Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Индийский Эпос › Спектакль "Шакунтала".

Карма 5
25.10.2006
В нашем театре им. Франко ставят спектакль "Шакунтала". Это зрелище! Настолько зрелище, что можно пережить даже неожиданную и непривычную украинскую транскрипцию имени героини - ШЯкунтала. Текста в спектакле не много, в основном - пантомима и танец. Я даже не знаю, с чего начать. Наверно, все-таки с сюжета. Из него убрали всю историю с кольцом, сочиненную Калидасой. И прекрасно без нее обошлись. По версии спектакля, царь не только не признает Шакунталу женой, но даже к ней не выходит, что не удивительно - Душьяту и выросшего Бхарату играет один артист. Но это оказывается совершенно не важно, потому что Шакунтала полностью реализовалась в материнстве, а Бхарата все равно получит царство в силу личных достоинств и покровительства богов. Правда, неожиданная трактовка?

Теперь попробую описать, как это выглядело. Каждый персонаж был решен полностью в одном цвете - костюм (трико и дхоти), парик, грим. Душьята, он же Бхарата, - в красном, Шакунтала - в лимонном, Индра - в белом, брахманы - один зеленый, второй темно-синий, с оранжевыми бородами и прическами; отшельницы - подружки Шакунталы - бирюзовая и сиреневая. Только святой Канва в более-менне реальных цветах: коричневая одежда, белая седая голова и борода. Действие происходило в лесу. Лес изобразили с помощью зверей. Крупных зверей - слона, корову, лошадь, льва - возили на роликах, мелких - птиц и рыб(!) персонажи носили в руках, играя, как в кукольном театре. Звери были сделаны в стиле народных росписей. Мне при виде них вспомнилась Мария Примаченко, но с другой стороны, возможно, индийской традиции они тоже не противоречили. Когда разноцветные люди и куклы перемещались по сцене,- то среди вертикальных занавесей - колонн, или стволов; то на фоне длинного полотнища, изображающего ход времени,- возникал образ совершенно сказочного леса, этакого эдема, созданного в своей обители добрым и мудрым Канвой, в котором очень хорошо расти ребенку - сперва Шакунтале, потом - Бхарате, и которого, вероятно, хватит и на их потомков вплоть до самой Великой Битвы. Очень красивая сцена: Шакунтала несет сверток-ребенка, вокруг - люди и звери, она на миг пристраевает дитя на спину льву и птице. Персонажи совершают круг - и по сцене бегает маленький мальчик в красном, с крошечным луком в руках. Третий круг - люди и звери идут цепочкой, впереди - выросший Бхарата несет на вытянутых над головой руках льва.

Изумительно сделана ночь любви. Вначале - темный задник с огнями-звездами. На их фоне проезжает на слоне Индра. Благодаря подсветке он кажется совершенно призрачным. Потом возникают темные силуэты Шакунталы и Душьяты, которые постепенно высвечиваются. Танец, естественно, по мотивам скульптуры Каджурахо, сложная красивая акробатика, но самые эффектные все равно эти первые пару минут.

В углу сцены на переднем плане сидели три музыканта, и весь спектакль сопровождали изумительной индийской музыкой вживую. У них был потрясающий сольный номер: посреди спектакля занавес закрывается, и минут десять - только музыка. Танцы поставлены, как для нашего театра, весьма прилично, и исполнены достойно, особенно быстрые. На медленных танцах мужчины, когда приходилось надолго замирать, стоя на одной ноге, теряли равновесие. Но придираться к этому как-то не хочется.

В общем, это здорово.
Карма 5
25.10.2006
А вот что об этом же спектакле пишет Либерис:

Кста, вот мой обещанный отзыв на Шакунтлу.

"Мы сегодня ходили на Шакунталу (или Щакунталу, как рекомендует Альвдис - и как к нашему удивлению это имя таки произносили актеры Киевского театра им.Франка).

Впечатлились! Начать с того, что музыкальное сопровождение было действительно на высоте. Три юноши сидели, как и положено, в углу сцены, и играли на барабанах, вине, и еще много чем явно индийском, но поди знай как оно называется. Причем в перерыве между актами они выдали такую зажигательную импровизацию, что я подумала:"Если бы джаз не был изобретен на основе африканских ритмов, его бы стоило изобрести на основе индийских!"

Сценография была потрясающая! При помощи минимальных декораций (три расписных полотнища по мотивам известных рельефов) и великолепно поставленного света, сцена превращалась то в дикие джунгли, то в шумный город, то в совершенно запредельный, звездный мир богов. Удивительно красивой была сцена ночи любви - когда вот на эту сине-бархатную вечность с огромными звездами ложаться два силуэта - мужчина и женщина.

А знаете как выглядит ход времени? Луна и месяц, то сходятся, сворачивая полотнище небосклона, то расходятся. И болтают о том, что нынче происходит в тройственной вселенной.

Очаровательны были джунгли - со зверями, которые хотя и сделаны из картона и папье-маше, но при этом совершенно живые! И мальчишка Бхарата их гоняет с таким узнаваемым восторгом - точно как нашего рыжего кота гоняет мой двоюродный племянник! Я не удержалась и, конечно, откомментировала: "Когда в джунглях появился малец - всем там сразу стало мало места. Бедные звери разбежались кто-куда. Вот так и наступают экологические катастрофы!"

А какой совершенно УРАГАННЫЙ был Индра на расписном слоне! Как ему удавалось быть и смешным,и великим! Все - строго по первоисточникам. Мы поняли, что постановщики относятся к индийскому эпосу так же как и мы - с глубоким уважением, искренней любовью, но при случае с удовольствием "прикалываются". Разве не это хранит традицию живой?

А как в самое сердце ранит отчаяние отвергнутой Шакунталы, которая не в состоянии поверить, что тот, кого она любила, кому верила беззаветно,отвернулся и от нее и от своего сына!

Одним словом, было на что посмотреть! Конечно, господа пуристы, наверное, плюются и выискивают 1001 ляп, как например, в моем любимом "Последнем Самурае". Но суть-то не в том, какого оттенка цвет листьев ашоки, уважаемые! Понятно, что это, конечно, славянская Шакунтала, а не индийская. Но люди и нелюди, добрые и недобрые! Если оно вызывает эмоциональный отклик, если оно таки классно, ракшас побери, оно таки стоит того, чтобы быть!"
Карма 23
26.10.2006
"Шакунтала" - самый любимая на Западе древне-индийская пьеса. Постановок ново-индийских пьес я тоже не припоминаю. Запад есть Запад, Восток есть Восток и так далее.

А вот Шакунтала прижилась. Романтичная любофф в сени деревьев, трогательное расставание, забывание любимой и наконей встреча запатентовал свой сюжет, то он был бы миллиардером и летал бы не то что на личном Боинге, как Сидне Шелтое, а на собственном космическом челноке. Этот сюжетный ход использован только за последнее десятилетие минимум сто тысяч раз в кино, сериалах и женских романах. Это ежели скромно по тыще баксов с рыла....- на скромную жизнь в собственной стране хватит.

Хорошо, что Калидаса живет не сейчас, давно умер (полторы тысячи лет как минимум) и писал о том, что было ему близко, не задумываясь о последствиях - любви.

В России примерно сто лет назад была какая-то шумная постановка Шакунталы. Очень уж она тогда совпала по духу с мироощущением того времени. С ней были связаны многие известные имена. Потом раскопаю подробности и размещу дополнительно.
Карма 5
26.10.2006
Любопытно то, что в спектакле франковцев от Калидасы осталось только вступление - диалог между главой труппы и актрисой. Текст сведен к минимуму. Сюжет приближен к варианту "Махабхараты" - ни намека на проклятие Дурвасаса и историю с кольцом и рыбой. Нет даже хеппи-энда: царь к Шакунтале не возвращается, Бхарате предстоит добыть престол самому. Там, где Шакунтала взывает к Душьяте, который к ней так и не выходит, текст взят из "Махабхараты" и качественно переведен на украинский. "Шакунтала" получилась не калидасовская, а составленная на основе разных вариантов этой истории.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики