Город Канчанабури, находящийся в паре часов езды от Бангкока – место во всех отношениях замечательное. Он расположен в живописной долине на реке Квай и имеет целый ряд достопримечательностей, привлекающих любознательных туристов. Лучшие из них, правда, не в самом городе, а в его окрестностях (а иногда и за ними, как, например, горячие источники Хин Дад – 130 км. от Канчанабури).
В окрестностях Канчанабури (45 километров от города) находится и так называемый «Тигриный храм» (Ват Па Луангта Буа Янасампанно) – место, привлекающее в эти края все больше и больше туристов. Особенно популярно оно стало после того, как по телеканалу «Энимал планет» прошел репортаж об этом храме. Со всего света сюда на помощь добрым монахам, спасающим тигров устремились добровольцы, а посетители, желающие сфотографироваться с тиграми в обнимку стали исчисляться десятками ежедневно.
Фотографируются не только с тиграми, но и с настоятелем монастыря Пхра Ачарном. В своих интервью он рассказывает, что все началось много лет назад, когда в монастырь принесли тигрят, чью маму убили браконьеры. Монахи стали «воспитывать» малышей в духе буддистского милосердия, а местные жители стали приносить им все новых и новых тигрят. На данный момент в «Тигрином храме» и взрослые тигры, и малышня.
Я был в этом монастыре пару лет назад, и еще несколько раз привозил туда своих друзей, но сам, высадив их у Тигриного храма, отправлялся в другое место. Почему? Потому что в первое и последнее мое посещение его, мне это место не приглянулось.
Все выглядело неестественно. Страшные хищники, хозяева джунглей вели себя как домашние котята. Шоком для меня был момент, когда почти взрослого тигра, не желавшего уходить из каньона, волонтеры тащили за хвост, а он даже не огрызался. Те ли это тигры, о которых писал Уильям Блейк: «Тигр, о Тигр, в кромешный мрак, Огненный вперивший зрак! Кто сумел тебя создать? Кто сумел от тьмы отъять?». Что с ними сделали? Почему они такие?
Может их накалывают специальными препаратами? Возможно. Но доказательств этому нет. Может монахи изобрели уникальные методы буддистской дрессировки, позволяющие превратить свирепых хищников в больших буддистски настроенных кошек? Возможно. Но доказательств этому нет. Может и правда в этих тигров реинкарнируют души предков, как об этом заявляет Пхра Ачарн и поэтому они такие необычные? Возможно. Но этому доказательств, тем более, нет.
Это, пожалуй, главное, из-за чего мне и не хочется больше посещать Тигриный храм. Даже то, что монастырь превратился в коммерческое предприятие не так отвратительно, как то, что тигры в нем какие-то не тигриные.
Но это мое личное отношение и я прекрасно понимаю, что оно субъективно и что есть другие субъективные мнения, прямо противоположные моему.
Но оказалось, что реальность, возможно, гораздо печальнее моих самых грустных мыслей по поводу Тигриного храма. В июльском номере журнала «Гео» (http://www.geo.ru/archive/geo-160) размещен материал, в котором Пхра Ачарна называют одним из организаторов нелегального бизнеса по торговле тиграми. Я прекрасно осознаю, что написать можно что угодно и что брехни в СМИ гораздо больше правды, но этой шокирующей публикации склонен верить. И тем, кого я еще повезу в Канчанабури я буду говорить, что если они посетят Тигриный храм, то тем самым своими деньгами поддержат людей, делающих бизнес на торговле вымирающими хищниками. Грустно...