Ларчик :
Я пыталась узнать, откуда растут ноги у легенды о гибели гандхарского царского дома и об интриге Шакуни. Даже задавала этот вопрос на Арсазиатике. Ответить мне пока никто не смог.
У Махабхараты странное свойство - она благополучно совмещает в себе разные варианты сюжета. И ничего.
Может быть такое, что Шакуни просто любящий дядя сотни своих плямешей и только учавствует в их интригах? И приносит свою хитрость и опытность? - Может.
Может быть такое, что Шакуни мал помалу вовлекается и находит вкус в распре Кауравов с Пандавами и незаметно для себя оказывается главной движущей силой интриги? - Возможно.
Может быть, что Шакуни мстит за поруганную честь династии Гандхары гордым Куру и с самого начала сеет вражду между Пандавами и Кауравами - и доводит дело до гибели почти всех, почти крушения династии Куру? - Тоже возможно.
Как и в реальной жизни, сказать утвердительно, считать один из сюжетов единственно правильным невозможно. Мы видим только внешнюю канву событий и только строим предположения о движущих силах.
Махабхарата допускает все.
И бесполезно говорить о том, какой вариант правильнее. Для Махабхараты этот вопрос не имеет значения.
Можно говорить только о том, какой из вариантов сюжета ближе к условной европейской системе координат. Насколько я помню историю публикации Махабхараты, существует две записи текста, сделанные в конце 19 или начале 20 века - на их основе были изданы один или два санксритских текста, которые стали считаться эталонами. От них пляшут все переводы и толкования. А кто сказал, что эти записи наиболее точно и полно отражают первоначальную традицию? И что в других вариантах Махабхараты, ее фрагментах, которые до сих пор существуют в устной традиции, не отражен точнее текст Вьясы?
С моей точки зрения можно говорить о том, был ли Шакуни автором или просто участником интриги только с точки зрения условной "индологической" версии Махабхараты.
А настоящая Махабхарата допускает все версии как равноценные. Это не река с одним руслом, это скорее океан с течениями, которые перемешиваются между собой.