В нашем театре им. Франко ставят спектакль "Шакунтала". Это зрелище! Настолько зрелище, что можно пережить даже неожиданную и непривычную украинскую транскрипцию имени героини - ШЯкунтала. Текста в спектакле не много, в основном - пантомима и танец. Я даже не знаю, с чего начать. Наверно, все-таки с сюжета. Из него убрали всю историю с кольцом, сочиненную Калидасой. И прекрасно без нее обошлись. По версии спектакля, царь не только не признает Шакунталу женой, но даже к ней не выходит, что не удивительно - Душьяту и выросшего Бхарату играет один артист. Но это оказывается совершенно не важно, потому что Шакунтала полностью реализовалась в материнстве, а Бхарата все равно получит царство в силу личных достоинств и покровительства богов. Правда, неожиданная трактовка?
Теперь попробую описать, как это выглядело. Каждый персонаж был решен полностью в одном цвете - костюм (трико и дхоти), парик, грим. Душьята, он же Бхарата, - в красном, Шакунтала - в лимонном, Индра - в белом, брахманы - один зеленый, второй темно-синий, с оранжевыми бородами и прическами; отшельницы - подружки Шакунталы - бирюзовая и сиреневая. Только святой Канва в более-менне реальных цветах: коричневая одежда, белая седая голова и борода. Действие происходило в лесу. Лес изобразили с помощью зверей. Крупных зверей - слона, корову, лошадь, льва - возили на роликах, мелких - птиц и рыб(!) персонажи носили в руках, играя, как в кукольном театре. Звери были сделаны в стиле народных росписей. Мне при виде них вспомнилась Мария Примаченко, но с другой стороны, возможно, индийской традиции они тоже не противоречили. Когда разноцветные люди и куклы перемещались по сцене,- то среди вертикальных занавесей - колонн, или стволов; то на фоне длинного полотнища, изображающего ход времени,- возникал образ совершенно сказочного леса, этакого эдема, созданного в своей обители добрым и мудрым Канвой, в котором очень хорошо расти ребенку - сперва Шакунтале, потом - Бхарате, и которого, вероятно, хватит и на их потомков вплоть до самой Великой Битвы. Очень красивая сцена: Шакунтала несет сверток-ребенка, вокруг - люди и звери, она на миг пристраевает дитя на спину льву и птице. Персонажи совершают круг - и по сцене бегает маленький мальчик в красном, с крошечным луком в руках. Третий круг - люди и звери идут цепочкой, впереди - выросший Бхарата несет на вытянутых над головой руках льва.
Изумительно сделана ночь любви. Вначале - темный задник с огнями-звездами. На их фоне проезжает на слоне Индра. Благодаря подсветке он кажется совершенно призрачным. Потом возникают темные силуэты Шакунталы и Душьяты, которые постепенно высвечиваются. Танец, естественно, по мотивам скульптуры Каджурахо, сложная красивая акробатика, но самые эффектные все равно эти первые пару минут.
В углу сцены на переднем плане сидели три музыканта, и весь спектакль сопровождали изумительной индийской музыкой вживую. У них был потрясающий сольный номер: посреди спектакля занавес закрывается, и минут десять - только музыка. Танцы поставлены, как для нашего театра, весьма прилично, и исполнены достойно, особенно быстрые. На медленных танцах мужчины, когда приходилось надолго замирать, стоя на одной ноге, теряли равновесие. Но придираться к этому как-то не хочется.
В общем, это здорово.