже всё о сражении
и его исходе, знал, что предстоит поединок на палицах между Дурьйодханой и
Бхимой. Оба они были его учениками в битве на палицах и теперь он хотел
убедиться, насколько Дурьиодхана и Бхима овладели этим искусством. Кроме
того, он хотел проследить за тем, чтобы ни одна из сторон не нарушила
правил честной борьбы. Он же предложил вернуться для боя на поле
Курукшетры, которое почитается богами самым священным местом на земле:
каждый воин, погибший на Курукшетре, наверняка попадёт в царство Индры.
Все согласились с предложением Баларамы и направились на Курукшетру; на
южном берегу священной реки Сарасвати состоялось страшное единоборство,
Кришне стало ясно, что в честном бою одержит верх Дурьиодхана, и победа
Пандавов, купленная такой дорогой ценой, ускользнет от них теперь уже
навсегда. Бесчестная победа лучше, чем поражение в честном бою - с такого
рода поучением он обратился к Арджуне. Не обошлось это внушение и без
ссылок на примеры из прошлого и даже на деяния богов, которые, по словам
Кришны, также прибегали к нечестным уловкам.
Выбрав удобный момент, Арджуна хлопнул себя по левому бедру, напоминая
этим Бхиме об обете, данном им в памятный день игры в кости, и побуждая
его бить противника ниже пояса, что решительно запрещалось правилами
такого поединка.
Улучив подходящий момент, Бхима с громадной силой метнул свою палицу в
ноги противнику, и Дурьйодхана рухнул на землю с раздробленными бёдрами.
Бхима подбежал к поверженному врагу и дважды ударил его ногой по голове. С
бешеной радостью закружился он в пляске, всячески хуля своего противника.
Итак, война была закончена. Вождь враждебного войска, был сокрушён, и это
не могло не вызвать вздоха облегчения у Пандавов и их сторонников. Однако
многие из них, в том числе Юдхиштхира, были возмущены поведением Бхимы во
время поединка. Баларама же до того разгневался, что бросился на Бхиму с
поднятым плугом. С большим трудом удалось Кришне хитрыми речами успокоить
своего рассерженного брата.
После поединка Дурьйодханы и Бхимы Пандавы с остатками своих войск
вступили в опустевший лагерь Кауравов. Здесь воины остановились на отдых:
найденные в лагере богатства Кауравов и союзных с ними царей - драгоценные
камни, жемчуг, золото, серебро, украшения и бесчисленное количество рабов
они поделили между собой. Только сами Пандавы и Сатьяки по совету Кришны
вместе с ним расположились на отдых вне лагеря, в значительном от него
отдалении. Благодаря божественному провидению Кришна знал, что произойдёт
этой ночью в лагере, и хотел спасти своих родственников. Что же касается
всех остальных, то они и должны были погибнуть во исполнение той задачи,
ради которой бог Вишну родился на земле в образе Кришны.
Той же ночью, трое воинов, уцелевших из армии Кауравов, устроили резню в лагере победителей.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
К рассвету всё было кончено. Сыновья Драупади, находившиеся в лагере,
панчалы, матсьи и другие союзники Пандавов, уцелевшие во время
кровопролитной восемнадцатидневной битвы на поле Курукшетры, погибли в эту
ужасную ночь.
Таким образом, погибли полностью обе враждующие армии: только три
колесничных воина уцелело в войске Кауравов и только шестеро - в войске
Пандавов.
После окончания битвы Кришна приложил немало усилий, чтобы примирить враждующие стороны и восстановить согласие в семье Бхаратов.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
Узнав о том, что Дхритараштра выехал из Хастинапура к месту сражения,
Юдхиштхира и его братья направились к нему навстречу. Встретив процессию,
Юдхиштхира оказал должные почести своему дяде. Затем каждый из Пандавов
приблизился к Дхритараштре, чтобы обнять его и заверить в своей сыновней
преданности. Но когда после Юдхиштхиры должен был подойти Бхима, хитрый
Кришна отвлёк его в сторону, а вместо него подвинул к слепому царю
железную статую, на которой в своё время упражнялся Дурьйодхана.
Предосторожность оказалась не лишней. Почувствовав вблизи себя убийцу
своего старшего сына, Дхритараштра, как будто уже примирившийся с тем, что
случилось, внезапно воспылал гневом и сокрушил статую в своих могучих
объятиях.
Кришна, обратившись к Дхритараштре с речью, убедил его оставить свой гнев
и помириться с Пандавами. Ведь Дхритараштра - тоже виновник всего
случившегося, так как не следовал его, Кришны, советам и не слушал мудрых
доброжелателей - Бхишмы, Дроны и Санджаи. Сыновья его потерпели поражение
и погибли, но лишь по собственной вине: ведь Пандавы много раз предлагали
мир.
Услышав справедливые слова Кришны, Дхритараштра горько заплакал; не
согласиться с ними он не мог. Поэтому он окончательно решил примириться с
Пандавами и по-отечески обнял младших братьев Юдхиштхиры, в том числе и
Бхиму. Труднее было смягчить гнев матери Кауравов, Гандхари, и помирить её
с убийцами её сыновей. Но в конце концов и это было достигнуто при
содействии прибывшего к этому времени Вьясы.
Затем все направились на Курукшетру. Зрелище,
какое им представилось, никогда ещё не видели глаза людей.
Поле было покрыто множеством тел погибших героев, ещё не так давно бывших
славой и украшением Индии.
Жёны и родственницы погибших героев с распущенными волосами и с горестными
воплями разбрелись по гюлю, отыскивая своих погибших сыновей, братьев,
отцов и мужей. Обнаружив их бездыханные тела, женщины, сражённые горем,
падали на землю, как вырванные с корнем деревья; они обнимали павших
героев и жалобно причитали.
Видя скорбь и горе народа, старая Гандхари обратилась со словами упрёка к
Кришне. Почему не приложил он усилий, чтобы предотвратить истр****ельную
войну между двоюродными братьями, которые все приходились ему
родственниками? Он вполне мог сделать это... Значит он -убийца своих
родственников и должен будет в конце концов поплатиться за это. Гандхари
прокляла Кришну и предсказала, что на тридцать шестом году после битвы на
Курукшетре он погибнет в лесной чаще, предварительно погубив своих
родственников, друзей и всё племя ядавов.
Юдхиштхира стал единовластным правителем Индии и его братья разделили с ним власть и славу. Кришна вернулся в Дварку, но не забывал своих старых друзей и по-прежнему старался восстановить мир и спокойствие в стране.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
Через два года Пандавы решили посетить отшельнико – стариков Дхритараштру,
его жену Гандхари и верного советника Видуру. С ними вместе
отправились родственники и множество народа. Процессию охранял сильный
отряд войска под командой Крины. Они нашли отшельников пребывающими в
добром здравии, кроме Видуры, который совсем истощил себя, добровольно
отказавшись от пищи; он умер сразу же после приезда Пандавов в лесную
обитель.
На другой день сюда прибыл Вьяса. Он обещал присутствующим исполнить любое
их желание. Дхритараштра пожелал перед смертью последний раз увидеть своих
погибших сыновей. Кунти пожелала увидеть своего первенца Карну. Тогда
Вьяса пообещал и всем другим показать на короткое время любимых ими людей,
находившихся уже в ином мире.
Когда наступила ночь, он силою волшебства вызвал погибших героев. И вот из
вод Ганга на колесницах, одетые в доспехи, в которых они некогда
сражались, появились Друпада и Вирата с сыновьями, сыновья Пандавов,
Дурьйодхана с братьями, Карна и множество других царей и воинов.
Все они были теперь свободны от вражды и гордости, гнева и тщеславия. Они
вступили на берег и смешались с живыми. Счастливые Дхритараштра и
Гандхари, к которым на время вернулось зрение (Гандхари, как было сказано
выше, носила повязку на глазах, которую никогда не снимала), радостно
обнимали своих сыновей; Пандавы с должными знаками почтительности
встретили и своего старшего брата Карну; сын находил погибшего отца, брат
- брата, друг - друга, жены ласкали своих мужей. И не было в ту ночь на
берегах Ганга ни печали, ни страха, ни подозрения, ни розни, но было
всеобщее ликование, мир и дружелюбие.
Когда наступило утро, души погибших героев покинули этот мир. Многие жёны
погибших, погрузившись в воды священного Ганга, освободили от телесной
оболочки свои души, которые устремились на небеса вместе с душами их
мужей.
Так состоялось настоящее примирение врагов.
Позже Кришна, уже живший в Дварке, неоднократно посещал Курукшетру во времена солнечных затмений. Я не рискну утверждать, что именно нынешняя Саннихит Саровар омывала Кришну от грехов эти минуты, хотя так утверждают местные жители. Тогда же происходили встречи Кришны со своими друзьями из Враджа – гопи и пастушками.
Еще раз Курукшетра появляется в повествовании о Кришне уже после Его исхода на небо. Выполнив свою миссию, Кришна покинул свою Дварку. Сюда, на Курукшетру, исполняя последнюю волю своего божественного друга, Арджуна привел остатки ядавов.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
Караван, в котором были главным образом старики, женщины и дети, двигался
медленно, часто останавливаясь на отдых. Прибыв в Пенджаб, Арджуна
распорядился дать путникам длительный отдых. Во время стоянки на лагерь
напало племя разбойников-абхиров, вооружённых дубинами. Арджуна справлялся
раньше и не с такими врагами, однако на этот раз его постигла неудача.
Оказалось, что могучий лук Гандива - подарок богов - не слушается его, а
колчаны, раньше всегда наполненные, быстро истощаются. Арджуна сделал всё,
что мог, чтобы отразить нападение абхиров, но он не был уже в состоянии
сделать всё, что хотел: часть обоза была захвачена разбойниками, многие
вдовы были угнаны силой или подчинились добровольно, и он не смог этому
воспрепятствовать.
Он продолжал путь дальше с остатками каравана. Прибыв на Курукшетру, он
расселил всех пришедших с ним по окрестным областям, царём Индрапрастхи
назначил внука Кришны Ваджру, а сам, преисполненный печали, тяжело
вздыхающий, направился в обитель Вьясы. Он рассказал своему деду о том,
что произошло у ядавов, о смерти Кришны, о нападении на караван разбойников
и о своём душевном смятении, вызванном этими событиями.
Вьяса объяснил Арджуне смысл всего происшедшего, значение воплощения Вишну
в образе Кришны и причину смерти последнего. Теперь наступила очередь тех,
кто оказал ему решающее содействие в истреблении рода людского, т.е. самих
Пандавов.
Прадакшина по Курукшетре
Пандавы посетили Курукшетру в течение своего великого паломничества по Индии.
В современной реконструкции прадакшина времен Кришны представляет собой два последовательных круговых обхода.
Первоначально паломник движется по периферии Курукшетры, обходя по часовой стрелке ее врата в последовательности: юг (врата якши Мачакрука)– запад (врата якши Тарантука) – север (врата якшини, чье имя не сохранилось)– восток (врата якши Арантука).
От восточных врат паломник начинает второй круг: направляется (возможно, по реке Апага) к тиртхам, лежащим в глубине Курукшетры в лесах Пхалаки и Вьясы, от Вьяса стхали на юге идет к святыням Запада, потом вдоль Сарасвати приходит к северным вратам и завершает круг на востоке.
Описанные в «Компиляции…» пункты маршрута относятся к северной и восточной частям Поля Куру в границах традиционного обхода.
Путь идет с запада на восток к северным вратам Курукшетры на территории современного города Тханесар и к восточным на территории современного города Пипли.
Самый западный пункт маршрута в границах дистрикта Курукшетра – деревня Тхана.
Тиртха Брахмастхана /Brahmasthana/
Она находится в современной деревне Тхана к юго-западу от Пехоа.
Следующий пункт – современный город Пехоа /Pehowa/
Этот современный город находится в 27 км к западу от Танесара. Он лежит на берегу Сарасвати.
На месте города обнаружены древности культуры серой расписной керамики.
В древности этот город был известен под названием Притхак Тират или Придхудака /Prithdukа Tirath/. Придхудака означает воды Притху. Здесь предавался аскезе царь Притху после кончины своего отца.
Английский археолог Каннингхэм относит его возникновение к 882 году до нашей эры, по другому свидетельству он возник в 895 году во времена короля Мандрапала.
На территории Пехоа находится скопление тиртх.
Тиртха Аушанаса, в переводе «принадлежащая Ушанасу», отмечает место, где подвижник Ушанас превратился в планету Ушанас - Венеру. В другой тиртхе, Вишвамитре, царь – подвижник обрел брахманское достоинство путем аскезы. На этом же месте еще ряд кшатриев, Арштишена, Синдхудвипа и Девадати, также достигли статуса брахманов.
Тиртха Арней /Arnai/
Тиртха расположена в 6 км от Пехоа в деревне Арней.
По преданию здесь сливаются реки Арана и Сарасвати.
Эта тиртха посвящена Шиве. В дни Шивратри здесь проводится большая ярмарка.
Тиртха и гостиничный комплекс Джиотизар /Jyotisar/
Джиотизар находится в 5 км на запад от Курукшетры на дороге в Пехоа.
По преданию, именно здесь под древним баньяном, ныне приподнятом насыпью с постаментом, Кришна наставлял Арджуну перед битвой.
Здесь была произнесена «Бхагават-Гита».
На этом месте сейчас находится современное изображение мраморной колесницы с высеченными изображениями Кришны и Арджуны.
Древний резервуар был недавно отремонтирован и обсажен кустарниками и деревьями. Вблизи его находится гостиница.
Город Тханесар /Thanesar/.
Древнее санскритское наименование Стханвешвара /Sthanvesvara/, под этим именем он вошел в историю как столица императора Харши.
Во времена Кришны города, скорее всего не было, но паломники уже посещали многочисленные святыни на его территории.
Главными из них были пруды Рамы. Возможно, они совпадали или соответствовали северным вратам Курукшетры. Они связаны с деятельностью Рамы Джамадагньи из рода Бхригу, иначе Рамы Пурушарамы, Рамы - с - топором. В отомщении за смерть отца он истребил всех кшатриев на земле и заполнил их кровью пять прудов.
Его предки и прародители, весьма довольные восстановлением попранных прав брахманов, пообещали исполнить любое желание Рамы.
Рама же попросил создать пруды тиртхи, в которых бы он смог бы очисться от греха и невольного нарушения дхармы – как брахман он не должен был быть убийцей и полностью истреблять варну кшатриев. Так появились Пять Прудов Рамы. В настоящее время сохранился только один из них.
Пруд Сарьянавант, Сарьянавата /Saryanavant, Saryanavata/ упоминается еще в Ригведе. С ним связаны ведические легенды о Пуруравасе, Урваши, Куру. Это современное озеро Рамахрада. Здесь предавался подвижничеству царь Куру. На берегу озера есть тиртха Курудхваджа, которая отмечает место, где царь Куру установил свой стяг или царский столп. Озеро носит также наименование Вайя-сарас или Павана-сарас. По местной легенде здесь рождались приятные ветерки, овевавшие подвижника.
Поблизости расположена тиртха Дадхичи, святого, из костей которого была сделана ваджра, с помощью которой Индра сокрушил змея Вритру. Это одно из центральных мифологических событий Ригведы.
Еще одно известнейшее место – Ауджас, тиртха Варуны. По преданию, здесь бог войны Сканда наложил царский знак тилак на лоб первого царя тиртхи. Другие варианты легенды упорно связывают это место с посвящением в царское достоинство, но в этом случае называют в качестве помазанников сам Сканда и даже Варуна.
Посещение Кришны этой местности добавило в перечень тиртх Экаратри, в переводе «одну ночь», то есть ночевки Кришны.
Храм Станешвра Махадев Мандир /Sthanesvra Mahadev Mandir/
Расположен в Тханесаре, чуть в стороне от современной застройки.
В столице Харши этот храм имел важное значение.
По преданию здесь Пандавы просили Шиву о победе в битве на Курукшетре и получили его благословение. Видимо, они обращались с молитвами к сохранившемуся лингаму, который считается очень древним.
По другому преданию храм считается обителью Шивы на Земле.
Комплекс включает в себя тиртху и храм с куполом, увенчанном высокой башенкой.
Храм Бхадаркали /Bhadarkali Mandir/
Храм находится на севере Тханесара на дороге в Джхансу.
Храм считался древним даже во времена битвы на Курукшетре. Здесь Пандавы выполняли жертвоприношения для дарования им победы перед началом битвы.
По преданию, храм был некогда построен на месте падения правой пятки Ситы. Он относится к разряду 51 пит, которые построены на месте рассеяния тела Ситы.
Храм Набхи Камал /Nabhi Kamal/
Храм расположен вблизи Тханесара.
По преданию именно здесь Брахма появился в лотосе как эманация Господа Вишну, покоящегося в водах вечного океана.
В храме есть росписи с изображениями Брахмы и Вишну.
Бхишма Кунда Наркатари /Bhisma Kund (Narkatari) Chandrakupa/
На расстоянии полутора миль от Тханесара по дороге в направлении в Пехоа находится тиртха Наркатари.
По преданию, именно здесь после битвы возлежал Бхишма на ложе из пронзивших его стрел, и дожидаясь благоприятного времени года для своей смерти, наставлял оставшихся в живых Пандавов в дхарме. Чтобы напоить Бхишму, Арджуна пустил стрелу в землю и оттуда забил источник для утоления жажды страждущего.
Город Курукшетра возник в новое время и связан с легендарным прошлым священной страны только названием. На его территории в древности находились малоизвестные тиртхи.
В городе есть Музей Шри Кришны, созданный в 1987 году и перестроенный в 1991 году.
Здесь находятся как артефакты, найденные во время раскопок, так и современные произведения искусства. Музей считается крупнейшим собранием предметов и литературы, посвященных Кришне.
Город Пипли /Pipli/.
Вблизи современного города Пипли на Сарасвати находится тиртха Ратна Якш. Это древние восточные врата Курукшетры, охраняемые якшой Арантуки.
Другие святыни
Саннихит Саровар /Sannihit Sarovar/
Расположен в современном городе Саннивата в 13 км к югу от Тханесара (вне дистрикта Курукшетра).
В средние века Саннихит Саровар почитался как центр Курукшетры.
По преданию в тиртху Саннихит Саровар впадают воды семи святых Сарасвати. Некогда вода всей Арьяварты предстали перед Брахмой и сказали ему: «Человек омывается наших водах и смывает с себя бремя грехов, а мы должны нести их. Освободи нас от этой тяжести». Сознавая справедливость просьбы, Брахма постановил, что воды всей страны освобождаются от накопленных людских грехов, если они собираются в дни солнечного затмения, Амавасью, в Саннихит Саровар.
Рядом находится множество маленьких храмов. Наиболее примечательны из них:
Храм Дхрувы Нараина /Dhruv Narain Temple /;
Храм Господа Вишну /Lord Vishnu Temple/;
Храм Лаксми Нараина /Laxmi Narain Temple/;
Храм Владыки Ханумана /Lord Hanuman Temple/;
Храм Матери Дурги /Mother Goddess Durga Temple/.
Брахма Саровар /Brahmasarovar/
В настоящее время тиртха Брахмосаровар считается центром паломничества в Курукшетре.
Здесь некогда Брахма задумал и создал видимую вселенную и дал ей свои законы.
Наиболее действенным считается омовение в день солнечного затмения Амавасья.
Около вымощенного камнем резервуара находится множество маленьких храмов. Наиболее примечательны из них:
Храм Махадева /Mahadev Temple, also called Saveshwar Mahadev Temple/;
Храм Бирла Гита Мандир /Birla Gita Mandir Temple/;
Храм Баба Шарванатха /Baba Sarwannath Temple/;
Храм Хавели /Haveli Temple/.
Тиртха Локадхара, в переводе «поднятие земли». По преданию, Вараха, аватара Вишну, именно здесь извлек клыками Землю.
Она находится у современной деревни Лодхара.